Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Основы страхования ответственности ……………………………….4
1.1. Роль и значение страхования ответственности в современных условиях, и его отличия от других отраслей страхования………………….4
1.2. Основные виды страхования гражданской ответственности……5
1.3. Порядок заключения договора страхования ответственности. Права и обязанности страховщика и страхователя………………………………….8
2. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
2.1. Основные причины аварий, влекущих экологический ущерб…..17
2.2. Ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды в природоохранном законодательстве РФ……………………………………..21
2.3.Тарифные ставки и расчет страховой суммы по договору экологического страхования…………………………………………………..24
2.4. Обязанности сторон при наступлении страхового случая……..27
2.5. Урегулирование ущерба и порядок выплаты страхового возмещения………….…………………………………………………………..30
3. Страхование экологической ответственности предприятий нефтяной и газовой промышленности……………………………………………………36
4.Расчетная часть………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………….49
Используемая литература……………………………………………….50

Файлы: 1 файл

страхование - копия.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Судебная практика показывает, что вопрос о размере  убытков, подлежащих возмещению, во многом лежит в сфере усмотрения суда. Следовательно, следует отметить, что п. 1 ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» во многом дублирует п. 3 ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде» ФЗ « Об охране окружающей среды». Таким образом, устанавливается два способа возмещения экологического вреда в денежном выражении: по таксам и по убыткам. Однако необходимо обратить внимание на противоречие, которое возникает между этими двумя нормами. Так, если ст. 77 ФЗ « Об охране окружающей среды» указывает, что расчет убытков допускается, если отсутствуют таксы и методики, то ст. 78 данного закона указывает на диаметрально противоположное. Согласно этой статье расчет по таксам и методикам допускается, если невозможно подсчитать убытки. Подобную коллизию следует разрешить следующим образом: если размер убытков превышает размер вреда исчисленного по таксам, то в расчет принимается сумма убытков. Если сумма, насчитанная по таксам и методикам выше, то именно она принимается во внимание. Для положительного решения вопроса о возмещении экологического вреда в судебном порядке важно оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за вред, причиненный в результате правонарушения.

Объем возмещения вреда по общему правилу ст. 1064 ГК РФ регулируется нормами ст. 15, 393 ГК РФ, в соответствии с которыми расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора либо в день обращения кредитора в суд в случае неудовлетворения его требований должником в добровольном порядке. Кроме того, суду предоставлено право в зависимости от обстоятельств конкретного спора, присуждая возмещение должником убытков, исходить из цен, существующих в день вынесения решения. Данное правило способствует справедливому и полному возмещению убытков.

Вместе с  тем остается открытым вопрос о судьбе требований о возмещении ущерба, не доказанных по размеру. В настоящее время арбитражная судебная практика исходит из норм процессуального законодательства, регулирующих отношения, связанные с судебным доказыванием.

Реальное возмещение вреда может быть осуществлено посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, посредством восстановительных работ. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка (участок покрыт траншеями, котлованами и т.п.), восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может осуществиться посредством новых посадок древесных культур.

Требования  о возмещении вреда предъявляются  к непосредственномупричинителю вреда, т.е. к тем юридическим лицам  и гражданам, по вине которых произошло  загрязнение или иное вредное воздействие на природную среду, что и явилось причиной расстройства здоровья потерпевшего. В тех случаях, когда сведения о виновном лице отсутствуют и обнаружить виновного не представляется возможным, сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан возмещается государством. При наличии нескольких причинителей вреда суд вправе возложить на лиц либо долевую, либо солидарную ответственность перед потерпевшим. При возложении на указанных лиц долевой ответственности учитывается степень вины каждого из них, а при невозможности определить ее - исходя из равенства долей. При этом в резолютивной части решения судье необходимо указать, на кого из виновных лиц возлагается солидарная ответственность, а на кого - долевая и в каком размере.

Для реализации своего права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, потерпевшее лицо в обоснование своих требований представляет следующие доказательства: факт причинения повреждения здоровья, повлекшего утрату трудоспособности наличие причинной связи между причинением вреда и неблагоприятным воздействием окружающей среды, вызванным деятельностью загрязнителей. Когда факт заболевания доказан, перед потерпевшим возникает более сложная задача: необходимость доказывания причинной связи между повреждением его здоровья и неблагоприятным воздействием окружающей среды. В выданной потерпевшему справке (либо выписке из медицинской карты) должна быть информация о причине повреждения здоровья. Например, загрязнение атмосферного воздуха, воды хлором, серой, ацитиленом или другими загрязняющими веществами. Данный факт должен быть подтвержден справкой органа государственного экологического контроля (о том, то выброс таких загрязняющих веществ имел место быть). Следующий шаг - установление факта нахождения потерпевшего в зоне заражения (данное обстоятельство подтверждается справкой с места работы либо свидетельскими показаниями). Сложность доказывания причинной связи между повреждением здоровья и загрязнением окружающей среды является основным аргументом, сдерживающим развитие судебной практики по защите экологических прав граждан. При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу (ст. 33 ФЗ « Об охране окружающей среды») для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие такс или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

 

 

 

3. СТРАХОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Деятельность  Группы «Газпром» связана с промышленным воздействием на окружающую среду, поэтому «Газпром» последовательно проводит работу по усилению внутрикорпоративной экологической политики.

В целях обеспечения  комплексного подхода и координации  деятельности структурных подразделений  ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды в октябре 2007 года создан постоянно действующий Координационный комитет ОАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды.

Открытое акционерное  общество «Газпром» — крупнейшая газовая компания мира и одна из крупнейших энергетических компаний, занимающихся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата и нефти, их транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией, а также производством электроэнергии в России и за рубежом.

