Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:44, контрольная работа
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская или любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Необходимо в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности.
Введение
Страхование грузов. Страхование перевозок грузов
Страхование ответственности перевозчиков (транспортно-экспедиционных компаний)
Порядок лицензирования грузовых перевозок внутренним водным транспортом
Пример расчета страховой стоимости, страховой суммы, страховой премии, страховых тарифов
Международная практика страхования грузов и ответственности перевозчиков
Разница между Российской и зарубежной практикой в страховании грузов
• отправка груза со значительной задержкой по объективным, не зависящим от страхователя причинам;
• неоправданное объективными причинами отклонение от маршрута (курса) транспортировки, предусмотренного договором страхования груза;
• задержка груза сверх установленного времени на складах, в местах хранения в пунктах перегрузки (перевалки) маршрута транспортировки по не зависящим от страхователя причинам;
• значительное опоздание прибытия транспорта с грузом в пункт назначения по причинам, не зависящим от страхователя (например, в результате существенного изменения ситуации на пути движения транспорта в связи с длительными неблагоприятными метеоусловиями, дорожно-ремонтными работами, обвалами, оползнями и т.п.).
Страхователь (его представитель) обязан уведомить об этих изменениях в обстоятельствах перевозки груза страховщика (ч. 1 ст. 959 ГК РФ). Страховщик вправе потребовать (ч. 2 ст. 959 ГК РФ) от страхователя изменить условия страхования груза (уменьшения страховой суммы и/или срока страхования, вида ответственности без изменения уплаченной страховой премии) или уплатить дополнительную сумму страховой премии при неизменных других условиях договора. При невыполнении страхователем этих установленных законодательством требований страховщик вправе потребовать расторжения договора страхования груза и возмещения страхователем убытков, причиненных расторжением договора (ч. 2 и 3 ст. 959, ч. 5 ст. 453 ГК РФ).
Страхователь в период действия договора страхования груза вправе заменить названного в договоре выгодоприобретателя другим лицом, письменно известив об этом страховщика. Однако выгодоприобретатель не может быть заменен другим лицом после того, как он выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования груза или предъявил страховщику требование о выплате страхового возмещения по страховому случаю (ст. 956 ГК РФ).
Если в период транспортировки застрахованный груз был продан страхователем (покупателем, выгодоприобретателем) другому лицу, то к последнему вместе с правом на этот груз (имущество) переходят права и обязанности по договору страхования груза, за исключением случаев принудительного изъятия имущества согласно ч. 2 ст. 235 ГК РФ и отказа от права собственности в соответствии со ст. 236 ГК РФ. Лицо, к которому перешли права на застрахованный груз (имущество), обязано незамедлительно письменно уведомить об этом страховщика (ст. 960 ГК РФ).
Страхователь (выгодоприобретатель) при наступлении страхового случая с грузом, предусмотренного договором его страхования, обязан:
уведомить страховщика (его представителя) о наступлении страхового случая незамедлительно или в срок и способом, которые указаны в договоре страхования груза (ч. 1 ст. 961 ГК РФ);
принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по уменьшению возможных убытков от страхового случая; при этом страхователь (его представитель) должен выполнять указания страховщика по таким мерам, если они были даны им при уведомлении его о страховом случае (ч. 1 ст. 962 ГК РФ);
сообщить о страховом случае в соответствующие органы согласно их компетенции; при страховании груза, перевозимого водным морским транспортом, капитан судна (или его вахтенный помощник) делает соответствующую запись в бортовом журнале (по машинному отделению — в его журнале) о факте, обстоятельствах и причине страхового случая с грузом (или совместно с судном), о принятых мерах по его локализации, уменьшению негативных последствий, а по прибытию в порт капитан представляет в соответствующий орган «морской протест» о страховом случае, общей аварии и действиях команды судна;
составить перечень поврежденного или погибшего (уничтоженного) либо утраченного (похищенного) застрахованного груза;
сохранить поврежденные грузы, а также остатки от практически уничтоженных грузов и обеспечить представителю страховщика, сюрвейеру (аварийному комиссару, диспашеру) условия для осмотра грузов, транспортного средства, места происшествия, выяснения обстоятельств, причин наступления страхового случая с грузом, транспортным средством и установления ущерба от него;
получить в соответствующих компетентных органах документы, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая с грузом, характера и величины причиненного вреда для предъявления их страховщику.
Для получения страхового возмещения страхователь (выгодоприобретатель) должен предъявить страховщику заявление о страховом случае с грузом и о требовании к страховщику по выплате страхового возмещения. К заявлению прилагаются страховой полис (подлинник), документы компетентных органов, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая с грузом и его последствия (заключения, акты осмотра, уценки, экспертизы груза; страховой акт или аварийный сертификат; «морской протест» и т.п.). Кроме того, документами же подтверждается право заявителя на застрахованный груз (транспортные накладные, грузовые квитанции, счета-фактуры, коносамент, договор купли-продажи).
Страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства, необходимые для осуществления страховщиком, выплатившим страховое возмещение по страховому случаю с грузом, перешедшего к нему права требования страхователя к виновному лицу, ответственному за убытки (ч. 1—3 ст. 965 ГК РФ).
Страховщик, получив от страхователя уведомление о страховом случае с грузом, проверяет, является ли произошедшее событие страховым случаем. Если произошедшее событие признано страховым случаем с грузом, то страховщик:
1. дает при необходимости нужные указания страхователю (его представителю) о принятии мер по предотвращению увеличения ущерба от страхового случая с грузом (ч. 1 ст. 962 ГК РФ);
2. незамедлительно или обычно не позднее 3 дней после получения уведомления от страхователя о страховом случае с грузом обеспечивает начало работы по составлению страхового акта (аварийного сертификата) с привлечением при необходимости независимых экспертов; порядок составления страхового акта (аварийного сертификата) и его содержание практически такие же, как и при страховании транспортных средств;
3. выплачивает страхователю (выгодоприобретателю) сумму в размере установленного страхового возмещения в течение предусмотренного правилами (договором) страхования груза периода (обычно 7—10 дней) наличными деньгами или безналичным перечислением денег на счет заявителя. Выплата страхового возмещения, как и при страховании транспортных средств, может быть отсрочена до окончания судебного разбирательства, если по фактам, связанным со страховым случаем с грузом, предъявлен одной из сторон к другой стороне или к виновному третьему лицу, включая перевозчика, иск о возмещении убытков либо возбуждено уголовное дело.
Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю (выгодоприобретателю), зависит от размера ущерба, причиненного страховым случаем грузу, страховой суммы, на которую груз был застрахован, и ее соотношения со страховой стоимостью груза, а также от вида ответственности страховщика по договору страхования.
Размер ущерба определяется в зависимости от последствий страхового случая для застрахованного груза.
При фактической гибели (уничтожении),
хищении (утрате) груза или полной
его порче размер ущерба (убытков)
равен страховой стоимости
При повреждении груза вследствие страхового случая ущерб может устанавливаться путем:
• определения разницы между прежней (по счету-фактуре, транспортным документам) и уцененной стоимостью груза (объекта имущества), если его возможно использовать без ремонта (восстановления);
• расчета разницы между стоимостью ремонта поврежденного груза и остатками его частей, деталей, пригодных для эксплуатации (использования) или реализации.
Наиболее полным является установление размера ущерба по виду страхования груза «с ответственностью за все риски». В этом случае в размер ущерба включаются убытки как от погибшего (уничтоженного), утраченного (похищенного), полностью испорченного груза, так и от части поврежденного из всего перевозимого груза вследствие любых страховых событий, являющихся проявлением рисков из полного их перечня в правилах страхования грузов.
При страховании груза «с ответственностью за частную аварию» в размер ущерба включаются аналогичные указанным по предыдущему виду ответственности страховщика убытки, но явившиеся следствием лишь определенного договором страхования перечня страховых событий как проявления ограниченного состава страховых рисков против указанного в правилах страхования грузов полного их перечня.
Относительно ограниченным является установление размера ущерба по страхованию «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». В этом виде ответственности в размер ущерба включаются убытки от гибели (уничтожения), утраты (похищения) или полной порчи застрахованного груза вследствие определенного договором страхования перечня страховых событий, являющихся проявлением состава рисков, предусмотренного правилами страхования грузов. Однако при событии, признаваемом крушением, в общий размер ущерба включаются и убытки от повреждения застрахованного груза, явившиеся следствием проявления указанных рисков. Если в результате крушения имеется погибшее (уничтоженное), утраченное и поврежденное имущество (груз), то при данном виде ответственности страховщика в ущерб включается общая величина убытков, включая убытки от повреждения груза.
Страховщик вправе отказать в выплате страхователю страхового возмещения убытков, возникших вследствие событий и их последствий, которые не признаются страховыми случаями.
Кроме того, страховщик вправе отказать страхователю в выплате страхового возмещения (частично или полностью) в случаях, если:
• страхователь (выгодоприобретатель) не уведомил страховщика (его представителя) о наступлении страхового случая в срок и способом, указанным и в договоре страхования грузов (ч. 1 и 2 ст. 961 ГК РФ);
• страхователь (его представитель) умышленно не принял разумных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер с целью уменьшения убытков при наступлении страхового случая с грузом (ч. 1 и 3 ст. 962 ГК РФ);
• о страховом случае страхователь (его представитель) не сообщил в соответствующие органы согласно их компетенции либо факт страхового случая не подтвердился их расследованием;
• страхователем (его представителем) не были предъявлены страховщику (его представителю), эксперту пострадавший от страхового случая груз, а также остатки от груза, которые объективно могли быть;
• страхователь (выгодоприобретатель) умышленно ввел страховщика в заблуждение относительно основания и интереса в сохранении груза при заключении договора страхования, что было установлено при расследовании страхового случая;
• страхователь (выгодоприобретатель) ввел страховщика в заблуждение относительно особенностей груза и обстоятельств его перевозки, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая;
• страховой случай с грузом произошел при отклонении от обусловленного договором маршрута перевозки или пунктов перегрузки (перевалки) без уведомления об этом отклонении страховщика;
• страхователь (выгодоприобретатель) получил полное возмещение нанесенного застрахованному грузу ущерба от лица, ответственного за убытки;
• страхователь (выгодоприобретатель) не передал страховщику все документы и доказательства, необходимые для осуществления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, перешедшего к нему права требования (в сумме выплаченного возмещения) к виновному лицу, ответственному за убытки, вследствие чего реализация этого права стала невозможной, либо страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к этому лицу (ч. 3 и 4 ст. 965 ГК РФ).
Страхование ответственности перевозчиков (транспортно-экспедиционных компаний)
В процессе осуществления своей деятельности, у перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Первая наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, вторая - в случаях причинения вреда, не связанного с договорными обязательствами.
Ответственность перевозчика по договору перевозки определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), транспортными уставами (кодексами), регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон. В ГК РФ вопросы перевозки рассматриваются в 40-й главе "Перевозка". Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Если в период его действия будет причинен вред жизни или здоровью пассажира, то перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ, при условии, что законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность.
Информация о работе Современное состояние страхования грузов и ответственности перевозчиков