Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Основы страхования ответственности ……………………………….4
1.1. Роль и значение страхования ответственности в современных условиях, и его отличия от других отраслей страхования………………….4
1.2. Основные виды страхования гражданской ответственности……5
1.3. Порядок заключения договора страхования ответственности. Права и обязанности страховщика и страхователя………………………………….8
2. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
2.1. Основные причины аварий, влекущих экологический ущерб…..17
2.2. Ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды в природоохранном законодательстве РФ……………………………………..21
2.3.Тарифные ставки и расчет страховой суммы по договору экологического страхования…………………………………………………..24
2.4. Обязанности сторон при наступлении страхового случая……..27
2.5. Урегулирование ущерба и порядок выплаты страхового возмещения………….…………………………………………………………..30
3. Страхование экологической ответственности предприятий нефтяной и газовой промышленности……………………………………………………36
4.Расчетная часть………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………….49
Используемая литература……………………………………………….50

Файлы: 1 файл

страхование - копия.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

В страховое  поле не включаются объекты 0 и 1 категорий. Приотнесения предприятия к категориям оговариваются меры предотвращения аварий из-за износа оборудования, недостатков эксплуатации, поставок не качественного сырья. Залповые выбросы (сбросы) загрязнений должны происходить достаточно редко (10…20 раз в год) и быть кратковременными (до полутора суток). Если оказывается, что в течение года, предшествующего заключению договора, выброс (сброс) вредного вещества превышал ПДВ (ПДС), то риск аварийного загрязнения существует. Предприятие относят к экологически опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха считается экстремально высоким, если концентрация загрязнителя одномоментно превышает ПДКм.р. в 50 и более раз, или в течение 8 часов в 30…49 раз, или в течение 2 суток в 20…29 раз. Уровень загрязнения водных объектов считается экстремально высоким, если ПДКм.р. загрязнителя превышена в 100 и более раз, или покрыто пленкой нефтепродуктов более 1/3 поверхности водоема при обозримой площади до 6 км2, или если содержание растворенного кислорода в воде стало менее 2 мг/л.

Уровень загрязнения  почвы считается экстремально высоким, если содержание пестицидов или загрязняющих веществ техногенного происхождения превышает ПДК в 50 и более раз.

Тарифные ставки экологического страхования различаются  по отраслям промышленности (таблица 2.2).

Таблица 2.2. Соотношение тарифных ставок

Наименование  отрасли

Средняя тарифная ставка в% к обороту

Энергетический  комплекс

2,0

Нефтехимический комплекс

1,5

Промышленность  строительных материалов

1,2

Химическая  промышленность

1,0

Бумажная промышленность

0,8

Прочие отрасли

0,5


 

Размер тарифных ставок страховых взносов определяют тремя способами:

1.  в процентах от страховой суммы;

2.  в процентах  от суммы штрафных платежей за предыдущий год;

3.  в процентах  от годового производства страхователя.

Обычно размер страховых взносов в первые три  гола страхования составляют 90% их базисной величины. Если в течение этих трех лет не возбуждено ни одного иска, то в последующие годы страховые  взносы составляют:

-  четвертый  год – 85%,

-  пятый год  – 80%,

-  шестой  и седьмой годы – 75%,

-  последующие  годы – 70% от базисной величины.

В случае возбуждения  исков к страховщику уже в  последующий год страховой взнос  взимается в размере 100% базисной величины.

Результатом страховой  деятельности должно являться повышение экологической безопасности населения и территорий, финансовой устойчивости хозяйствующих объектов и социальной защиты населения.

 

2.4. Обязанности  сторон при наступлении страхового  случая

 

 При наступлении  страхового случая совместно  со страхователем составить необходимую страховую документацию (аварийный сертификат).

 После принятия  решения о страховой выплате  произвести ее в течение 72 часов.

Обеспечить  конфиденциальность информации, которая  стала известна в процессе страхования.

Страховщик  имеет право:

  • Получать от страхователя полную информацию, необходимую для оценки риска загрязнения окружающей природной среды, о причинах, размерах и последствиях произошедшего страхового случая.
  • Организовывать проведение экологического аудита страхователя или поручать его осуществление специализированным организациям.
  • Принимать участие в переговорах и соглашениях о возмещении причиненного страховым случаем убытка.
  • Участвовать в работе комиссии по выяснению причин, размера и последствий причиненного страховым случаем убытка.
  • Принимать участие в судебных и арбитражных процессах по поводу предъявленных страхователю имущественных требований. На основании дополнительного соглашения страховщик имеет право выступать в судебных органах от имени и по поручению страхователя.
  • При необходимости запрашивать дополнительные сведения, связанные со страховым случаем у страхователя, других учреждений и организаций, а также самостоятельно произвести выяснение причин и обстоятельств страхового случая.
  • За счет средств резерва предупредительных мероприятий осуществлять мероприятия, способствующие снижению экологической опасности функционирования страхователя и стимулирующие его к этому.

Страхователь  обязан:

  • Сообщать страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки экологической опасности его деятельности, а также о действующих договорах страхования в этой области.
  • В соответствии с договором экологического страхования уплачивать страховые взносы.
  • Представить страховщику всю информацию, необходимую для оценки риска загрязнения окружающей природной среды, причин, размеров и последствий произошедшего страхового случая.
  • Допускать представителей страховщика (или других лиц по его поручению) к документации и оборудованию в целях проведения экологического аудита.
  • Немедленно сообщать страховщику обо всех имевших место в процессе действия договора экологического страхования случаях загрязнения окружающей природной среды или создавших его реальную угрозу, а также обеспечить участие представителей страховщика в осмотре места аварии и установлении причин и размера убытка.
  • Немедленно сообщать страховщику обо всех претензиях и исках, предъявленных страхователю в соответствии с действующим законодательством, обусловленных загрязнением окружающей природной среды, и принимать все меры для участия страховщика в судебных разбирательствах по этим требованиям.
  • Принять все меры для минимизации неблагоприятных последствий от аварийного загрязнения окружающей природной среды, для выяснения его причин, последствий и размера причиненного убытка.
  • Не выплачивать возмещение третьим лицам, не признавать частично или полностью требования, предъявленные страхователю в установленном порядке, а также не принимать на себя каких-либо обязательств в процессе урегулирования таких требований без согласия страховщика.

В том случае, когда на страхователе лежит обязанность  сообщить страховщику какую-либо информацию, предусмотренную настоящим Законом  и договором экологического страхования, это должно быть сделано в трехдневный  срок со дня, когда ее получил или должен был получить страхователь с приложением оригиналов документов или заверенных страхователем копий.1

Для возникновения  гражданской ответственности необходим  целый ряд указанных в законе условий.

Возмещение  вреда, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

При определении  объема возмещения экологического вреда  и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением  и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.2

2.5.Урегулирование ущерба и порядок выплаты страхового возмещения

Поскольку природные  объекты не имеют стоимости в смысле общественно необходимых затрат человеческого труда, принцип полного возмещения вреда не всегда срабатывает. Именно поэтому здесь широко применяется компенсация убытков. Указанные особенности явились причиной появления специальных такс, методик для определения размера ущерба, причиненного экологическими правонарушениями. 3

Вред может  быть причинен не одним лицом, а несколькими  лицами совместно. При этих условиях реализация принципа полного возмещения вреда происходит путем применения солидарной ответственности в соответствии со ст. 1080 ГК РФ. Гражданский кодекс РФ ч. 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ. (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

Солидарный  характер ответственности возникает  при наличии следующих условий:

- во-первых, необходимо, чтобы виновные действия двух  или нескольких лиц находились  в причинной связи с наступившими  последствиями;

- во-вторых, необходимо, чтобы вред, вызванный совместными  действиями двух или нескольких  лиц, был нераздельным.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть осуществлена добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (п. 1 ст. 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

Отсутствие в действующем законодательстве основных принципов установления такс как размеров взыскания за вред, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей среды, о природных ресурсах, не позволяет проанализировать эффективность компенсационной функции института возмещения вреда при применении таксового метода исчисления вреда, а также не позволяет говорить об обоснованности либо необоснованности того или иного элемента состава убытков. Таксовая ответственность предусмотрена по лесному хозяйству, по отдельным видам рыбных запасов, по животному и растительному мира.

Несмотря на упрощенный порядок определения  размера ущерба путем применения таксового метода, в арбитражной  судебной практике возникают вопросы, прежде всего связанные с выбором  применимого права.

Возмещение  вреда, причиненного окружающей среде  в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению  суда в соответствии с утвержденными  таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

Внесудебный порядок  возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества. 4

В специальной  литературе широко употребляется термин "экологическое страхование", под которым понимают страхование  ответственности объектов - потенциальных  источников аварийного, непреднамеренного  загрязнения окружающей среды. Отраслевое законодательство при характеристике экологического страхования использует категорию экологического риска, однако содержание этой категории никак не определяет. 5

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

Ст. 18 "Экологическое  страхование":

1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

2. В Российской  Федерации может осуществляться  обязательное государственное экологическое  страхование.

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ - 14.01.2002, N 2, ст. 133.

Под административным порядком возмещения экологического вреда  здесь понимается совокупность правил и способов внесудебного возмещения вреда, следующих прямо из закона или из распорядительного правового  акта, принимаемого органом власти в конкретной ситуации. Эти правила не систематизированы. Есть отдельные нормативные акты, свидетельствующие о формировании характерных тенденций в законодательстве, но не составляющие пока целостного института в системе права.

К сожалению, административное (внесудебное) возмещение экологического вреда регулируется в законодательстве недостаточно. Обычно это декларативные статьи, требующие для своего применения дополнительных правовых актов, которые в большинстве своем до сих пор не приняты.

Конституция РФ наделяет каждого гражданина правом на судебную защиту (ст. 46) Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.. Конкретные формы реализации данного права в природоохранной сфере предусмотрены рядом федеральных законов, таких как: "Об охране окружающей среды", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» право  предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде представлено гражданам в соответствии ст. 11, некоммерческим организациям (ст. 12), органам государственной  власти РФ (ст. 5) и органам государственной власти субъектов РФ (ст. 6). Право публичных образований на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в процессе природопользования, закреплено также природоресурсным законодательством. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ - 14.01.2002, N 2, ст. 133.

Существует  несколько способов определения  размера причиненного вреда в  денежном выражении:

- по утвержденным  в установленном порядке таксам;

- в соответствии  с методиками исчисления размера  вреда, причиненного окружающей  среде нарушением законодательства  в области охраны окружающей  среды;

- при отсутствии  названных выше способов посредством  возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Информация о работе Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде