Социальная политика государства в области опеки попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают особенности опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства 5
1.1. Опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики на современном этапе 5
1.2. Понятие опеки и попечительства 7
1.3. Становление российского законодательства об опеке и попечительстве 10
Глава 2. Реализация законодательства в области опеки и попечительства в России 15
2.1. Организация опеки и попечительства на уровне субъекта РФ 15
а) Структура органов опеки и попечительства субъекта РФ 16
б) Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ 17
в) Основные полномочия органов опеки и попечительства субъектов РФ 18
2.2. Организация опеки и попечительства на уровне местного самоуправления 21
2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре 25
Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации 28
3.1. Защита и поддержка опеки и попечительства 28
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства 29
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Симкина 4 курс 1Я ПРОВЕРКА.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре

 Организация  и осуществление деятельности  по опеке и попечительству  на территории Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры осуществляется  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.

Полномочиями  по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, наделяются уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы опеки и попечительства), определяемые Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

        Задачами органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры помимо установленных федеральным законодательством являются:

     1) профилактика  социального сиротства;

     2) обеспечение  приоритета семейных форм воспитания  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

     3) участие  в оказании психолого-педагогической, социально-правовой, социально-методической  помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

        К полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся:

     1) участие  в деятельности по профилактике социального сиротства;

     2) содействие  в защите жилищных прав детей-сирот  и детей,  оставшихся без попечения  родителей, в том числе по  обеспечению их жилой площадью  в случаях, предусмотренных действующим  законодательством; 

     3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

     4) формирование  регионального банка данных приемных  семей;

     5) формирование  реестра недееспособных и не полностью дееспособных граждан.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [17].

Отдельными  государственными полномочиями, предусмотренными ст. 2 Окружного закона № 114-оз, наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований автономного округа: 1) Белоярский район; 2) Березовский район; 3) Кондинский район; 4) Нефтеюганский район; 5) Нижневартовский район; 6) Октябрьский район; 7) Советский район; 8) Сургутский район; 9) Ханты-Мансийский район; 10) город Когалым; 11) город Лангепас; 12) город Мегион; 13) город Нефтеюганск; 14) город Нижневартовск; 15) город Нягань; 16) город Покачи; 17) город Пыть-Ях; 18) город Радужный; 19) город Сургут; 20) город Урай; 21) город Ханты-Мансийск; 22) город Югорск.

Финансирование расходов, связанных с реализацией Окружного закона № 114-оз, осуществляется в виде субвенций в объеме, предусмотренном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год. [16].

Таким образом, существующее законодательство в ХМАО – Югре в области опеки и попечительства полностью соответствует федеральному законодательству.

 

 

 

Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации

3.1. Защита  и поддержка опеки и попечительства

Необходимость принятия Федерального закона «Об опеке и  попечительстве» назрела давно. Правовое регулирование опеки и  попечительства не составляло единого  правового института и осуществлялось нормами гражданского и семейного права, а в отношении жилого помещения — еще и нормами жилищного права.

Проблемы детей, лишившихся попечения родителей, на протяжении многих лет остаются острыми и  требуют коренного пересмотра опеки  и попечительства как одной из основных форм устройства таких детей. Безвозмездность осуществления опеки и попечительства являлась сдерживающим фактором устройства детей под опеку или попечительство и приводила к тому, что даже близкие родственники ребенка в силу недостаточной обеспеченности их самих и незначительности сумм пособий, выплачиваемых государством на детей, находящихся под опекой или попечительством, не могли принять ребенка в свою семью. Все формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, в том числе их передача под опеку или попечительство, а также осуществление опеки и попечительства над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами нуждались в более существенной государственной поддержке. 
Разрозненность норм, регулирующих передачу детей и названных лиц под опеку и попечительство, не обеспечивала надежную защиту их прав и законных интересов, особенно их имущественных прав. Достаточно сказать, что все вопросы, связанные с совершением опекуном или попечителем сделок с имуществом, принадлежащим подопечным, и распоряжением доходами и средствами, принадлежащими подопечным (как несовершеннолетним, так и недееспособным или ограниченно дееспособным), регулировались правилами одной ст. 37 Гражданского кодекса РФ. При этом подопечные не были реально защищены от злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя при распоряжении их имуществом. [22].

Действительно, принятие Федерального Закона «Об опеке и  попечительстве» было долгожданным для никем не защищенных детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, потому что именно в этот нормативный акт дает ощущение уверенности в завтрашнем дне как для опекуна (попечителя), так и для опекаемого.

3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства

В связи со вступлением в законную силу Федерального Закона № 48-ФЗ (с 1 сентября 2008 г.) существенно изменяются основы осуществления опеки и попечительства. Новым Законом введены новые положения и правила, в частности: 
• возможность заключения с опекуном или попечителем договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе;  
• преимущественное право бабушки и дедушки, родителей, супругов, совершеннолетних детей, совершеннолетних внуков, братьев и сестер совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами;  
• назначение опеки или попечительства по совместному заявлению родителей на период, когда они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием в качестве опекуна конкретного лица;  
• право единственного родителя сделать соответствующее распоряжение, определив на случай своей смерти опекуна или попечителя путем подачи заявления в орган опеки и попечительства;  
• возможность назначения нескольких опекунов одному подопечному;  
• упрощенный порядок предварительной опеки или попечительства в случае, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя; 
• назначение попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, по заявлению такого несовершеннолетнего с указанием конкретного лица.

