Состояние страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации около 2700 страховых организаций получили лицензии на проведение страховой деятельности.
На российском страховом рынке происходят определенные изменения в развитии тех или иных видов страхования, что закономерно. Безусловно, в дальнейшем по мере становления и укрепления страхового рынка следует ожидать как новых структурных изменений общего страхового портфеля, так и удельного веса отдельных видов и отраслей страхования. С переходом российской экономики на рыночный характер развития появляются объективные условия для активного развития новых и усовершенствованных видов страхования. И это понятно, поскольку страховая защита необходима и акционерным предприятиям, и коммерческим структурам, и многочисленным предпринимателям, и юридическим лицам всех форм собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА……5
1.1 Становление страхового дела в России……………………5
1.2 Сущность и понятие страхового рынка…………………….7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ
И ЗАРУБЕЖОМ………………………………………………………………10
2.1 Структура рынка России: развитие и открытость………10
2.2 Страхование в зарубежных странах……………………....13
2.3.Страховой рынок региона………………………………….18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ…………………………………………23
3.1 Проблемыстрахового рынка…………………………………23
3.2 Перспективы развития страхового рынка России………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая по страх. - копия.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

    2.2.  Страховой рынок  России: развитие и открытость

    Страхование  в развитых странах – обязательный  элемент социально – экономической  системы, поведение субъектов  которой определяется духом ответственности и самодисциплины.

    На протяжении  последних десяти лет отечественное  страхование играло, в меру возможностей, роль своего рода спутника  ряда осуществляемых проектов. Речь  идет о коммерческих запусках  космических аппаратов, ипотечных  схемах, лизинговых и залоговых операциях, международном туризме, предоставление платной медицинской помощи и т.п.

    Процесс становления  российского страхового рынка  проходил фактически в условиях  системного кризиса, политических  и финансово – экономических  потрясений: платежеспособный рост на страховые услуги был невелик, а капиталовложение в страховое дело - не значительный. Данная ситуация имела и положительные последствия. Отечественный страховой бизнес учился реагировать на изменение внешней среды, выживать и даже развиваться в обстановке, близкой экстремальной.

    Августовский  кризис 1998 г. затронул отечественный  страховой бизнес в гораздо  меньшей степени, нежели банковский. Среди наиболее пострадавших  от кризиса оказались компании, приступившие к освоению сектора  долгосрочного страхования жизни. Но поскольку этот сегмент рынка только формировался, последствия были настоль серьезными для страховой области в целом. После августа 1998 г. компания «Ренессанс - Страхования», принадлежащая группе «Ренессанс – Капитал», резко сократила свои программы по долгосрочному страхованию жизни.

    Некоторые  страховые компании пытались  воспользоваться кризисной ситуацией,  чтобы занять большую долю  рынка за счет малых и средних  компаний. Они также делали ставку  на то, что кризис побудит людей более ответственно относится к жизни, здоровью и имуществу. Приток новых клиентов увеличился: чаще всего они обращались по поводу автострахования. После потери банковских депозитов автомобиль стал главной «стратегической инвестицией», требующей дополнительной защиты.

    В октябре  2003 года стали известны первые  официальные данные об итогах  введения обязательного страхования  ответственности владельцев автотранспортных  средств в России. Понятно, что  заключали договоры страхования  в этот период далеко не все потенциальные страхователи – владельцы, но именно III квартал 2003 года стал первым в истории “автогражданки” в нашей стране.

    По официальным  данным, российские страховщики  смогли привлечь чуть более  340 млрд. руб. страховой премии, что  дало рост на 53,9% по сравнению с показателями 2002 года (табл. 1), выплаты при этом выросли на 49,4%.

Таблица 1

Структура страховых  взносов и выплат за 9 месяцев 2003г.

 

 

Вид страхования

Страховые взносы

Страховые выплаты

всего, млрд.

руб.

%, от общей суммы

%, к соот-ветствую-щему периоду  2002 г.

всего, млрд.

руб.

%, от общей суммы

%, к соот-

ветствую-щему периоду

2002г.

Страхование, всего

340,2

100,0

153,9

182,8

100,0

149,4

Добровольное страхование, всего

276,7

81,3

155,8

131,2

71,8

162,4

из него

           

страхование жизни

138,9

40,8

167,0

97,2

53,2

170,3

страхование от н/с и ДМС

33,1

9,7

148,7

17,0

9,3

129,6

страхование имущества

93,4

27,5

146,1

15,2

8,3

161,4

страхование ответственности

11,3

3,3

136,7

1,8

1,0

153,0

Обязательное страхование

63,5

18,7

146,0

51,6

28,2

124,0

Из него

           

страхование гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств

 

9,3

 

2,8

 

-

 

0,2

 

0,1

 

-

личное страхование пас-сажиров (туристов, экскур-сантов)*

 

0,4

 

0,1

 

н/д

 

2,9

 

1,6

 

н/д

государственное страхование военнослужащих и прирав-ненных к ним в обязательном государственном страховании лиц*

 

 

3,8

 

 

1,1

 

 

н/д

 

 

2,9

 

 

1,6

 

 

н/д

обязательное медицинское страхование

50,0

14,7

122,0

48,5

26,5

122,1


* Данные таблицы приведены  для Центрального Федерального  округа.  Показатели за 9 месяцев 2002 года отсутствуют, так как обязательная отчетность введена с I квартала 2003г.

    Следует отметить, что искажения и некорректность сравнения показателей 2002 и 2003гг., связанные с переходом учета страховых премий с кассового метода на метод начисления премии, по итогам 9 месяцев несколько меньше, чем в начале года, т.к. начисленная премия у многих страховщиков потихоньку оборачивалась реальными поступлениями финансовых средств.

    Показатели сборов страховой  премии за первые 9 месяцев 2003г. почти на 40 млрд. руб. превышают данные всего 2002г. (рис.1).

    В результатах 9 месяцев  2003г. доля страхования жизни  занимает несколько более 40%, что  меньше аналогичного показателя 2001г., равного 53,4%, но больше показателей  2002г, составляющих 37% (рис.2).

    Темпы роста  страховых взносов, формировавшиеся  в 2002г. под сильным влиянием депрессивных тенденций рынка страхования жизни, в 2003г. стали положительными (рис.3). На основании данных цифр можно предположить, что рынок корпоративных программ страхования, направленных в первую очередь на минимизацию налогообложения, стабилизировался с приходом в начале 2003г. на него новых игроков.

    Основной вклад в сборы по обязательному страхованию в России внесла система обязательного страхования, взносы по которому равнялись 50 млрд.

руб. за первые 9 месяцев 2003г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Минфин России.

Ряд 1 – взносы    Ряд 2 - выплаты

 

 

 

.

   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Минфин России


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Минфин России

        Ряд 1 – страхование жизни    Ряд 2 – добровольное страхование

    Удельный вес страхования от несчастных случаев и добровольного медицинского страхования практически не изменялся в течение 2003г. и равняется 9,7%, доля имущественного страхования за 9 месяцев достигла 27,5%, при этом в первом квартале этот показатель составлял 24%, а по итогам полугодия равнялся 25,5%. Страхование ответственности в рассматриваемом периоде составляет 3,3%  от общих страховых взносов, при этом его доля несколько понизилась: в первом полугодии – 3,8%.

    Ситуация с  уровнем выплат (соотношением выплат  к взносам) практи-чески не изменилась: 53,7% по страхованию жизни – 69,98%, а по обязатель-ным видам страхования – 81,3%.

    Качественные  сдвиги в структуре страхового  портфеля не просматри-ваются  и на основе анализа данных  Центра экономической конъюнктуры  при Правительстве России (табл. 2), регулярно проводящего обследования деловой активности страховых организаций России.

    Как и в предшествующие периоды, страховщики не стремятся развивать сложные в андеррайтинге и последующем перестраховании виды страхования финансовых рисков, вполне востребованных со стороны всевозможных финансово-кредитных учреждений.

 

Таблица2  

Доля оказываемых страховых услуг в общем объеме услуг страховых организаций, I,II и III кварталы 2003г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании

   

 

До 20%

От 20% до 40%

От 40% до 60%

От 60% до 80%

Свыше 80%

 

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Накопительное

(смешанное) страхование жизни

 

35

 

32

 

41

 

4

 

4

 

6

 

0

 

0

 

0

 

0

 

1

 

2

 

3

 

0

 

0

ДМС

39

45

35

7

4

14

2

6

7

9

0

2

10

4

10

Пенсионное страхование

11

5

12

4

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Имущественное страхование граждан

 

44

 

35

 

60

 

0

 

4

 

9

 

7

 

4

 

2

 

6

 

6

 

0

 

0

 

0

 

0

Страхование имущества п/п, организаций

 

20

 

17

 

30

 

18

 

15

 

15

 

13

 

10

 

10

 

8

 

1

 

6

 

4

 

3

 

8

Обязательное страхование

21

17

26

0

0

8

0

0

9

0

1

7

25

24

10

Страхование ответственности

43

39

60

0

2

2

4

6

4

0

0

0

0

1

0

Перестрахование

41

32

38

2

2

2

0

2

8

2

2

4

1

0

2

Страхование банковских вкладов

 

2

 

4

 

8

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

Страхование финансовых и коммерческих рисков

 

11

 

9

 

11

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Другие

8

6

6

2

2

4

8

4

6

0

4

0

2

8

1


Источник: Центр экономической  конъюнктуры при Правительстве  России.

    На основании  данных Центра экономической  конъюнктуры при Правите-льстве  России видно, что некоторые  страховщики в 2003г. собирали  более 80% совокупных взносов по  определенным видам страхования и, соот-ветственно, специализировались либо на обязательном страховании (10 – 20% от принявших условие в исследованиях), либо на имущественном страховании предприятий и организаций (3 – 8%) и добровольном медицинском страховании (4 – 10%).

    Введение обязательного  страхования ответственности владельцев  автотранспортных средств в России, конечно, должно было сказаться  на активности страховщиков в  продвижении страховых услуг  населению, которое в итоге  имело шансы выучить происхождение  слова “страхование”

и заменить значительно увеличившийся поток рекламы страховщиков на радио и телевидении, а также рекламных поверхностях в крупных городах и федеральных трассах.

    Страховые  компании для завоевания симпатий  потенциальных страхо-вателей и  обеспечения массовости обязательного страхования ответствен-ности владельцев автотранспортных средств прибегают к различным рек-ламным приемам, при этом интересно отметить, что реклама на улице и в транспорте занимает далеко не первое место в списке предпочтений, однако проекты социальной рекламы, реализуемые одновременно несколькими крупными российскими страховщиками совместно с Министерством внутренних дел России1, несколько выбиваются из данного анализа.

    Большинство  страховщиков считают отрицательно  влияющими на развитие страхового рынка неплатежеспособность потенциальных страхователей (как граждан, так и юридических лиц), а также несовер-шенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности, при этом стабильно около трети страховщиков сетуют на недостаточность собственного капитала. Последние два фактора предоставляют почву для широкой деятельности союзов и ассоциаций страховщиков как координаторов и выразителей воли большинства страхового сообщества.

    Следует отметить  и отсутствие широкомасштабных усилий со стороны страховщиков, направленных на социализацию страховых отношений, помимо введения обязательных видов страхования. Негативно на продви-жение услуг в России сказывается и отсутствие широкодоступной инфор-мации о рынке и страховых компаниях, а также, несмотря на создание в последнее время объединений страхователей и фондов, специализирую-щихся на защите страхователей, отсутствие действенных и общедоступных средств защиты прав страхователей.

Информация о работе Состояние страхового рынка