Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа
Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.
Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93
Красноярск в 1950-е годы стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Окрепла уже существовавшая в городе промышленность, в 1951 году вступил в строй действующих завод Сибэлектросталь; в 1952-м выдал первую продукцию завод синтетического каучука; в 1954-м - завод химического волокна; в 1955-м - завод телевизоров; в 1957-м - шелковый комбинат. Все это стало возможным благодаря возникшей в городе в 1950-е годы фундаментальной строительной индустриальной базы [Приложение 1. Картосхема 3.].
Были построены заводы асбоцементных изделий, железобетонных из-делий, фибролитовых плит, шиферный, Коркинский домостроительный ком-бинат, домостроительный цех Красноярского лесодеревообрабатывающего комбината, обучены и воспитаны высококвалифицированные кадры, что обусловило быстрый рост капитального строительства.
К началу 1960-х годов вошли в строй первая очередь Красноярского завода медицинских препаратов, кордное производство завода химического волокна, первые очереди шинного завода и целлюлозно-бумажного ком-бината с новейшим технологическим оборудованием, вспомогательными соружениями и жилищно-бытовыми комплексами. Красноярск стал одним из ведущих центров химической промышленности России.
Наряду с доминирующим производственным строительством в городе начало ускоряться социально-бытовое и жилищное строительство. 29 июня 1952 года был открыт речной вокзал.
Весной 1956 года правительством Красноярску было выделено 360 млн. руб. на строительство жилья, телевизорного центра, водопровода и ка-нализации, моста через Енисей, создание системы городского транспорта. 27 мая 1956 года в правобережной части Красноярска началось строительство первой трамвайной линии, а на левобережье - изыскательные работы по строительству троллейбусной линии. К концу 1950-х годов электротранспорт перевозил около 50 миллионов пассажиров в год. Увеличивалось и число автобусов. Однако потребность большого города транспорт удовлетворял с перебоями.
Большое значение имела постройка в 1956-1961 годах коммунального моста через Енисей[40].
Но жилищная проблема
в жизни красноярцев по-
Общая протяженность улиц достигла 630 км, почти половина из них имела покрытие, на 75 % освещена. С середины 1950-х по 1960 год были построены 3 поликлиники, 2 детских больницы, хирургический корпус боль-ницы № 20, заканчивалось строительство двух родильных домов. В системе здравоохранения трудилось свыше 1300 врачей, основная масса которых была подготовлена, начиная с первых лет войны, в Красноярском меди-цинском институте.
Перед высшим образованием, Красноярска в 1950-е годы встали проб-лемы резкого увеличения численности студентов (в 1950-м она составляла 4,6 тысячи человек, в 1955-м - 8,8 тысячи человек, в 1960-м - 18,3 тысячи человек), обеспечения структурных сдвигов за счет создания новых инсти-тутов, факультетов, отделений, специальностей, отвечавших сибирским проблемам.
В 1953 году открылся Красноярский сельскохозяйственный институт, выпускники которого, в 1956 году - Красноярский политехнический институт, за короткий срок ставший самым крупным вузом города; в 1959 году - Институт цветных металлов. Но авангардная роль оставалась за ста-рейшими вузами Красноярска - педагогическим и лесотехническим (с 1958 года - Сибирский технологический институт). Красноярск, десятки лет, выс-тупавший в роли потребителя научно-технических новшеств, становится теперь их творцом [Приложение 1. Картосхема 4.].
И в январе 1957 года возникло
первое академическое научное учреж-
Среднее и высшее образование становилось одной из доминирующих социальных ценностей общества. Всесоюзная перепись населения 1959 года показала, что каждый четвертый красноярец имел высшее и полное среднее образование, 35 % - неполное среднее, 22 % - начальное.
В 1953 году краевое концертно-эстрадное
бюро было преобразовано в филармонию,
ставшую ведущим центром
Жизнь Красноярска 1960-х годов определялась строительством заводов-гигантов, реконструкцией устаревших предприятий, растущими темпами капитального строительства, расширением строительства объектов соцкультбыта.
Еще 20 мая 1956 года были начаты подготовительные работы по сору-жению в крае комплекса предприятий алюминиевой промышленности. В 1959 году начал строиться Красноярский алюминиевый завод, а в 1964 КрАЗ выдал первый алюминий.
В 1960 году вступил в строй шинный завод. В 1960-е годы началась реконструкция ведущих заводов Красноярска, которая шла параллельно с освоением высокотехнологической продукции.
За 1961-1964 годы было внедрено 760 крупных мероприятий по авто-матизации, механизации и прогрессивной технологии. На шинном заводе освоили впервые применяемую в СССР поточно-автоматическую линию для изготовления резиновых смесей. Он стал выпускать шины на высокопрочном корде. На КрАЗе начат технологический процесс электролиза алюминия на электролизерах С-6, на Красмаше - выпуск холодильников "Бирюса". Новые ткани шелкового комбината на ВДНХ СССР в 1965 году были отмечены четырьмя бронзовыми медалями. Продукция красноярских предприятий - комбайны (в 1965 комбайновый завод освоил выпуск комбайна СК-4, а во второй половине 1960-х годов - комбайна СКД-5 "Сибиряк"), суда Красно-ярского судостроительного завода (с 1972-го здесь освоено производство судов типа река-море), краны, автомашины, бумага, медицинские препараты, пиломатериалы, телевизоры, холодильники, шелковые ткани, шифер – поста-влялась во многие регионы СССР и в 31 зарубежную страну[42].
Во второй половине 1960-х годов вошли в строй действующих Красно-ярский завод резиновых технических изделий (РТИ) и Красноярский металлургический завод (КрАМЗ). КрАМЗ и КрАЗ дали начало форми-рованию нового городского района металлургов - Советского. В районе быстрыми темпами шло строительство панельных домов, спортивного комп-лекса. В 1967 году был построен Дом спорта, в 1968-м - плавательный бассейн[Приложение 1. Картосхема 3.].
29 октября 1967 года состоялось торжественное открытие центрального стадиона на о. Отдыха, ставшего впоследствии базой для образования глав-ного спортивного комплекса города.
Да и в целом инфраструктура города все больше начала работать во благо человека. 24 сентября 1961 года вступил в строй действующих новый железно-дорожный вокзал, в 1965-м - новый автовокзал[Приложение 1. Картосхема 4.].
23 июня 1978 года было начато строительство завода тяжелых экскава-торов. В десятой пятилетке вступили в строй кондитерская и макаронная фабрики, комбикормовый завод, мебельная фабрика, пивоваренный завод, ТЭЦ-2. Расширились и реконструировались гормолзавод № 2, заводы "Квант", комбайновый, Краслесмаш, медпрепаратов, резиновых технических изделий, Сибтяжмаш, химического волокна, целлюлозно-бумажный комбинат и ряд более мелких предприятий.
То, что мы понимаем под современным Красноярском, возникло в период с 1959 года по настоящий момент. Это было время массового Инду-стриального строительства крупных промышленных предприятий. И, как следствие, поточное строительство необходимого жилья для рабочих вместе с минимально необходимой социальной инфраструктурой.
Основной причиной градоразвития в этот период было строительство промышленных гигантов, в правобережной части города. Этот процесс нача-лся с эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны и продолжался вплоть до начала 80-х годов 20 века[40].
Исходя из потребностей и возможностей промышленного развития города, планировалась и выстраивалась жилая часть города. Необходимость поселения большого числа рабочих возле предприятий вызвало к жизни потребность в масштабном строительстве жилья, наиболее быстрыми и деше-выми методами. Тогда в городе началось строительство строительной индустрии (ДСК, ЗЖБК) и развернулось сооружение крупноблочных и жилых крупнопанельных многоквартирных домов.
В итоге строительства сложился современный Красноярск, в качестве целостной системы. Это город численностью около 930 тыс. человек, жилищ-ный фонд насчитывает 11683, 9 тыс. квадратных метров. На одного жителя города приходится около 18, 5 квадратных метров жилья[Приложение 1. Картосхема 2.].
В этот период были выстроены новые микрорайоны: на левом берегу - это Ветлужанка, Северо-западный, Академгородок, район между Копылова и Свободным, Взлетка, Северный, Зеленая Роща. На правом берегу - это Пашенный, микрорайон на Предмостной площади, Шинники, Черемушки, жилая застройка вокруг предприятий. Современный город включил в черту практически все поселки бывших пригородов Красноярска. Внутри этих масссивов сохранились очаги и участки малоэтажной и индивидуальной заст-ройки: Николаевка, Покровка, остатки пригородных деревень: Торгашино, Березовки.
Красноярск административно разделён на 7 районов. Левый берег – Центральный, Железнодорожный, Октябрьский, Советский районы. Правый берег - Кировский, Ленинский, Свердловский районы.
Рис. 6. Административная карта г. Красноярск
В градостроительной структуре Красноярска можно выделить следующие виды застройки [рис. 7.]:
Таблица 2
Число построенных квартир и их средний размер в Красноярске.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |||||||||
Всего | ||||||||||||||||||
Число квартир, тысяч |
5,4 |
6,3 |
5,0 |
6,6 |
7,4 |
8,6 |
11,3 |
13,1 |
16,5 |
15,9 | ||||||||
Их средний размер, кв. метров общей площади |
78,8 |
70,5 |
74,7 |
74,3 |
77,7 |
76,8 |
68,9 |
68,5 |
70,1 |
69,2 | ||||||||
из них по видам квартир, в процентах от общего ввода: | ||||||||||||||||||
однокомнатные |
12,4 |
15,4 |
17,2 |
15,5 |
18,9 |
20,4 |
28,6 |
36,8 |
31,1 |
31,9 | ||||||||
двухкомнатные |
29,9 |
27,4 |
29,4 |
33,1 |
28,4 |
31,9 |
32,3 |
30,2 |
34,2 |
32,6 | ||||||||
трехкомнатные |
37,1 |
35,1 |
32,6 |
34,4 |
31,6 |
31,4 |
27,8 |
21,5 |
24,3 |
27,7 | ||||||||
четырехкомнат-ные и более |
20,6 |
22,1 |
20,8 |
17,0 |
21,1 |
16,3 |
11,3 |
11,5 |
10,4 |
7,8 | ||||||||
Населением за счет собственных и заемных средств | ||||||||||||||||||
Число квартир |
868 |
976 |
1054 |
1118 |
1386 |
1404 |
1268 |
1676 |
2592 |
2686 | ||||||||
Их средний раз-мер, кв. метров общей площади |
112,2 |
105,0 |
95,9 |
114,0 |
122,3 |
125,9 |
126,4 |
122,1 |
118,8 |
103,9 |
Источник: И. Трофимов. Строители на финишной прямой //«Проекты Красноярья». №32(113) от 26.08.2008
Таблица 3
Объем строительства в г.Красноярска.
Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий по их видам в 2008 г.
Количество зданий, единиц |
Общий строительный объем зданий, тыс. куб метров |
Общая площадь зданий, тыс. кв. метров | |
Введено в действие зданий |
1428 |
1498,5 |
409,1 |
в том числе: |
|||
жилого назначения |
1411 |
1339,7 |
368,0 |
нежилого назначения |
17 |
158,8 |
41,1 |
из них: |
|||
промышленных |
1 |
0,6 |
0,1 |
сельскохозяйственных |
2 |
10,9 |
2,9 |
коммерческих |
3 |
39,9 |
10,0 |
учебных |
2 |
23,2 |
4,8 |
здравоохранение |
3 |
33,6 |
9,9 |
других |
6 |
50,6 |
13,4 |
Источник И. Трофимов. Строители на финишной прямой//«Проекты Красноярья» №32(113) от 26.08.2008 г.
Рис. 7. Структура застройки г. Красноярска.
2.3. Внутрирайонные различия в развитии градостроительного комплекса.
Огромное влияние на развитие градостроительного комплекса г. Красноярска оказал коммуникационный фактор. Одна из главных особенностей современного города – это централизованные коммуникации: энергоснабжение, водоснабжение, канализация, отопление. При строительстве новых микрорайонов создавались масштабные сети снабжения, подключавшиеся к одному источнику. Часть жилых микрорайонов подключались к сетям снабжения предприятий.
В итоге сформировалась крупномасштабная сеть коммуникаций города. Длина водопровода оценивается в 997, 4 км, длина канализационных труб в 833 км, а длина отопительной системы достигает 1844 км. Из – за состояния канализационной системы, шло медленное развитие правобережья. Но в 2007году началось строительства новой современной канализационной станции. Новая канализационно-насосная станция в Красноярске позволит построить 1 миллион кв. метров жилья. Проектом строительство новой станции – КНС № 4 «а», планируется обеспечить мощностями строительство новых микрорайонов «Утиный плес», «Южный берег» и «Пашенный».
Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска