Страхование инновационных рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических и практических основ оценки инвестиционных рисков.
Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные понятия инвестиционных рисков и их классификацию;
2. Рассмотреть риски реального инвестирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ СТРАХОВАНИЯ………………………………
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ. СИСТЕМНЫЕ И НЕСИСТЕМНЫЕ РИСКИ……………………………………………………….
1.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ…………….
1.3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СТРАХОВАНИЯ…………………………………………………………………
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО “АЛЬФА”…………………………………………………
2.1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА……………
2.2 ВОЗМОЖНОСТИ СТРАХОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ ООО “АЛЬФА”………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

_инвестиционный риск_2.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Лимитирование - это установление лимита, т.е. пре дельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры.

Сущность страхования  выражается в том, что инвестор готов  отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. [19, c. 117]

В таблицах представлены способы уменьшения негативных последствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель.

Таблица 1.3.1

Различные виды риска, не связанные со страхованием

Вид риска

Способ уменьшения негативных последствий

Коммерческий риск

Правильное определение  допустимого уровня соотношения  финансовых коэффициентов. Правильный выбор способов повышения прогнозируемой рентабельности инвестиций в данный проект

Риск неоптимального распределения ресурсов

Четкое и правильное определение приоритетов при  распределении ресурсов в зависимости  от их наличия. Правильные и четкие маркетинговые исследования для определения точного количества производимых продуктов. Использование матричной методики.

Экономические колебания  и изменения вкуса клиентов

Эффективное прогнозирование  и планирование

Действия конкурентов

Активная деятельность по изучению и предвидению возможных  действий конкурентов и их учет в маркетинговой и производственной деятельности

Недовольство работников, что может привести к их уходу или забастовкам

Хорошо продуманные  социально-экономические программы  для служащих, учет их требований и  просьб, проблемы мотиваций, создание благоприятной психологической обстановки и т. д.

Финансовый риск, связанный  с пассивностью капиталов, с одновременным размещением больших средств в одном проекте и т. д.

Правильное управление финансами, свое временное размещение пассивных средств в приносящие прибыли проекты или предоставление выгодных кредитов. Главное, чтобы капитал не лежал «мертвым грузом», а работал. Передача части риска другом фирмам путем их подключения к участию в финансировании дорогостоящих и рискованных проектов, использование венчурного капитала

Ошибки менеджеров

Более тщательная система  контроля и про верки, оправданного дублирования, особенно в ответственных узловых звеньях бизнеса, когда ошибка менеджера может очень дорого стоить. В этой связи полезно моделирование возможных финансовых последствий ошибок при вы полнении наиболее дорогостоящих проектов.

Изменения цен, спроса, уровня прибыли

Более тщательное прогнозирование. Хеджирование и другие способы смягчения  последствий риска.

Риск неправильно выбранного проекта

Тщательная проверка всех аргументов «за» и «против». Использование компьютерного моделирования для более точного просчета вариантов в случае особой сложности проектов

Непредвиденные политические события, имеющие тяжелые последствия для данного бизнеса

Это не всегда можно предвидеть и невозможно застраховать. Но это необходимо учитывать как форс-мажорное обстоятельство, то есть иметь какие-то жизненные и психологические схемы

Непредвиденные экономические  потрясения и стихийные бедствия, экологические катастрофы

Это должно быть учтено как форс-мажорное обстоятельство

Национальные и межнациональные  волнения

Это можно учесть и  предвидеть. Избежать тяжелых последствий можно с помощью правильной работы по связям с общественностью, с учетом национально-психологических условий в данной местности

Непредвиденные правительственные постановления (об изменениях в законах, ценах, налогах и т. д.)

В России это имеет  особенно важное значение. Поэтому  необходимо тщательно изучать подзаконные акты по основным законам, а также внимательно следить за ситуацией. Абсолютно непредвиденных постановлений не бывает. Они готовятся заранее после обработки общественного мнения

Риск уничтожения имущества, стоимость которого невелика по сравнению с финансовыми параметрами всей фирмы

Самострахование с помощью внутренних мер

Риск уничтожения большого количества однотипного имущества

Самострахование


 

Таблица 1.3.2

Различные виды риска, которые  целесообразно страховать с помощью  страховых компаний

Вид риска

Способ уменьшения негативных

 последствий

Пожар и другое стихийные  бедствия

 Страхование сумм  вероятных убытков

Автомобильные аварии

Страхование автомобиля

Риск уничтожения или  порчи груза при транспортировке

Страхование стоимости  груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)

Риск от небрежности  работников фирмы

Страхование стоимости  возможных убытков от небрежности работников

Риск от вероятной  нечестности служащих, что может  нанести материальный и моральный ущерб фирме

Приобретение в страховой  компании бондов «честности»

Риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего проекта

Приобретение бондов «гарантии»

Риск приостановки деловой  активности фирмы (разные причины)

Страхование суммы возможных  потерь за весь период остановки бизнеса

Риск от возможной  смерти или заболевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной деятельности которых зависит успех фирмы

Страхование на сумму  возможных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период

Риск в связи с  возможным заболеванием, смертью  или несчастным случаем с работником

Страхование в страховых  компаниях


 

При выборе конкретного  средства разрешения риска предприятие  должно исходить из следующих принципов:

- нельзя рисковать  больше, чем это может позволить  собственный капитал;

- нельзя рисковать  многим ради малого;

- следует предугадывать  последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Вопрос о выборе оптимальной  политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат  гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали пре дельной полезности, доставляемой ее применением [8, c. 183].

Однако, ввиду значительных информационных требований этот принцип трудно реализуем на практике. Фактически применяются более простые критерии, например, критерий минимума затрат на мероприятия по снижению риска до приемлемого уровня.

В конкретных случаях  выбор средств снижения риска  зависит от возможностей его предсказания. Так, известные, часто встречающиеся риски могут быть снижены с помощью специально разрабатываемых превентивных мер. Например, риск потери части активов предприятия вследствие хищений может быть снижен за счет установления сигнализации на складах, улучшения действующей системы учета и контроля за хранением и использованием материальных ценностей.

Предвидимые, но плохо  контролируемые риски могут быть снижены за счет диверсификации производства и использования резервной системы  поставки ресурсов.

Каждый из перечисленных  инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков. В качестве ориентира при выборе средств снижения риска используют специальные схемы, подобные нижеприведенной.

Таблица 1.3.3

Схема для выбора средств  снижения риска

Возможные потери прибыли,

ресурсов

Вероятность возникновения кризисной  ситуации

высокая

средняя

низкая

1. Сравнимы с суммой активов  проекта

отвергнуть проект

отвергнуть проект

анализ путей снижения риска

2. Не превышает суммы расчетной  выручки

превентивные меры

страхование риска

страхование риска

3.Не превышает суммы расчетной прибыли

превентивные меры

применение политики резервирования, самострахования


 

Завершающим этапом в  анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта.

Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов  риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта. [9, c. 77]

После того как выявлены все риски в инвестиционном проекте  и проведен анализ, необходимо дать рекомендации по снижению рисков по этапам проекта. Основной принцип действия механизма по снижению инвестиционного риска состоит в комплексности по характеру своего воздействия и экономической целесообразности. Результаты анализа и оценки рисков позволяют разработать обоснованные мероприятия, направленные на их снижение, а именно:

  • распределение рисков между участниками проекта (возложение части рисков на соисполнителей);
  • резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
  • снижение рисков финансирования;
  • страхование промышленных рисков;
  • страхование инвестиционного проекта.
  • Система гарантий – получение гарантий государства, банка, инвестиционной компании и т.п.

Каждая из перечисленных  мер нацелена на снижение вероятности  неблагоприятных событий, их совпадения и, как следствие, на сокращение дополнительных затрат, обусловленных влиянием неблагоприятных факторов.

Распределение риска  осуществляется в процессе составления  программы реализации проекта и контрактных документов. При заключении контракта можно проделать следующее: определить возможности каждого участника проекта в части предотвращения рисковых событий и их последствий; оценить долю риска, которую берет на себя каждый участник проекта; включить в контракт условие о приемлемом вознаграждении за риск; добиться соблюдения паритета в распределении риска и дохода между участниками проекта.

Чем больше доля риска, ложащаяся  на участника проекта, тем выше должно быть вознаграждение.

Добиться справедливого  распределения риска не так-то просто, ибо инвестор (заказчик) всегда стремится  уменьшить стоимость проекта, а подрядчик — увеличить. Торги как правило осуществляются в соответствии с принципом Парето: «Никакое изменение во взаимном соглашении двух сторон не может быть одновременно выгодным обеим сторонам».

При распределении риска  предполагаемые участники проекта стараются раздобыть с информацию друг о друге, оценить финансовое состояние, обязательность контрагента, заручиться поддержкой коммерческих структур.

Создание резервных  фондов является одним из основных способов компенсации непредвиденных расходов, обусловленных возможным удорожанием работ (инфляцией затрат), и гарантией реализации проекта в намеченные сроки.

Резервирование средств  осуществляется следующим образом:

  • оцениваются возможные последствия неблагоприятных событий и обусловленные ими расходы;
  • резервы распределяются по видам работ и затрат или в зависимости от структуры контрактных отношений;
  • определяется порядок использования резерва на непредвиденные расходы при наступлении рискового события.

Если компенсация непредвиденных расходов потребовала меньше средств, чем было выделено из резерва, остаток возвращается в резервный фонд проекта.

Часть резерва должна находиться в распоряжении управляющего проектом для оперативного решения задач, возникающих в ходе работ. При этом надлежит поддерживать положительное сальдо притока и оттока денежных средств на каждой стадии расчета. [14, c. 15]

В целях уменьшения риска  несвоевременного расчета за выполненные  работы и реализованную продукцию  и снижения риска финансирования в целом необходимо формировать резерв, обеспечивающий осуществление проекта в заданные сроки и в пределах сметной стоимости. Этот резерв обычно рассчитывают как сумму затрат на уменьшение:

  • риска незавершенного строительства или производства, влекущего за собой дополнительные затраты и перебои в поступлении денежных средств;
  • риска временного уменьшения объема продаж и, как следствие, несвоевременного расчета с контрагентами;
  • налогового риска, обусловленного отменой налоговых льгот.

Как показывает зарубежный опыт, гарантией надежности расчетов служит резервирование не менее 8 % всех планируемых на данном шаге затрат. Кроме того, следует предусматривать дополнительные источники финансирования проекта.

В тех случаях, когда  участники проекта не могут за счет собственных средств уменьшить  вероятность наступления того или  иного рискового события или компенсировать его последствия, осуществляется страхование риска, т. е. передача рисков страховой компании.

Согласно существующей классификации видов страховой  деятельности, при страховании финансовых рисков страховщик обязан полностью или частично компенсировать потерю доходов (упущенную выгоду) лицу, в пользу которого заключен договор страхования на случай: остановки производства или сокращения объема производства в результате оговоренных событий; непредвиденных расходов; неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; иных событий. Законодательством РФ предусмотрена также обязанность стороны, на которой лежит риск случайного повреждения объекта строительства или производства, материала, оборудования и другого имущества, застраховать соответствующие риски. [15, c. 73] Выбор того или иного способа снижения риска должен базироваться на оценке экономической эффективности мероприятий по следующему алгоритму: определение риска, способного оказать наибольшее влияние на проект; расчет повышенных затрат с учетом вероятности наступления неблагоприятного события; разработка перечня мероприятий, способствующих уменьшению вероятности и опасности рискового события; определение затрат на реализацию предложенных мероприятий; оценка выделенного резерва на непредвиденные расходы с точки зрения достаточности для осуществления предложенных мероприятий по снижению риска; принятие решения о выполнении или отказе от противорисковых мероприятий; сопоставление вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению.

Информация о работе Страхование инновационных рисков