Определены права и  обязанности опекунов и попечителей, предусмотрена передача опекунам или попечителям имущества подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения их прав и обязанностей, а также порядок составления такой описи. Установлены порядок, правила и сроки представления 
опекуном или попечителем отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении данным имуществом с приложением соответствующих документов. Предусмотрены основания отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей и прекращения опеки и попечительства. [22].

В главе 4 Закона определен  правовой режим имущества подопечных, подробно регламентированы правила  распоряжения опекуном или попечителем  имуществом подопечных, порядок и  сроки выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение опекуном или попечителем действий и сделок, затрагивающих имущественные права подопечного [4]. Впервые определены правила пользования опекуном или попечителем имуществом подопечного с предоставлением органу опеки и попечительства права досрочно прекратить пользование этим имуществом при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

Особое внимание в  Законе уделено правилам безвозмездного пользования опекуном или попечителем  жилым помещением, принадлежащим  подопечному. Закон оберегает жилое  помещение подопечного и ограничивает условия безвозмездного пользования им опекуном или попечителем, допуская такое использование только в порядке и на условиях, предусмотренных законом по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, и при условии отдаленности места жительства опекуна или попечителя, а также наличия других исключительных обстоятельств. Это сделано как в целях сохранности жилого помещения подопечного, которое может быть передано в возмездное пользование с получением им доходов, так и в целях предотвращения принятия подопечного под опеку или попечительство в корыстных целях — для безвозмездного пользования принадлежащим ему жилым помещением. [22].

Значительную роль в  охране имущественных прав подопечных должны сыграть введенные ст. 25 Закона новые правила об ответственности  опекунов и попечителей: по сделкам, совершенным от имени подопечных; за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного; за ненадлежащее исполнение опекуном или попечителем обязанностей по охране и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и др.). [4].

С точки зрения гарантий прав лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, важным является закрепленное в Законе правило, согласно которому если такому лицу в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления данного лица (так было и ранее), а в отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со ст. 122 СК РФ факта отсутствия родительского попечения (новое правило). В этих случаях орган опеки и попечительства несет такую же ответственность, как и опекун или попечитель.

Усилена роль судебной защиты по вопросам, связанным с установлением, осуществлением и прекращением опеки  или попечительства. Предусмотрено  обжалование в судебном порядке актов органов опеки и попечительства: 
- о назначении и об отказе в назначении опекуна или попечителя; 
- о выдаче или отказе в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок и других действий, существенно затрагивающих имущественные права подопечных; 
- об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об отстранении их от исполнения таких обязанностей.

Законом установлено, что  подопечный вправе обжаловать в орган  опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. Такое право не ограничено каким-либо возрастом подопечного. Кроме того, в Закон включена глава, посвященная формам государственной поддержки опеки и попечительства. [22].

Таким образом, в данном пункте доступно изложена часть самых важных нововведений в области опеки и попечительства, определенных Законом 48-ФЗ.

3.3. Неточности и ошибки в законодательстве

Большое значение Закона в совершенствовании правового  регулирования вопросов установления, осуществления, прекращения опеки и попечительства, в усилении защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, в определении правового режима их имущества и охране их имущественных прав очевидно и бесспорно, однако нельзя не отметить, что он 
недоработан, имеет неточности, несогласованность норм и даже правовые ошибки. Приведем лишь некоторые из них.

1. В ч. 2 ст. 13 Закона  содержится ссылка на часть  4 ст. 445 ГК РФ вместо пункта 4 данной статьи. Это правовая ошибка. В Федеральном законе от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при внесении изменений в Семейный кодекс РФ и включении в него нормы, аналогичной ч. 2 ст. 13 Закона, такой ошибки нет.

2. В части 1 ст. 14 Закона  указано, что установление опеки  и попечительства допускается  по договору об осуществлении  опеки и попечительства (в том  числе по договору о приемной семье, а также в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, и по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). При такой диспозиции правовой нормы законодательная техника обязывает указать, в каких случаях (во всех или в конкретных либо в одном случае) допускается заключение данного договора. Однако таких указаний эта норма не содержит. Лишь в ч. 2 вышеуказанной статьи обозначено, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. Из этого следует, что договор об осуществлении опеки и попечительства заключается в случае осуществления опеки на возмездных условиях. Допускается ли заключение такого же договора в случае безвозмездного осуществления опеки и попечительства, из Закона выяснить невозможно.

3. Несогласованность  ч. 2 ст. 14 и ч. 2 ст. 16 Закона. Частью 2 ст. 14 Закона установлено правило,  согласно которому в случае издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя на возмездных условиях этот орган обязан заключить с опекуном или попечителем договор об 
осуществлении опеки и попечительства. Если орган опеки и попечительства необоснованно уклоняется от заключения такого договора, то опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, 
предусмотренные ч. 4 ст. 445 ГК РФ (следует читать «п. 4 ст. 445 ГК РФ»). 
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Отсюда следуют два правила: в указанном случае заключение договора об осуществлении опеки и попечительства для органа опеки и попечительства является обязательным, опекун или попечитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого органа заключить 
такой договор.

Информация о работе Социальная политика государства в области опеки попечительства