Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:28, реферат
Реальная угроза банкротства заставляет многие строительные предприятия работать на условиях, когда получаемые доходы покрывают расходы с минимальной прибылью или вообще без таковой. Таким образом, чтобы «выжить», они вынуждены без должного обоснования проводить диверсификацию производства. Таким образом, именно неблагоприятные условия хозяйствования, которые являются характерными для большинства предприятий строительства в условиях кризиса переходной экономики, в значительной степени и стали предпосылками использования диверсификационной стратегии.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 9
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 14
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 19
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт бизнеса в строительстве и управления проектом
Кафедра управления бизнесом в строительстве
Реферат
по дисциплине «Экономика строительства»
на тему
«Диверсификация в строительстве»
В условиях переходной экономики одной из важнейших проблем строительных компаний является задача по прогнозированию потенциального кризисного финансового состояния в целях своевременной разработки и принятия мер по предотвращению их банкротства. Еще до кризиса строительство в основном осуществлялось за счет кредитных ресурсов. После того как строительная отрасль вошла в состояние стагнации, замедлили свой рост и сопутствующие сегменты рынка.
Реальная угроза банкротства заставляет многие строительные предприятия работать на условиях, когда получаемые доходы покрывают расходы с минимальной прибылью или вообще без таковой. Таким образом, чтобы «выжить», они вынуждены без должного обоснования проводить диверсификацию производства. Таким образом, именно неблагоприятные условия хозяйствования, которые являются характерными для большинства предприятий строительства в условиях кризиса переходной экономики, в значительной степени и стали предпосылками использования диверсификационной стратегии.
Данное направление развития является особенно актуальным в условиях жесткой конкуренции, когда узкая специализация еще больше снижает возможность получения строительной организацией подряда на выполнение работ. Важнейшим мотивом перехода субъекта хозяйствования на путь диверсификации является снижение прибыльности его капитала, вложенного в традиционное производство. Выбор направлений диверсификации в значительной степени зависит от финансового состояния и возможности развития организации в будущем.
В развитых странах диверсификация в функционировании предприятий имеет широкое распространение. В России также накоплен определенный опыт диверсификации предприятий и организаций в рыночных условиях.
В экономической науке существуют многообразные определения понятия «диверсификация». В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение – диверсификация (от позднелат. Diversifcatio - измерение, разнообразие) – расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями.
В общем смысле диверсификация — это родна из форм концентрации собственного или заемного капитала в целях выполнения новых видов деятельности и проникновения на новые виды работ (услуг, изделий, товаров), распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, рынки, отрасли. Упрощенно можно сказать, что это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав деятельности хозяйствующего субъекта новых сфер.
После проведения мер
по диверсификации организация расширяет
свою сферу деятельности, переходит
в большинстве случаев в
Экономическая диверсификация — это объединение в одной фирме выпуска продукции с разной рентабельностью, что позволяет манипулировать издержками производства.
В строительстве практически невозможно применять экономическую диверсификацию, так как строительные фирмы осуществляют позаказную (объектную) деятельность с примерно одинаковым уровнем рентабельности всех видов строительно-монтажных работ (8—10%). Поэтому наибольший интерес для строительства представляет диверсификация производства.
Диверсификация производства
в строительстве —
В строительстве можно выделить следующие направления диверсификации производства:
Желание диверсифицировать свою деятельность может быть вызвано такими мотивами, как необходимость вложения капитала, снижение рисков, издержек на выпускаемую продукцию, стремление более эффективно использовать каналы дистрибьюции, систему управления и т.д. Предлагая более широкий спектр товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность. Кроме того, при диверсификации неизменно возникает синергетический эффект, вытекающий из свойств системы: компонент вне системы имеет меньший потенциал, чем в совокупности системы.
Диверсификацию разделяют на связанную и несвязанную (конгломеративную). Связанная диверсификация представляет собой процесс освоения новых видов деятельности, связанных с существующим производством, и делится на вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная диверсификация
(интеграция) — процесс включения
в имеющуюся систему новых
компонентов (производств, предприятий),
входящих в единую технологическую
цепочку производственного
Горизонтальная диверсификация
— процесс объединения
Несвязанная диверсификация — это процесс проникновения на новые рынки, не связанные с основным видом деятельности компании. Диверсификация производства имеет два пути развития:
В процессе поиска вариантов для диверсификации компания может остановить свой выбор на родственной или на новой для нее отрасли. В первом случае диверсификация проводится в отрасли, обладающей своего рода стратегическим соответствием. Некоторые фирмы предпочитают проводить диверсификацию в другие отрасли с хорошими возможностями для получения прибылей.
Фирмы, идущие на непрофильную диверсификацию, почти всегда проникают в новые производственные секторы путем приобретения уже функционирующих компаний, а не посредством создания нового филиала в рамках единой корпоративной структуры. Такая стратегия основывается на положении о том, что рост компании путем поглощения других фирм (конгломератное слияние) повышает стабильность акций. Критерий получения дополнительных выгод отодвигается на второй план, что оправдывает себя до тех пор, пока непрофильная диверсификация обеспечивает рост корпоративных доходов, а также при условии, что ни одно из приобретенных производств не функционирует неэффективно.
Диверсификация производства может быть:
В настоящее время в строительных предприятиях происходят два типа диверсификации производства:
Диверсификация производства является способом разрешения возникающих противоречий между снижающейся нормой прибыли в специализированных строительных предприятиях и возможностью ее увеличения в других секторах строительного и нестроительного рынков.
На эффективность проведения диверсификации производства влияют три группы факторов:
Макроэкономические факторы, среди которых в первую очередь выделяются инвестиционная и налоговая политики государства, уровень инфляции, монетарная (денежно-кредитная) политика, создают существенные условия функционирования строительного предприятия, которые могут носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер для их деятельности.
Инфляция обесценивает
амортизационные ресурсы
В то же время инфляция уменьшает предпринимательскую активность, снижает экономическую эффективность деятельности предприятий, отрицательно сказывается на их финансовом положении.
С другой стороны, инфляция стимулирует поиск таких сфер и направлений деятельности, в которых темпы роста прибыли опережали бы темпы инфляции. Это возможно в тех случаях, когда имеется стабильный и большой спрос на продукцию, что позволяет предприятиям повышать цены быстрее, чем растет инфляция. Подобная ситуация может подтолкнуть предприятие на диверсификацию производства, нахождение предприятием более прибыльных направлений, как связанных, так и несвязанных с их основными видами деятельности.
Денежно-кредитная политика оказывает непосредственное влияние на такие важнейшие показатели, как уровень цен, ВВП, инвестиционная активность, занятость.
Большое значение для деятельности предприятий имеет налогообложение. Чем меньше налоговое бремя, тем больше деловая активность предприятий, и наоборот.
Среди факторов, действующих на уровне отрасли, можно выделить ряд основных, действующих на потенциал доходности отрасли:
Положение строительных предприятий на рынке подрядных работ зависит от стоимости и качества выполняемых видов СМР (их специализации), наличия строительной техники, инструментов, оборудования, производственной базы, потенциала рабочей силы и авторитета фирмы у заказчиков, т.е. степени конкурентоспособности строительной организации.
Обозначим следующие финансовые и материальные потоки:
1 — капитальные вложения предприятий-инвесторов;
2 — строительная продукция в виде построенных зданий и сооружений;
3 — инвестиции для
проведения капитального
4 — выполненные комплексы
ремонтно-строительных работ (
5 — строительные материалы, конструкции, изделия;
6 — денежные средства
предприятиям — поставщикам
7 — строительно-монтажные и ремонтно-строительные паботы, выполненные в рамках внутриотраслевой диверсификации производства связанного типа;
8 — договора подряда,
заключенные в рамках
Позиция поставщиков материалов, услуг также определяется стоимостью и качеством производимой продукции (услуг), значением отрасли как потребителя и возможностью дифференцированного учета запросов покупателей.
Помимо перечисленных факторов имеет значение количество функционирующих в отдельном регионе специализированных предприятий, их мощности, т.е. степень концентрации производственных мощностей по выпуску однородной продукции, выполнению отдельных видов работ и услуг. С другой стороны, необходимо учитывать объемы спроса на их продукцию, работы, услуги со стороны инвесторов и покупателей.