Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа
Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.
Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93
Одним из ярких примеров коттеджного строительства является коттед- жный комплекс «Сосны» расположен в живописном месте города Красно- ярска, в 2,5 километрах от Академгородка по направлению к поселку «Удач-ный», на левом берегу реки Енисей. Коттеджный комплекс «Сосны» создан для комфортного проживания. Все тротуары и пешеходные зоны жилого комплекса выложены брусчаткой, в прогулочных зонах и возле общест-венных зданий проведены ландшафтные работы. Архитектурно-ландшаф-тное оформление всей территории комплекса выполнено в едином стиле. Для жителей поселка построен и запущен в эксплуатацию комплекс, включа-ющий магазин, аптеку, автомойку, ресторан, прачечную, охрану[22].
Важным элементом городской застройки являются здания культурно-бытового назначения. Конструктивные и объемно-планировочного решения таких зданий должны соответствовать по уровню индустриализации проек- тным решениям жилых домов, что позволит осуществлять комплексную заст-ройку кварталов и микрорайонов зданиями из полносборных конструкций в едином технологическом ритме.
Многофункциональный общественно-культурный комплекс (ул. Дубе- нского). Он расположится между сквером медицинского института и грунто-вой дорогой вдоль кромки крутого берега Енисея. В нем разместятся ресто-ран, фитнес-клуб, сауна, гостиница, картинная галерея. Каждый блок здания будет иметь отдельный вход, и соединяться галереями с другими блоками, лестницами и пассажирскими лифтами. Рельеф площадки для строительства центра сложный — он состоит из двух террас, перепад высоты между ними — 15 метров. Поэтому этажность комплекса будет переменной — от 3 до 5 этажей[22].
Коммунальное строительство — возведение, реконструкция, расширение и капитальный ремонт зданий и сооружений коммунального хозяйства (сетей водопровода, канализации, очистных станций и др.), объектов городского тран-спорта и дорожной сети (метрополитена, трамвайного, автобусного транспорта, дорог, мостов, путепроводов и др.), предприятий и сооружений коммун, энер-гетики (теплофикации, электрических установок, котельных, электрических стан-ций и др.), объектов благоустройства (скверов, бульваров, и др.).
Транспортное строительство — строительство новых и реконструкция существующих зданий и сооружений железнодорожного, автомобильного, вод-ного, воздушного и трубопроводного транспорта. Примером транспортного строительства в Красноярске является проект строительства еще одного авто-мобильного моста через Енисей, и несколько новых автомагистралей в Советском районе Красноярска[15].
Главная особенность транспортного строительства — линейная прот- яженность, рассредоточенность объектов по всей длине трассы. В процессе воз-ведения зданий и сооружений строит, организации движутся вдоль трассы и вынуждены часто осуществлять перебазировки, удаляясь от производств, баз. В этих условиях особенно важно применять индустриальные конструкции, комплек-сную механизацию, прогрессивную технологию производства СМР.
Энергетическое строительство — сооружение объектов, обеспечива- ющих электрификацию всех отраслей. Объекты энергетического строительства: электрические станции (ТЭС, ГЭС, атомные электростанции) и электрические сети, ЛЭП и подстанции. Активно ведется новых электро – подстанций, новые подстанции будут обеспечивать электроэнергией наиболее активно застраиваемые на сегодняшний день микрорайоны города в Советском и части Центрального района Красноярска. Строительство подстанций ведется в соответствии с про-граммами, разработанными администрацией города совместно с энергоснаб-жающими организациями. В ближайшем будущем будут введены 3 новые под-станции, которые не только полностью покроют потребности в электроэнергии для Советского и Центрального районов, но и дадут резервные мощности для их дальнейшего развития. Ведется работа по строительству новых трансформаторов и в Октябрьском и Железнодорожном районах Красноярска.
Новая подстанция
«Весна-2»,и «Слобода Весны»
с четырьмя трансфо- рматорами мощностью
по 63 МВА и питающими линиями 110 кВ предназначена
для электроснабжения объектов жилья
и соцкультбыта, располагающихся в микрорайонах
Северный, Взлетка, Иннокентьевский, Ястынское
поле Советского района города. Запуск
подстанции намечен на декабрь 2009 года[15]
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса.
Красноярск является "точкой сборки" восточных просторов необъятной России— он выступает центром масс и срединной географической терри-торией страны. Такое расположение на пересечении евразийских маршрутов вкупе с богатейшими минеральными, энерго и биоресурсами делает край и город чрезвычайно перспективной зоной экономического роста. Слабым ме-стом и тормозом такого развития являются существующие инфраструк-турные ограничения и дефицит рабочих рук, особенно квалифицированных. Восполнить этот недостаток населения, задействовав его в экономике, инфраструктуре и культуре,— задача геополитическая.
Близость Красноярска (по сравнению с городами европейской части страны и Западной Сибири) к Японии, Китаю, Южной Корее и другим стра-нам динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона создает возможности активного развития экономического и других потенциалов города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотруд-ничества, что позволит городу интегрироваться в глобальную экономику.
Эти факторы являются предпосылками для превращения города в орга-низующий узловой центр межрегионального и международного взаимо-действия при дальнейшем хозяйственном развитии территорий Центральной Сибири[40].
В Красноярске проживает 917 тыс. чел., или 31% от общей числен-ности населения края. Город обеспечивает около 32% вклада в совокупный объем производства и сферы услуг края, 21,6% производства промышленной продукции, 25% общего объема инвестиций края, более 64% объема жилищного строительства.
Красноярск является административным центром одного из ведущих субъектов РФ — Красноярского края, занимающего 2-е место (после Рес-публики Саха) по размерам территории, 13-е место по численности насе-ления и 8-е место по объему производства валового регионального про-дукта[29].
Рельеф городской черты
Огромное влияние на размещение строительных площадок оказывает рельеф г. Красноярска. Красноярск расположен в долине р. Енисей. Тер-ритория в геологическом отношении является стыком трёх геоморфо-логических районов: долины Енисея и прилегающих к долине Енисея плато, предгорий Восточного Саяна. Здесь выделяется пойма и девять над-пойменных террас, объединяемых в три комплекса: верхний (террасы I, II, III и IV), средний (террасы V и VI) и нижний (террасы VII и VIII). Поверхность всех террас в результате длительного и сильного размыва денудирована и не всегда имеет чётко выраженный уступ. Террасы левобережной части огра-ничены плато, которое в северной части города Красноярска называется Караульной горой. Её высота около 100 метров и состоит она из белых глин и известняков, относящихся к осадочным породам. С запада террасы лево-бережья ограничиваются лесистой Гремячинской гривой, высота которой около 240 м над уровнем моря. Склоны Гривы усыпаны обломками порфи-ритов. Часть Гривы, примыкающая к городу, носит название Афонтовой горы, сложена она рыхлой, супесчаной, палево-жёлтого цвета породой – лёс-сом. Предгорья Восточного Саяна - Куйсумские горы, высотой от 400 до 700 м, окаймляют долину Енисея на правом берегу.
В рельефе наблюдается несколько генетических типов:
В связи особенностями
рельефа градостроительная
Так же учитывается и состав почв при строительстве. Почва образуется в результате взаимного воздействия различных живых и неживых тел, и про-цесссов природы. Их сочетание и взаимодействие неодинаково, следо-вательно, и почвы различны. Особенно хорошо это заметно в окрестностях Красноярска. Например, в районе Академгородка, под березняком – серые лесные почвы, а под сосняком - дерново-подзолистые. В Зелёной роще рас-спространены черноземы, а на правом берегу Енисея, на верхних террасах - различные по составу горные почвы. В окрестностях Красноярска сложное сочетание рельефа горных пород, микро - и мезоклиматических условий, растительности и животного мира.
Наиболее плодородными являются черноземы. На них находится значительная часть садов горожан. При этом в лесостепи черноземы выщело-ченные, а на степных массивах обыкновенные. Первый вид распространен в поселке Солонцы, возле сел Минино и Дрокино. Здесь почвы содержат большой процент перегноя – от 6 до 8%. Обыкновенные чернозёмы рас-спространены на южных склонах, обращенных к Базаихе. Гумусовый слой здесь маломощный и легко распыляется.
Под березовыми лесами (Академгородок, Торгашинский хребет) гос-подствуют темно-серые, серые, светло-серые лесные почвы. Они плодо-родны, но подвержены разрушению водой.
Горы в окрестностях Красноярска покрыты разнообразными по про-исхождению, составу и свойствам почвами. Основным фактором их форми-рования является рельеф. Здесь имеются горные черноземы, горные серые лесные почвы, дерново-подзолистые и подзолистые почвы. На продуктах выветривания встречаются дерново-карбонатные почвы. Общей особен-ностью горных почв является их малая мощность и слабая дифференциация почвенных горизонтов. Древние террасы – острова Отдыха, Молокова, Татышева – богаты черноземами и лугово-черноземными почвами. В низкой пойме почвы аллювиальные, слоистые и часто малоразвитые. В Красноярске много избыточно влажных мест. Здесь развиты болотные и лугово-болотные почвы[25].
Историко-географические особенности развития застройки города:
Основание города
В 1627 г. из Тобольска на 16 дощаниках, 5 лодках и 1 струге под началом воеводы А. Дубенского вышла экспедиция числом 303 служивых людей. После долгого и трудного похода в средине июля 1628 г. они добрались до места и сразу же приступили к возведению временного защитного сооружения - дощатого городка из дощаников, на которых и приплыли казаки.
Из-за красоты места и красной
почвы на высоком левом берегу
(яру) Енисея А. Дубенский назвал острог
Красным вопреки обычной
Этот городок был укреплен надолбами - врытыми в землю столбами, соединенных сверху и снизу толстыми жердями. Надолбы шли от места постройки острога (по горе 100 сажен - 213 м) до пристани.
Вопреки традиции был построен более легкий вариант острога - "строг стоячий" с облегченными стенами из вертикально расположенных стволов деревьев, а не рубленный с горизонтальным расположением бревен в 2 ряда. Острожные стены имели высоту 3,4 м с 5 башнями высотой 18-20 м и ши-риной 8,5 х 8,5 м. Три угловые башни для удобства обстрела нападающих выступали на 2-3 метра вперед. Сразу же вокруг острога был вырыт ров глубиной 3 м и шириной 10 м с частоколом из острых кольев на дне[42].
Красноярск в XVIII веке.
Страшный пожар 1773 года, после которого осталось лишь 30 домов, смел с дневной поверхности все укрепления. Восстанавливать их уже не было смысла. Из Тобольска был прислан сержант геодезии Петр Моисеев, который дал городу совершенно новую, петербургского типа, линейную пла-нировку (до сих пор прослеживается в старой части города). Именно в это время к первому в городе каменному зданию - Рождественскому собору, - была перенесена от Спасской башни торговая площадь (Старобазарная). Так Стрелка, сердце города, стала не только административным, но и торговым центром Красноярска.
В XVIII веке появляется первый частный каменный дом. Строятся новый собор на Стрелке (1713г.), Покровская церковь (1790г.), приходская Благовещенская и кладбищенская Всехсвятская церкви.
Застройка территории малого
острога ничем не стала отличаться
от остальной части города. Без
стен и крепостных башен общий
силуэт оказался несколько обедненным.
Только собор, две церкви да каменный
двухэтажный дом бывшего воевод
Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска