Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа
Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.
Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93
У вас на столах тоже есть карты, которые помогут вам отвечать на вопросы.
Посмотрите внимательно на карты и скажите:
В каком районе, и на какой улице расположена ваша школа?
Какие еще есть улицы в вашем районе?
(Учащиеся называют
улицы, учитель дает
Посмотрите на карту на доске.
Есть ли на территории Красноярска речки, парки, заводы?
Какие?
Что такое парк?
Что такое река?
Что такое завод?
Работа с карточками.
(На доске карточка с лексическим значением слова)
Люди, которые изучают свой край, называются краеведами.
(Карточка с лексическим значением слова)
Но не только взрослые изучают свой край, но и дети. У ребят, изучающих свой край, есть кодекс юного краеведа.
Давайте прочитаем и примем его перед работой.
Кодекс юного краеведа
Я начинаю, а вы продолжаете.
Думать коллективно,
Действовать – оперативно,
Спорить – доказательно – для всех обязательно.
Критикуя, предлагай.
Предлагая – помогай выполнить творчески.
Пользуясь кодексом краеведа, мы приступим к творческой работе.
Работать будем по группам.
Творческая работа по группам.
Задание: подготовить краткий рассказ по историческим периодам застройки г. Красноярска..
1 группа. История строительства в Красноярске до 1920г.
Основные вехи.
6 августа 1628 года Андреем Дубенским был основан Красноярск. По вершинам окружающих котловину гор создана круговая караульная служба.
До второй половины XVII века Красноярск был под ведомством раз-рядного города Томска, а затем разрядного Енисейска. Традиционное для Красноярска преобладание ремесел, обрабатывающих в первую очередь жи-вотное сырье, обусловило появление именно в этой отрасли городской про-мышленности предприятий мануфактурного типа.
Новой отраслью экономики Енисейской губернии крупнотоварного типа стала золотопромышленность. Она требовала значительного начального капитала, специальных знаний, организации работ и снабжения их мини-мумом на мануфактурном уровне. В последней трети XIX века город Красно-ярск все более приобретает значение торгово-промышленного центра губер-нии.
В городской промышленности
преобладали обрабатывающие отрасли.
При этом ведущее место занимала
обработка
Новый этап в жизни Красноярска безусловно связан с проведением через всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый путь к концу 1895 года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Транссибирская магистраль сооружалась от Челябинска до Владивостока с 1891-го до 1904 года. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению но-вых предприятий, увеличению численности населения.
Накануне первой мировой империалистической войны в Красноярске насчитывалось 23 кирпичных завода с 424 рабочими. Большим событием в жизни города явилось завершение строительства центральной водопроводно-электрической станции (ныне ул. Дубровинского, 43). 18 марта 1912 года она дала первый ток. Электрические лампочки зажглись на некоторых улицах города и в домах зажиточных горожан.
Ведущие промышленные предприятия 18-19 века, их история развития.
Паровозно- Вагоно Ремонтный Завод.
В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Транссибирская магистраль сооружалась от Челя-бинска до Владивостока с 1891-го до 1904 года. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товаро-оборота, возникновению новых предприятий, увеличению численности насе-ления вообще, рабочего класса в частности.
В Красноярске были построены депо и железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, кузнечного, электромеханического и токар-ного цехов. Мастерские и депо в Красноярске стали самым крупным капита-листическим промышленным предприятием не только в Енисейской губер-нии, но и во всей Сибири. В 1898 году в них было занято 2000 рабочих.
Судоремонтный завод.
Министерство путей сообщения России решило построить капи-тальный затон в районе Красноярска для зимовки и ремонта судов. 4 марта 1908 года городская дума Красноярска решила построить затон у правого бе-рега Енисея в Абаканской протоке ниже деревни Перевозинской.
В июне 1909 года землечерпательная машина начала строительство за-тона. Уже в октябре 1909 года 26 судов Срочного казенного пароходства зи-мовали в новом затоне. В 1917 году в затоне зимовало около 100 судов. Для ремонта судов были построены мастерские, склады, литейный цех, кузница.
Наиболее известные промышленные сооружения г. Красноярска?
2 группа. История строительства в Красноярске с 1920г. до 1941г.
Промышленное строительство до 1941г.
Образование Красноярского края (7 декабря 1934 года) дало серьезный толчок для развития красноярской экономики, где с середины 1930-х годов широко развернулось стахановское движение. К концу второй пятилетки в городе было введено 33 новых промышленных предприятия, в том числе Красмаш, электростанция Красмаша, ТЭЦ ПВРЗ, канифольный, кирпичный, кислородный, лакокрасочный, рыбокоптильный и хлебопекарный заводы, графитная и мебельная фабрики, деревообделочный и мельничный комбина-ты. Всего за 1928-1938 годы количество крупных промышленных пред-приятий увеличилось до 83, тридцать из них были союзного, республиканс-кого и краевого подчинения.
Если к началу промышленной реконструкции основу городской промы-шленности составляли несколько крупных предприятий (Главные железно-дорожные мастерские, депо, механический завод, изготавливавший моло-тилки, фабрика "Спартак"), электростанция, пароходство и масса мелких полукустарных мастерских, то к концу довоенного периода структура горо-дской промышленности заметно изменилась. За годы двух пятилеток (1928-1937 г.) в городе было введено 33 новых промышленных предприятия, в том числе Красноярский машиностроительный завод кислородный, кани-фольный, лакокрасочный, рыбокоптильный, кирпичный, хлебопекарные заводы, деревообделочный и мельничный комбинаты, графитная и мебельная фабрики, временная электростанция "Красмаша" мощностью 2000 киловатт, ТЭЦ паровозоремонтного завода.
С1931 г. в районе деревни Базаиха началось строительство одного из крупнейших деревообделочных комбинатов, оборудование для которого было закуплено за рубежом. Возведение комбината планировалось завер-шить к 1933 г., но фактически оно было завершено только в 1937 г. Отста-вание от графика строительства было вызвано слабой механизацией труда, высокой текучестью кадров, вызванной острой нехваткой жилья для рабочих.
Развивавшаяся промышленность требовала все больше энергии, а городская электростанция уже выла не в состоянии обеспечивать потреб-ности производства и жителей города. По решению горсовета было ограни-чено потребление электроэнергии в квартирах и учреждениях.
В конце ноября 1932 г. началось сооружение гиганта машиностроения Красмашзавода, продукция которого имела союзное значение.7 ноября 1935 г. был введен в строй чугунолитейный цех, а летом 1936 г. завод выпустил свою первую продукцию.
В эти годы большое значение отдавалось строительству в Красно-ярске заводов тяжелого машиностроения, целлюлозно-бумажного комбината, районной ТЭЦ, шелкового и трикотажного комбинатов, заводов синте-тического каучука и сельскохозяйственного машиностроения. Одновременно намечалась реконструкция предприятий железнодорожного и водного транс-порта. Однако начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война отодви-нула на более поздний период реализацию этих планов. Тем не менее уже к началу войны в промышленном облике Красноярска произошли серьезные перемены.
3 группа. История строительства в Красноярске с 1941г до1950г.
Эвакуация промышленных предприятий из европейской части страны. Первые эшелоны с эвакуированными предприятиями стали прибывать в Красноярск в конце августа 1941 г. На начало ноября приехали или начали подходить вагоны с оборудованием 23 предприятий из районов страны, которым грозила немецко-фашистская оккупация.
Завод № 327 и НИИ № 9, переименованные в Красноярский радио-технический завод, перебазировались в Красноярск в августе 1941 г. В Ленинграде завод производил мощные радиостанции, аппаратуру "слепой" посадки самолетов и т. д. В ноябре 1941 г. было принято решение об организации на новом месте стрелкового оружия - автоматов ППШ. В июне 1942 г. завод получил от наркомата новую программу по радиоаппаратуре: вагонная радиостанция дальнего действия "Круг", самолетное переговорное устройство СПУ-Ф, автомобильная радиостанция "Клапан", радиомаяк "Колба" и др.
Онежский машиностроительный завод из Петрозаводска влился в механический завод. Новое предприятие (впоследствии - "Краслесмаш") выпускало корпуса 122-мм. снарядов и 25-килограммовых авиабомб.
Кинопленочная фабрика № 6 («Квант») восстанавливала свое произ-водство на площадях дрожжевого завода. Она была эвакуирована с Украины. На фабрике кроме кинопленки и фотобумаги для нужд аэрофоторазведки выпускались дополнительные заряды к минам.
В октябре 1941 г. в авиаремонтные мастерские имени Побежимова Наркомат авиационной промышленности эвакуировал предприятие № 477 из Тульской области. Здесь производили запасные части к самолету СБ, а в 1943 г. освоили выпуск новой боевой машины БЕ-4. В мае 1945 г. на летные испытания была отправлена патрульная лодка ЛЛ-143.
С Украины в Красноярск был эвакуирован завод по производству пороха. Новое предприятие шифровалось как завод № 580 (затем – хим-комбинат "Енисей") и размещалось в зданиях строившегося бумажного комбината. Завод выпукал заряды к дивизионным пушкам, гаубицам, агита-ционным минам.
ПВРЗ принимал оборудование Полтавского, Воронежского, Харь-ковского и Изюмского паровозоремонтных заводов. Для размещения прибы-вающих станков и механизмов коллектив предприятия выстроил новый паро-возосборочный цех, увеличил мощность заводской ТЭЦ, расширил инстру-ментальный цех, построил общежитие для рабочих.
В конце 1941 г. в Красноярск начало поступать оборудование запорож-ского завода "Коммунар". Было принято решение разместить его неподалеку от станции Красноярск в помещениях строившегося ликероводочного заво-да. "Коммунар" кроме сельскохозяйственной техники и запасных частей дол-жен был наладить производство боеприпасов. Так возник комбайновый завод. В этот же период на правобережье Енисея, на базе эвакуированного оборудования были основаны заводы «Сибтяжмаш», «Сибсталь».
Т.О., во второй половине 1940-х годов основной упор делался на струк-турную перестройку городской промышленности, общий прирост продукции которой составил в эти годы 3,5 %. В тяжелой промышленности, занимаю-щей главенствующее положение, этот показатель был вдвое выше, а легкая и пищевая промышленность не достигли довоенного уровня. В Машино-строении был налажен серийный выпуск тяжелых мостовых электрических кранов (Сибтяжмаш) и самоходных комбайнов.
Красноярский цементный завод, вступивший в строй в конце 1944 года с массой недоделок, не мог обеспечить потребности города в цементе. По-добным же образом обстояло дело и с другими строительными материалами. Но если стройиндустрия города в области строительства промышленных объектов постепенно вставала на ноги, то домостроение находилось в зача-точном состоянии. Жилье строилось практически только при заводах - малоэтажные поселки с минимальным благоустройством.
В общей сложности за пять послевоенных лет красноярцы получили около 200 тысяч кв. м жилья. Численность населения росла несоизмеримо быстрее, что с каждым годом ухудшало положение с жильем. 35 тысяч крас-ноярцев проживали в бараках. Благоустройство, бытовое обслуживание, питание, торговля в послевоенном Красноярске были в тяжелом положении. Почти не приходится говорить о развитии инфраструктуры и соцкультбыта.
4 группа. История строительства в Красноярске с 1950 г до наших дней.
-Промышленное строительство
Красноярск в 1950-е годы стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. В 1951 году вступил в строй действующих завод Сиб-электросталь; в 1952-м выдал первую продукцию завод синтетического кау-чука; в 1954-м - завод химического волокна; в 1955-м - завод телевизоров; в 1957-м - шелковый комбинат. Все это стало возможным благодаря возни-кшей в городе в 1950-е годы фундаментальной строительной индустриальной базы.
Были построены заводы асбоцементных изделий, железобетонных из-делий, фибролитовых плит, шиферный, Коркинский домостроительный ком-бинат, домостроительный цех Красноярского лесодеревообрабатывающего комбината, что обусловило быстрый рост капитального строительства.
К началу 1960-х годов вошли в строй первая очередь Красноярского завода медицинских препаратов, кордное производство завода химического волокна, шинный завода и целлюлозно-бумажного комбината с новейшим технологическим оборудованием. Красноярск стал одним из ведущих цент-ров химической промышленности России.
- Социально – бытовое и жилищное строительство.
Наряду с доминирующим производственным строительством в городе начало ускоряться социально-бытовое и жилищное строительство. В 1952 года был открыт речной вокзал.
Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска