Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа
Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают особенности опеки и попечительства.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства 5
1.1. Опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики на современном этапе 5
1.2. Понятие опеки и попечительства 7
1.3. Становление российского законодательства об опеке и попечительстве 10
Глава 2. Реализация законодательства в области опеки и попечительства в России 15
2.1. Организация опеки и попечительства на уровне субъекта РФ 15
а) Структура органов опеки и попечительства субъекта РФ 16
б) Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ 17
в) Основные полномочия органов опеки и попечительства субъектов РФ 18
2.2. Организация опеки и попечительства на уровне местного самоуправления 21
2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре 25
Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации 28
3.1. Защита и поддержка опеки и попечительства 28
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства 29
Заключение 37
Список литературы
Организация
и осуществление деятельности
по опеке и попечительству
на территории Ханты-
Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, наделяются уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы опеки и попечительства), определяемые Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Задачами органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры помимо установленных федеральным законодательством являются:
1) профилактика социального сиротства;
2) обеспечение
приоритета семейных форм
3) участие
в оказании психолого-
К полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся:
1) участие в деятельности по профилактике социального сиротства;
2) содействие
в защите жилищных прав детей-
3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
4) формирование
регионального банка данных
5) формирование реестра недееспособных и не полностью дееспособных граждан.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [17].
Отдельными государственными полномочиями, предусмотренными ст. 2 Окружного закона № 114-оз, наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований автономного округа: 1) Белоярский район; 2) Березовский район; 3) Кондинский район; 4) Нефтеюганский район; 5) Нижневартовский район; 6) Октябрьский район; 7) Советский район; 8) Сургутский район; 9) Ханты-Мансийский район; 10) город Когалым; 11) город Лангепас; 12) город Мегион; 13) город Нефтеюганск; 14) город Нижневартовск; 15) город Нягань; 16) город Покачи; 17) город Пыть-Ях; 18) город Радужный; 19) город Сургут; 20) город Урай; 21) город Ханты-Мансийск; 22) город Югорск.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Окружного закона № 114-оз, осуществляется в виде субвенций в объеме, предусмотренном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год. [16].
Таким образом, существующее
законодательство в ХМАО – Югре
в области опеки и
Необходимость принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» назрела давно. Правовое регулирование опеки и попечительства не составляло единого правового института и осуществлялось нормами гражданского и семейного права, а в отношении жилого помещения — еще и нормами жилищного права.
Проблемы детей, лишившихся
попечения родителей, на протяжении
многих лет остаются острыми и
требуют коренного пересмотра опеки
и попечительства как одной из основных
форм устройства таких детей. Безвозмездность
осуществления опеки и попечительства
являлась сдерживающим фактором устройства
детей под опеку или попечительство и
приводила к тому, что даже близкие родственники
ребенка в силу недостаточной обеспеченности
их самих и незначительности сумм пособий,
выплачиваемых государством на детей,
находящихся под опекой или попечительством,
не могли принять ребенка в свою семью.
Все формы устройства детей, оставшихся
без родительского попечения, в том числе
их передача под опеку или попечительство,
а также осуществление опеки и попечительства
над недееспособными и ограниченно дееспособными
гражданами нуждались в более существенной
государственной поддержке.
Разрозненность норм, регулирующих передачу
детей и названных лиц под опеку и попечительство,
не обеспечивала надежную защиту их прав
и законных интересов, особенно их имущественных
прав. Достаточно сказать, что все вопросы,
связанные с совершением опекуном или
попечителем сделок с имуществом, принадлежащим
подопечным, и распоряжением доходами
и средствами, принадлежащими подопечным
(как несовершеннолетним, так и недееспособным
или ограниченно дееспособным), регулировались
правилами одной ст. 37 Гражданского кодекса
РФ. При этом подопечные не были реально
защищены от злоупотреблений со стороны
опекуна или попечителя при распоряжении
их имуществом. [22].
Действительно, принятие Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» было долгожданным для никем не защищенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потому что именно в этот нормативный акт дает ощущение уверенности в завтрашнем дне как для опекуна (попечителя), так и для опекаемого.
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства
В связи со вступлением в законную силу Федерального
Закона № 48-ФЗ (с 1 сентября 2008 г.) существенно
изменяются основы осуществления опеки
и попечительства. Новым Законом введены
новые положения и правила, в частности:
• возможность заключения с опекуном
или попечителем договора об осуществлении
опеки или попечительства на возмездной
основе;
• преимущественное право бабушки и дедушки,
родителей, супругов, совершеннолетних
детей, совершеннолетних внуков, братьев
и сестер совершеннолетнего подопечного,
а также бабушки и дедушки, совершеннолетних
братьев и сестер несовершеннолетнего
подопечного быть его опекунами или попечителями
перед всеми другими лицами;
• назначение опеки или попечительства
по совместному заявлению родителей на
период, когда они по уважительным причинам
не смогут исполнять свои родительские
обязанности, с указанием в качестве опекуна
конкретного лица;
• право единственного родителя сделать
соответствующее распоряжение, определив
на случай своей смерти опекуна или попечителя
путем подачи заявления в орган опеки
и попечительства;
• возможность назначения нескольких
опекунов одному подопечному;
• упрощенный порядок предварительной
опеки или попечительства в случае, если
в интересах недееспособного или не полностью
дееспособного гражданина ему необходимо
немедленно назначить опекуна или попечителя;
• назначение попечителя в отношении
несовершеннолетнего гражданина, достигшего
возраста 14 лет, по заявлению такого несовершеннолетнего
с указанием конкретного лица.
Определены права и
обязанности опекунов и попечителей, предусмотрена передача
опекунам или попечителям имущества подопечного
по описи от лиц, осуществлявших его хранение,
в трехдневный срок с момента возникновения
их прав и обязанностей, а также порядок
составления такой описи. Установлены
порядок, правила и сроки представления
опекуном или попечителем отчета о хранении,
об использовании имущества подопечного
и об управлении данным имуществом с приложением
соответствующих документов. Предусмотрены
основания отстранения опекуна или попечителя
от исполнения возложенных на них обязанностей
и прекращения опеки и попечительства.
[22].
В главе 4 Закона определен правовой режим имущества подопечных, подробно регламентированы правила распоряжения опекуном или попечителем имуществом подопечных, порядок и сроки выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение опекуном или попечителем действий и сделок, затрагивающих имущественные права подопечного [4]. Впервые определены правила пользования опекуном или попечителем имуществом подопечного с предоставлением органу опеки и попечительства права досрочно прекратить пользование этим имуществом при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.
Особое внимание в
Законе уделено правилам безвозмездного
пользования опекуном или попечителем
жилым помещением, принадлежащим
подопечному. Закон оберегает жилое
помещение подопечного и
Значительную роль в охране имущественных прав подопечных должны сыграть введенные ст. 25 Закона новые правила об ответственности опекунов и попечителей: по сделкам, совершенным от имени подопечных; за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного; за ненадлежащее исполнение опекуном или попечителем обязанностей по охране и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и др.). [4].
С точки зрения гарантий прав лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, важным является закрепленное в Законе правило, согласно которому если такому лицу в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления данного лица (так было и ранее), а в отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со ст. 122 СК РФ факта отсутствия родительского попечения (новое правило). В этих случаях орган опеки и попечительства несет такую же ответственность, как и опекун или попечитель.
Усилена роль судебной защиты
по вопросам, связанным с установлением,
осуществлением и прекращением опеки
или попечительства. Предусмотрено
обжалование в судебном порядке актов органов опеки и
попечительства:
- о назначении и об отказе в назначении
опекуна или попечителя;
- о выдаче или отказе в выдаче предварительного
разрешения органа опеки и попечительства
на совершение сделок и других действий,
существенно затрагивающих имущественные
права подопечных;
- об освобождении опекуна или попечителя
от исполнения возложенных на них обязанностей
либо об отстранении их от исполнения
таких обязанностей.
Законом установлено, что подопечный вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. Такое право не ограничено каким-либо возрастом подопечного. Кроме того, в Закон включена глава, посвященная формам государственной поддержки опеки и попечительства. [22].
Таким образом, в данном пункте доступно изложена часть самых важных нововведений в области опеки и попечительства, определенных Законом 48-ФЗ.
3.3. Неточности и ошибки в законодательстве
Большое значение Закона
в совершенствовании правового
регулирования вопросов установления, осуществления, прекращения опеки
и попечительства, в усилении защиты прав
несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей, а также недееспособных и ограниченно
дееспособных граждан, в определении правового
режима их имущества и охране их имущественных
прав очевидно и бесспорно, однако нельзя
не отметить, что он
недоработан, имеет неточности, несогласованность
норм и даже правовые ошибки. Приведем
лишь некоторые из них.
1. В ч. 2 ст. 13 Закона содержится ссылка на часть 4 ст. 445 ГК РФ вместо пункта 4 данной статьи. Это правовая ошибка. В Федеральном законе от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при внесении изменений в Семейный кодекс РФ и включении в него нормы, аналогичной ч. 2 ст. 13 Закона, такой ошибки нет.
2. В части 1 ст. 14 Закона
указано, что установление
3. Несогласованность
ч. 2 ст. 14 и ч. 2 ст. 16 Закона. Частью 2 ст.
14 Закона установлено правило,
согласно которому в случае издания органом
опеки и попечительства акта о назначении
опекуна или попечителя на возмездных
условиях этот орган обязан заключить
с опекуном или попечителем договор об
осуществлении опеки и попечительства.
Если орган опеки и попечительства необоснованно
уклоняется от заключения такого договора,
то опекун или попечитель вправе предъявить
органу опеки и попечительства требования,
предусмотренные ч. 4 ст. 445 ГК РФ (следует
читать «п. 4 ст. 445 ГК РФ»).
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для
которой в соответствии с Кодексом или
иными законами заключение договора обязательно,
уклоняется от его заключения, другая
сторона вправе обратиться в суд с требованием
о понуждении заключить договор. Отсюда
следуют два правила: в указанном случае
заключение договора об осуществлении
опеки и попечительства для органа опеки
и попечительства является обязательным,
опекун или попечитель вправе обратиться
в суд с требованием о понуждении этого
органа заключить
такой договор.
Информация о работе Социальная политика государства в области опеки попечительства