ОАО «Газпром», его дочерние общества и организации представляют собой вертикально интегрированную компанию.

Хозяйственная деятельность компании, имеющая стратегическое значение для экономики России и  других стран, затрагивает интересы миллионов людей. Воздействие на окружающую среду, оказываемое компанией при осуществлении своей деятельности, определяет ее ответственность перед обществом.

Сознавая эту  ответственность, ОАО «Газпром»  стало одной из первых в России компаний, принявших в 1995 г. политику в области охраны окружающей среды. Отвечая возросшим требованиям к охране окружающей среды, компания в 2000 году приняла дополнительные обязательства в этой области, что нашло отражение в новой редакции экологической политики.

В настоящее  время возрастает ответственность  ОАО «Газпром» как глобальной энергетической компании за сохранение окружающей природной среды, безопасность и надежность поставок продукции при исполнении экологических и социальных обязательств, закрепленных настоящей экологической политикой.

Экологическая политика ОАО «Газпром» основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Основным принципом  деятельности компании является устойчивое развитие, под которым понимается динамичный экономический рост при максимально рациональном использовании природных ресурсов и сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений.

Средствами  достижения компанией стратегических целей в области охраны окружающей среды станут:

— внедрение  и поддержание эффективной системы  экологического менеджмента, основанной на требованиях международного стандарта ISO 14001;

— сотрудничество со всеми организациями, осуществляющими деятельность по добыче и поставке энергоресурсов, с целью минимизации воздействия на окружающую природную среду и рационального использования ресурсов;

— участие в  глобальных, в том числе международных, программах, направленных на достижение устойчивого развития, сохранения климата и биоразнообразия;

— целевое планирование действий по снижению экологических  рисков и мероприятий по реализации экологической политики;

— учет эколого-экономических  и природоохранных аспектов наравне  с традиционными финансово-экономическими параметрами при разработке проектов и их реализации;

— выделение  достаточных организационных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов для  обеспечения выполнения принятых обязательств;

— проведение рекультивационных  и других технических и организационных мероприятий по компенсации ущерба, наносимого природной среде;

— организация  и проведение исследований в области  возобновляемых источников энергии, в  том числе водородной энергетики, вовлечение в использование нетрадиционных ресурсов, таких как шахтный метан и метан в виде газогидратов;

— применение наилучших  доступных технологий во всех сферах производства;

— учет экологических  факторов при разработке политики закупок  технологий, материалов и оборудования, выполнения работ и услуг подрядчиками;

— осуществление  экологической сертификации продукции;

— проведение и  стимулирование научных исследований, направленных на повышение энергоэффективности, снижение негативного воздействия  на окружающую среду и экологических  рисков;

— страхование высоких экологических рисков;

— совершенствование  системы экологического обучения;

— активное взаимодействие со структурами гражданского общества, заинтересованными в экологически безопасной деятельности компании.

Настоящая экологическая  политика является приоритетной и доводится до сведения каждого работника компании.

Экологическая политика, выражающая позицию компании по отношению к окружающей природной  среде и реализации принципов  устойчивого развития в современных  условиях, является основой для определения экологической стратегии компании, целевого планирования ее деятельности в сфере экологии на краткосрочный и среднесрочный период.

Одной из причин высокой аварийности на газопроводных  трассах является их "возраст". В настоящее время около 35% всех газопроводов имеют срок службы более 20 лет, а 25% - свыше 10 - 12 лет, кроме того, на большинстве газопроводов использована ленточная изоляция, срок службы которой составляет 8-10 лет, что требует переизоляции примерно 76 000 км газопроводов. Следовательно, вероятность аварий на них резко увеличивается из-за коррозийного растрескивания.

Необходимость создания системы экологического страхования  в ОАО "Газпром" определяется объективными политическими, экономическими, правовыми, социально-психологическими и организационными предпосылками.

Обострение  межнациональных конфликтов в районах  добычи, переработки и транспортировки  газа влечет за собой, в том числе, и ухудшение экологической обстановки в данных районах за счет роста  числа аварийных ситуаций на объектах газодобывающей отрасли.

Экономические предпосылки связаны с процессами экономического реформирования, происходящего  в Российской Федерации. Следствием этих процессов является возникновение  ряда негативных факторов, влияющих на экономическую ситуацию: разрушение единого экономического пространства, недостаточность бюджетного финансирования, неокрепшие рыночные отношения и другие. Решение экономических проблем предприятий и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, товарах первой необходимости, жилье, бытовых услугах в условиях рыночных отношений приводит зачастую к достижению их любой ценой, в том числе за счет игнорирования правил экологической безопасности, охраны труда, усиления использования и распродажи природных, прежде всего минеральных ресурсов.

Объективные экономические  законы получения прибыли диктуют  необходимость разработки новых  газовых месторождений в экологически уязвимых районах страны, на морском шельфе.

Предприятия ОАО "Газпром" являются объектами  повышенного экологического риска, что проявляется в непредсказуемых по срокам и масштабам загрязнениях и разрушениях элементов окружающей среды. Последствия аварийного воздействия на природу требуют от отдельных предприятий отрасли концентрации ресурсов для компенсации экологического ущерба и устранения последствий аварий.

Правовые предпосылки  касаются состояния действующего экологического законодательства, его недостатков и причин, их порождающих.

В Российской Федерации  был принят ряд законов, согласно которым предусматривается гражданская ответственность виновников негативных экологических воздействий перед третьими лицами. Компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных ресурсов. В соответствии с законодательством, предприятие любой формы собственности обязано не только компенсировать убытки, но и предотвратить возникновение новых.

Информация о работе Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде