Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков на внутреннем водном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Введение:
Нет необходимости доказывать, что сегодня жизнь здравомыслящего человека и нормальная деятельность хозяйственной или иной организации невозможны без страхования. Любому физическому и юридическому лицу, их имуществу или имущественным интересам может быть нанесен настолько серьезный ущерб, справиться с которым без страхования им будет не под силу.
Несмотря на достижения технического прогресса, благодаря которым используются современные средства безопасности в различных сферах народного хозяйства, по-прежнему происходят катастрофы и аварии на транспорте,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы страхования грузов ………...…………………………5
2. Классификация и порядок страхования грузов…………..……………………11
3. Исчисление тарифных ставок на страхование грузов и их виды…….………22
4. Страхование ответственности на внутреннем водном транспорте…………..31
Заключение……………………………………………………………………………...45
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Традиционные или классические исключения, включаемые практически во все договоры страхования грузов:

                  дефекты самого груза,

                  антиобщественные грузы: наркотики,

                  воздействие атмосферных температурных явлений на груз,

                  дефекты упаковки,

                  задержка доставки груза,

                  воздействия атомного взрыва,

                  военные риски.

Основные принципы карго страхования следующие:

1.Возмещаются фактические прямые убытки, исключая косвенные убытки и убытки третьих лиц;

2. Обеспечивается защита груза в случае полной гибели и повреждения. Ограничения составляют ущерб при перевозке груза на палубе, при форс-мажорных обстоятельствах, пропаже товаров при отсутствии взлома контейнера.

Тарифы по страхованию грузов с ответственностью «от всех рисков»

Вид груза

Вид транспорта и расстояние, км

Речной до 10000 км

1.Прокат, сырье

0,15-0,4

2.Лес

0,2-05

3.Бумага

0,25-0,55

4.Химия, полимеры

0,2-0,5

5.Техника, оборудование

0,25-0,6

6.Мебель

0,3-0,69

7.ТНП

0,4-0,7

8.Прод. товары

0,4-0,75

9.Оргтехн., оптика

0,4-0,75

10.Спирт, напитки

0,5-0,8

11.Опасные грузы

0,85-2,0

 

При увеличении дальности перевозки вводится поправочный коэффициент на каждую следующую 1000 км для речного транспорта – 0,04 %.

Страховые тарифы по группам риска груза[19]

Объем ответственности

Вид транспорта

Группы риска груза

А

Б

В

Полная гибель всего или части груза

Мор., реч.

0,33

        0,23

   0,15

Полная гибель и повреждение всего или части груза

Мор., реч.

1,1

0,5

0,25

За все риски

Мор., реч.

1,9

1,4

0,5

Приведенные группы риска можно использовать только для установления базисных или исходных ставок к которым следует применять надбавки и скидки в зависимости от различных причин и обстоятельств. В частности, для объема ответственности страховщика имеют существенное значение те ограничительные формулировки, которые в соответствии с условиями страхования включены в полис.

Примечания:

1 При смешанном составе груза (из разных категорий риска) за основу при расчете принимается груз с наибольшей заявленной стоимостью.

2 Данные тарифы приведены при перевозках на дальность до 1000 км

3 При увеличении дальности перевозки на расстояние свыше 1000 км вводится поправочный коэффициент равный 0,1 % от величины тарифа за каждые последующие 1000 км пути.

4 Базисные ставки рассчитаны на перевозку грузов отечественными транспортными средствами.

С точки зрения сохранности грузов наиболее эффективной является транспортировка в специальных контейнерах, которая также обеспечивается страховой защитой. Объектом страхования являются сами контейнеры, как емкости для помещенных в них грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая

При страховании речных грузов взаимоотношения между сторонами страхования такие же как и в любом другом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и предоставления различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.

Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так, как если бы он был застрахован, и при наступлении страхового случая принять все меры к его спасению и сохранению поврежденного (расходы на эти цели возмещаются страховщиком), обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне и своевременно известить страховщика о происшествии.

Для получения страхового возмещения страхователь (или выгодоприобретатель) обязан документально доказать свой интерес в застрахованном имуществе (например, наличие договора страхования), наличие страхового случая, размер своей претензии по убытку.

В речном страховании для доказательства интереса в застрахованном грузе необходимо представить коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов страхователь или его представитель имеют право распоряжаться грузами. При страховании фрахта необходимо представление чартеров и коносаментов. Наличие страхового случая подтверждается следующими документами: речным протестом, выпиской из судового журнала и другими актами, свидетельствующими о причинах страхового случая. Для доказательства размера претензии по убытку представляются аварийные сертификаты, составляемые аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценочные и другие документы, составленные в соответствии с законом и обычаями того места, где происходит оформление убытка; оправдательные документы по произведенным расходам, а в случае наличия требования по уплате доли в общей аварии — обоснованный расчет и диспаша.

4. Страхование ответственности на внутреннем водном транспорте[20]:

В процессе осуществления своей деятельности, у перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Первая наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, вторая - в случаях причинения вреда, не связанного с договорными обязательствами.
Ответственность перевозчика по договору перевозки определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), транспортными уставами (кодексами), регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон. В ГК РФ вопросы перевозки рассматриваются в 40-й главе "Перевозка". Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Если в период его действия будет причинен вред жизни или здоровью пассажира, то перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ, при условии, что законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность.
              Установлена также ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и опоздание прибытия пассажира в пункт назначения. Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза (багажа) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:

        в случае утраты или недостачи груза (багажа) - в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;

        в случае повреждения (порчи) груза (багажа) - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей - в размере их стоимости;

        в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, - в размере указанной стоимости.

Внедоговорная ответственность перевозчика определяется только законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
              Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.). Если вред третьим лицам причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, то их владельцы несут солидарную ответственность. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за причиненный вред, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Общие принципы проведения страхования ответственности перевозчиков:
              Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования. Они могут быть подразделены по типам транспортных средств и по категориям лиц, при нанесении ущерба которым наступает ответственность страховщика. Таким образом, прежде всего можно выделить страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных (в первую очередь авиационных) перевозчиков, страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.
В то же время каждый из вышеуказанных перевозчиков может нанести ущерб разным группам лиц, а потому договоры страхования заключают на случаи:

        а) нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;

        б) причинения ущерба багажу пассажиров;

        в) утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;

        г) нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.


              Наконец, условия договоров страхования могут различаться между собой в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита - внутренних или международных. Такое многообразие условий страхования ответственности перевозчиков объясняется тем, что они в значительной мере базируются на гражданско-правовых нормах, регламентирующих ответственность перевозчиков за ущерб, нанесенный третьим лицам, которые, в свою очередь, достаточно специфичны для каждого из вышеперечисленных случаев.
В то же время общие принципы проведения операций по страхованию ответственности перевозчиков в значительной степени идентичны, что позволяет дать характеристику такого страхования в целом.
              Страхование ответственности перевозчиков представляет собой отношения по защите имущественных интересов перевозок пассажиров или грузов. Оно проводится на основании договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам которых нанесен ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов.
              Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.
              По договору страхования страховщик за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. При этом объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить названный ущерб.
Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием, в соответствии с нормами законодательства, для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта.
В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:
- телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта, в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта;
- утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством;
- утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность;
- просрочка в доставке груза или прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством;
- выдача груза страхователем в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз;
- неправильная засылка груза страхователем;
- смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.

Информация о работе Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков на внутреннем водном транспорте