Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков на внутреннем водном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Введение:
Нет необходимости доказывать, что сегодня жизнь здравомыслящего человека и нормальная деятельность хозяйственной или иной организации невозможны без страхования. Любому физическому и юридическому лицу, их имуществу или имущественным интересам может быть нанесен настолько серьезный ущерб, справиться с которым без страхования им будет не под силу.
Несмотря на достижения технического прогресса, благодаря которым используются современные средства безопасности в различных сферах народного хозяйства, по-прежнему происходят катастрофы и аварии на транспорте,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы страхования грузов ………...…………………………5
2. Классификация и порядок страхования грузов…………..……………………11
3. Исчисление тарифных ставок на страхование грузов и их виды…….………22
4. Страхование ответственности на внутреннем водном транспорте…………..31
Заключение……………………………………………………………………………...45
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Согласно статье 5 "Страхователи" Закона  "Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона... Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая"[9].

Морское и речное страхование является комплексным страхованием. Оно включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Эти риски можно разделить на три основные группы:

- страхование каско судов (страхование морских транспортных и вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования);

- страхование карго (страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта);

- страхование ответственности судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств.

Страхование грузов - имущественное страхование, применяемое с целью защиты грузов от транспортных рисков (повреждения, утраты, уничтожения груза) при транспортировке от грузоотправителя к грузополучателю различными видами транспорта как при мультимодальных, так и смешанных (комбинированных) перевозках.[10]

2. Классификация и порядок страхования грузов

Страхование груза осуществляется следующим образом: после Вашего обращения наши специалисты изучают условия перевозки, изучают объект страхования, подбирают для Вас наиболее приемлемые условия страхования (страховой тариф, требования со стороны страховой компании), после чего заключается договор страхования, выставляются счета на оплату.
Срок страхования грузов – от 15-ти минут до нескольких дней в зависимости от типа грузов, вида перевозки, страховой суммы.[11]

Место грузов в международном разделении труда

Существующая современная система разделения труда в производстве продукции любых видов по широкому ассортименту, особенности экономические и климатические стран мирового сообщества и отельных регионов создают предпосылки в преимущественном развитии в производстве, либо произрастания определенных видов сырья создавая его избыток на внутреннем рынке. В то же время они (регионы, страны) испытывают недостаток в других видах сырья.

В каждом регионе и стране просматриваются преимущественные направления в развитии определенных сфер производства, соответственно выпускаемой продукции, удовлетворяющей как внутренний спрос, так и возможности к экспортированию. Возникают торговые отношения, как на региональном, так и на мировом уровне, что естественно обуславливает транспортировку грузов.

Транспортировка грузов - довольно длительный период, когда продаваемый товар уже выпал из поля зрения продавца, но еще не попал в поле зрения покупателя. Согласно статистике, наибольший ущерб приходится на кражи и недостачу груза в процессе его транспортировки, в то же время ущерб от повреждения груза в пути в несколько раз меньше.

В настоящее время страхование грузов во время транспортировки является одним из основных элементов внешней торговли, а страховой полис - неотъемлемой частью любой сделки.

Однако роль страхования и его значение в различных типах внешнеторговых сделок неоднозначны.

В международной торговой практике существует большое число договорных условий поставки товаров. Внешнеторговые учреждения, хозяйственные организации и предприятия, занимающиеся торговлей, используют, хотя и неодинаково часто, большинство из них: СИФ, КАФ, ФОБ, ФАС, франко-завод, франко-вагон, франко-склад, франко-граница, с оплатой перевозки с судна, с пристани, а в последнее время СИП, ФОТ, ФОА и другие.[12]

Классификация страхования грузов

Вековая международная практика, отечественный опыт определили четкую классификацию страхования грузов как одним из распространенных видов имущественного страхования во внешнеторговой деятельности.

По характеру перевозимых грузов их страхование подразделяется на:

- страхование генеральных грузов (генгрузов). Генгрузы - термин внешнеторговых операций - включает грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующую особых условий перевозки;

- страхование наливных, насыпных, наваленных грузов;

- страхование сельскохозяйственных и других животных;

-страхование «специс» (драгоценные металлы, банковские банкноты, монеты).

[13]

Исходя из способа транспортировки выделяются:

- наземное страхование  (перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом);

- страхование грузов при перевозке водными путями;

- комбинированное страхование.

С точки зрения народно-хозяйственных интересов страхование грузов во внешнеторговой деятельности классифицируется на:

- страхование экспортных грузов;

- страхование импортных грузов.

Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом: во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д. Все эти риски, являющиеся следствием действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия. Исключение представляют физико-химические процессы: усушка, утруска и т.д.

Страховые случаи второй категории - это результат человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц. Другими словами, лиц, осуществляющих перевозку грузов, а также лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов (например, злоумышленники).

Условия транспортировки и страхования грузов

Страхование перевозимых грузов – необходимый элемент международных торговых контрактов. Договор страхования груза обычно дополняет торговый контракт и договор перевозки, регулирующие взаимоотношения между владельцем груза и владельцем судна. Перевозка груза осуществляется на основании коносамента – контракта между грузовладельцем и перевозчиком.

Как правило, международные торговые договоры  и инвестиционные контракты включают в себя большие объемы перевозимых грузов (потребительские товары, машины, оборудование и другие материальные ресурсы) с соответствующим использованием определенных транспортных средств и определенных подходов к страхованию грузов.

Карго страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения. Объектами страхования Карго являются:

1)            сам груз;

2)            возросшая стоимость (включая прибыль);

3)            комиссионные посредникам;

4)            таможенная пошлина;

5)            непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.

При принятии грузов на страхование учитываются все фактора риска, которые могут повлиять на объем покрытия или на ставку страхового тарифа.

Основные факторы, учитываемые андеррайтером при исчислении тарифной ставки:

1)            Тип груза:

- повышенная восприимчивость к некоторым видам ущерба;

- стоимость товара и страховая сумма.

2) Упаковка:

- обычная или контейнерная;

- насыпной или наливной груз;

- перевозка в трюме или на палубе.

3) Планируемая транспортировка:

- вид транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный или смешанный;

- опасности при перевозке;

- конкретные проблемы в портах или на других участках перевозки.

4) Продолжительность рейса. Чем дольше груз в пути, тем выше риск.

5) Время года. Воздействие атмосферных явлений в разные сезоны года неодинаковы. Муссоны, ураганы, бури, тайфуны, торнадо, проявляющиеся в определенное время года.

6) Судно, которое будет использовано:

- возраст и тоннаж;

- тип и пригодность для перевозки данного груза;

- флаг, классификация.

Моральный облик страхователя и данные о прежнем опыте страхования также принимаются во внимание страховщиком. Учитывается также размер страхового покрытия и страховая франшиза.

Существуют следующие варианты оценки перевозимого имущества:[14]

1)     стоимость груза в пункте отправления с учетом ожидаемой прибыли;

2)            стоимость в месте назначения. Подразумевается цена товара на момент прибытия в порт назначения, т.е. рыночная цена на товар в этой стране;

3)            страховая стоимость определяется на основании особых положений, зафиксированных в договоре купли-продажи. В случае убытка выгодоприобретатель должен доказать цену товара;

4)     восстановительная стоимость.

Страховое покрытие включает долю в общей аварии, расходы на непредвиденные мероприятия.

Покрытие предоставляется на весь путь транзита груза по принципу «от склада до склада» с учетом всех возможных видов транспортировки, а не только морской перевозки.

Страховой защитой груз обеспечивается после выгрузки в последнем пункте в течение 60 дней. Этот срок может быть увеличен или уменьшен в зависимости от соглашения между страхователем и страховщиком.

Страховое покрытие осуществляется в зависимости от выбранной оговорки «особого характера перевозок»[15]:

1) оговорка «А» - обозначается как покрытие «от всех рисков». Гарантирует защиту от всех потерь, вызванных внешними, случайными событиями, включая пиратские нападения, исключая военные риски;

2) оговорка карго «В» - покрывает риски: пожара, взрыва, посадки на мель, затопления, захвата, переворачивания, схода с рельсов наземных видов транспорта, столкновения (не на воде), затраты на выгрузку на месте бедствия, землетрясения, извержения вулкана, удара молнии, увлажнения водой, полной гибели упаковки в процессе погрузки;

3) оговорка карго «С» - покрывает риски пожара или взрыва посадки на мель, затопления, переворачивания.

Покрытие по оговоркам «В» и «С» предоставляются в том случае, если страхователь доказал, что событие относится к страховым. Оговорки «А», «В», «С» покрывают убытки, вызванные жертвой по общей аварии и выбрасыванием груза за борт при бедствии.

 

Классификация по сложности перевозки грузов

В практике отечественных и международных автомобильных перевозок груза установлены определенные параметры сложности перевозок с характеристикой условий перевозок, что в свою очередь является одним из определяющих условий при определении величины тарифа при страховании груза.

Условия перевозки изделий различными видами транспорта могут быть трех видов.

Условия легкие (Л):

- перевозки без перегрузок железнодорожным транспортом;

- перевозки без перегрузок автомобильным транспортом – по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием ( дороги 1-й категории по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категории по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) и грунтовым дорогам на расстояние 50 км со скоростью до 40 км/ч;

- перевозки различными видами транспорта – воздушным или железнодорожным транспортом совместно с автомобильным, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более двух.

Условия средние (С):

- перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более четырех – по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием  (дороги 1-й категории) на расстоянии 200-1000 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категории) и грунтовым дорогам на расстояние более 50 км со скоростью 40 км/ч;

- перевозки различными видами транспорта – воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок 3-4 или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными  к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более четырех.

Условия жесткие (Ж):

- перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок – по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстоянии более 1000 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовыми дорогами на расстояние более 250 км с большей скоростью, которое допускает транспортное средство;

- перевозки различными видами транспорта – воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более четырех или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С и с любым числом перегрузок;

- К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом.

При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить без упаковки, с защитой отдельных частей изделий, с применением следующей тары и вспомогательных упаковочных средств:

Информация о работе Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков на внутреннем водном транспорте