Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская или любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Необходимо в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
Страхование грузов. Страхование перевозок грузов
Страхование ответственности перевозчиков (транспортно-экспедиционных компаний)
Порядок лицензирования грузовых перевозок внутренним водным транспортом
Пример расчета страховой стоимости, страховой суммы, страховой премии, страховых тарифов
Международная практика страхования грузов и ответственности перевозчиков
Разница между Российской и зарубежной практикой в страховании грузов

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Страхование на транспорте»

на тему: «Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков».

 

 

Выполнил: студентка Денисова А.Д.

Проверил преподаватель: Шепелин Геннадий Ильич

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 План

 

Введение

Страхование грузов. Страхование  перевозок грузов

Страхование ответственности  перевозчиков (транспортно-экспедиционных компаний)

Порядок лицензирования грузовых перевозок внутренним водным транспортом

Пример расчета страховой  стоимости, страховой суммы, страховой премии, страховых тарифов

Международная практика страхования  грузов и ответственности перевозчиков

Разница между Российской и зарубежной практикой в страховании  грузов

 

 Введение

страхование тариф транспорт экспедиционный

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская или любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Необходимо в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности.

Любой предприниматель, хозяйственный  руководитель в условиях рыночной экономики  обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. В производственно-коммерческой деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный предприниматель стремится в своей работе предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры.

Опыт предпринимательства  показывает, что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их благополучном исходе оказываются самыми выгодными. Каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Присутствие многочисленных и многообразных рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и национальной экономике. Зная о степени риска, деловой человек, предприниматель старается быть осторожным при принятии управленческих решений. Одним из ключевых моментов является обладание достаточной информацией, на которой базируются управленческие решения, и использование прошлого опыта. Если возможно предусмотреть последствия решений и проследить благоприятные и неблагоприятные исходы, то риск можно минимизировать.

Факторы, воздействующие на экономику и управленческие решения и связанные с этим процессом риски можно условно разбить на пять основных групп: политические, юридические, экономические, социальные и технологические.

Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность проведения внешнеторговых операций. Очевидно, что факторы риска в предпринимательской деятельности особенно увеличиваются в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаются инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами, падением курса национальной денежной единицы. Риск – это неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует искусство и повышает культуру управленческой деятельности.

 

 Страхование грузов. Страхование перевозок грузов

 

Страхование, предусматривающее  страховую защиту только грузов, называется страхованием карго. Оно также относится к транспортному страхованию. Страхование грузов — один из наиболее древних и широко распространенных видов страхования.

Бурное развитие торговли, начавшееся в средние века, последующий  прогресс в разделении общественного труда, появление производственной кооперации, включая международную, превратили процесс транспортировки товаров, сырья, материалов, оборудования и прочего имущества в самостоятельный производственный процесс, сопровождающийся множеством опасных событий, способных причинить ущерб перевозимым материальным ценностям.

Предмет транспортировки, перемещения  тем или иным видом транспорта принято называть грузом. С учетом специфических особенностей перевозимых  грузов их подразделяют по ряду признаков  на виды, группы грузов, одинаковых или близких по своей природе (например, металлы и металлоизделия; нефть и нефтепродукты), по способу перевозки в той или иной форме (насыпные, наливные, штучные и др.), по назначению груза (продовольственные, промышленные товары и грузы иного назначения) или по скорости порчи, легкости разрушения.

Страхование груза подразумевает  страховую защиту в процессе его  перемещения (перевозки) из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях  схемы перевозочного (транспортного) процесса. Схема перевозки может, в частности, включать:

• погрузку груза со склада продавца (отправителя), например, на автомобиль;

• доставку груза на автомобиле на станцию, в порт отправления;

• разгрузку автомобиля, и погрузку груза на водное или воздушное судно, в железнодорожный вагон или специальный магистральный (международный) автотранспорт — при соответствующем оформлении товарно-транспортных, платежных, страховых документов;

• непосредственно перевозку груза водным или воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом;

• перевалку груза в установленных пунктах маршрута транспортировки (при необходимости с хранением груза на промежуточных складах), доставку и передачу груза получателю на станции, в порту назначения или в ином месте, указанном получателем, с оформлением документов приема-сдачи груза, осуществлением необходимых денежных расчетов.

Применяются и более простые  схемы поставки грузов (товаров) от отправителя (продавца) до получателя (покупателя). Например, часто применяется  схема самовывоза товаров покупателем собственным или наемным транспортом.

Широко распространены и  схемы прямых перевозок груза  одним видом транспорта (железнодорожным  или водным, воздушным, автомобильным), специализированной транспортной организацией от станции, порта-отправления до соответствующего пункта назначения и передачи груза получателю.

От принятой схемы перевозки  груза зависит (с учетом условий  договора) и момент времени, с которого риск возможных убытков от страхового случая с грузом переходит от отправителя (продавца) товара, имущества к получателю (покупателю).

Транспортная схема перевозочного  процесса определяет и состав основных его участников. К ним, в частности, относятся:

- отправитель (грузоотправитель, продавец) — юридическое или физическое  лицо, отправляющее груз того или иного вида, которым оно владеет по праву собственности, аренды, найма или иному правовому основанию;

- получатель (грузополучатель,  покупатель) — юридическое или  физическое лицо, имеющее или  приобретшее право получить груз  в свое владение, пользование, распоряжение;

- перевозчик — юридическое  или физическое лицо, владеющее  транспортным средством того  или иного типа (вида) на правах  собственности, аренды, имущественного  найма, совместной деятельности  или по доверенности и получившее в установленном законодательством порядке разрешение на осуществление перевозочной деятельности;

- экспедитор — юридическое  или физическое лицо, уполномоченное  представлять интересы отправителя  или получателя груза и действующее  от их имени на всех этапах перевозочного процесса, которое осуществляет все необходимые действия по координации и стыковке операций, работ, взаимодействию всех участников, вовлеченных в непосредственную перевозку грузов и перевалочные операции, погрузку и разгрузку груза, а также оформляет необходимые документы в соответствии с договором поручения (или доверенностью).

Сложность транспортных схем и маршрутов, многообразие рисков, сопровождающих процессы перевозки грузов, обусловливают  объективную необходимость страхования  грузов по согласованию сторон договора — их отправителем (продавцом) или получателем (покупателем).

Утверждение о том, что  за отправленный груз несет имущественную  ответственность перевозчик хотя и  справедливо, но гарантированной защиты груза при многих неблагоприятных событиях перевозчик не обеспечивает. Например, перевозчик не будет нести ответственности в соответствии со ст. 401 ГК РФ, если докажет, что «при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства». То же самое предусматривается правовыми нормами и в случае появления убытков вследствие непреодолимости, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых событий, если иное не предусмотрено договором. Кроме того, не исключена ситуация, когда при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств перевозчик окажется неплатежеспособным или даже банкротом.

Перевозчик может, конечно, застраховать свою ответственность  за не обеспечение своевременной и качественной доставки грузов. Но это уже другая подотрасль имущественного страхования, которая рассматривается в гл. 14, хотя страхование ответственности применяется в комбинации со страхованием грузов и/или транспортных средств.

Страхование грузов относится к подотрасли «страхование имущества», и поэтому правовые нормы страхового законодательства, определяющие права, обязанности и ответственность субъектов страхования имущества, транспортных средств, распространяются и на страхование грузов.

Подлежащие перевозке грузы весьма разнообразны. Для целей страхования по признакам их природы (происхождения, физико-механических, химических свойств) и назначения перевозимых грузов можно выделить следующие : классификационные группы:

• руда и каменный уголь;

• металл и металлоизделия;

• строительные материалы и конструкции;

• древесина, пиломатериалы;

• нефть и нефтепродукты;

• производственное оборудование, машины, агрегаты, комплектные технологические линии;

• транспортные средства и погрузочно-разгрузочная техника, дорожно-строительные машины и механизмы;

• приборы, аппараты, измерительная, регулирующая и контролирующая различные процессы техника;

• офисная мебель, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП);

• зерно, бобовые, мука;

• сельскохозяйственные животные;

• домашнее имущество физических лиц;

• цветные и драгоценные металлы;

• медикаменты;

• аудио- и видеотехника, ЭВМ и оргтехника;

• стекло, изделия из фаянса и фарфора;

• овощи и фрукты;

• скоропортящиеся мясные, молочные, кондитерские продукты питания и иные изделия.

Для большинства из этих групп грузов характерны как общие  риски гибели (уничтожения), повреждения  или утраты (пропажи), так и присущие только отдельным или нескольким группам.

Например, практически для  всех видов грузов риск кражи или грабежа является одним из наиболее вероятных. Для продовольственных скоропортящихся грузов серьезную опасность представляет порча товаров вследствие изменения температурного режима хранения во время перевозки, перевалки или неправильной упаковки, погрузки, не исключающих возможность повреждения, а также приобретения несвойственных продуктам запахов. Стеклу, изделиям из фаянса и фарфора, видео- и аудиотехнике, ЭВМ и оргтехнике в наибольшей степени опасны повреждения вследствие ударов, падений, неудовлетворительной упаковки и неправильного размещения и закрепления груза в транспортном средстве при погрузке.

В определенной мере перечень рисков, учитываемых в правилах (договорах) страхования грузов, зависит от вида транспорта и способа перевозки (насыпью, навалом, на палубе судна или в его трюме, в контейнерах, в танкере и т.п.). Основными страховыми рисками гибели (уничтожения), повреждения или утраты грузов при их перевозке, которые включаются в том или ином составе страховщиками в правила страхования, являются следующие:

- пожар, взрыв;

- перевертывание, падение,  в том числе с моста, транспортного  средства с грузом или сход  вагонов с рельсов при перевозках  грузов средствами наземного  транспорта;

- выброс штормом судна  с грузом на берег или его  посадка на мель с повреждением (или без повреждения) корпуса судна и угрозой гибели без освобождения (выброса) части груза;

- затопление транспортного  средства с грузом;

- столкновение транспортного  средства с грузом с другим  транспортным средством по вине  последнего;

- случайный, непредвиденный наезд транспортного средства с грузом на неподвижный объект;

- кража, грабеж груза;

- противоправные действия  третьих лиц, приведшие к повреждению  или уничтожению груза;

Информация о работе Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков