Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

В условиях острого кризиса  феодализма и бурного развития капит-алистических отношений Красноярск оказался среди быстрорастущих насе-ленных пунктов, став самым крупным городом Приенисейского края.

В целом каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом. Реме-сленный труд был несколько производительнее сельскохозяйственных заня-тий горожан, но оставался слабо специализированным.

Традиционное для Красноярска  преобладание ремесел, обраба-тывающих в первую очередь животное сырье, обусловило появление именно в этой отрасли городской промышленности предприятий мануфактурного типа.

Новой отраслью экономики  Енисейской губернии крупнотоварного  типа стала золотопромышленность. Она  требовала значительного начального капитала, специальных знаний, организации работ и снабжения их мини-мумом на мануфактурном уровне.

Красноярск  на заре индустриальной эпохи  XIX в.

В последней трети XIX века город Красноярск все более приобретает  значение торгово-промышленного центра губернии.

Экономическому подъему  города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию. За 30 лет с 1863-го по 1893 год  население Красно-ярска выросло с 9997 до 17035 человек.

Доля губернского центра в общей сложности городского населения губернии составляла 38-40 %. Развитие капитализма в последующие деся-тилетия изменило социальную структуру населения города. Заметно воз-растает доля крестьян-мещан, до 60 процентов. Число мещан с 1863-го по 1888 год увеличилось с 2297 до 5385 человек.

Быстро развивалось  ремесленное производство за счет возникновения  новых промыслов и расширения старых, притока крестьян из окрестных  деревень, переселенцев из центральных  областей и ссыльных.

В городской промышленности преобладали обрабатывающие отрасли. При этом ведущее место занимала обработка сельскохозяйственного сырья – мукомольная, лесопильная, винокуренная, салотопленная, мыловаренная, маслобойная, кожевенная. На втором месте находилась обработка мине-рального сырья: механическая, чугунолитейная, кирпичная. Это соотношение сохранилось и в последующее время.

Значительное место  по размерам вложения капиталов занимало вино-курение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода.

Одной из причин медленного развития промышленности и торговли в губернии было отсутствие разветвленной транспортной системы.

Чрезвычайно важное народнохозяйственное значение имело открытие в 1869 году пароходного  движения по Енисею.

В 1891 году было принято решение о строительстве дороги одно-временно с двух концов - от Челябинска и Владивостока.

Строительство дороги шло  ускоренными темпами, этому отчасти  способствовало широкое привлечение  частных капиталов. К концу 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги было в основном завершено. Это имело громадное значение для более широ-кого вовлечения края в экономическую жизнь страны.

На заре капиталистической  эры в Сибири еще отчетливее стал проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господс-твующей верхушки и культурой трудящихся. Богачи и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или деревянные особняки. С 30-х годов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, набе-режную Енисея обсадили деревьями.

Особенно значительные изменения в жизни в г. Красноярска, прои-зошли во времена золотой лихорадки. В городе появились китайские беседки в садах, купальни с комнатами отдыха и буфетом, дом общественного собрания с залами для танцев, буфетом, комнатой для карточных игр, биллиардной, и т. д.

В XIX веке, в конце 50-х годов появился первый стационарный городской театр. Для "приличной публики" была учреждена в 1838 году библиотека.

В 1896 году открылся первый кинотеатр "Иллюзион". Он находился на Театральной площади (ныне стадион "Локомотив")[41].

В строительном плане  начала XIX века планировка Красноярска не имела ничего общего с планировкой острога Красный Яр XVII века.

Это был город с рациональной, простой и понятной планировкой. Улицы Красноярска были прямые и ровные, ориентированы по странам света. Широтные улицы простирались с запада на восток, от Стрелки в сто-рону Николаевской горы. Они шли параллельно Енисею. Главная улица горо-да, Воскресенская, начиналась от Воскресенского храма. Остальные были параллельны Воскресенской.

Меридиональные улицы  шли с юга на север, от Покровской горы в сторону Енисея. Они делались перпендикулярно широтным улицам и прессе-кали их под прямыми углами.

Кварталы были примерно одинаковыми по размеру и имели прави-льные геометрические формы. Улицы расходились от площадей и сходились к площадям, и на этих открытых, издали видных площадях возвышались крупные общественные здания.

В масштабном строе и  характере деталей домов на главной  улице Красноярска отражаются этапы ее капитальной застройки первой половины XIX века: с удалением от старого центра на запад становятся крупнее здания, появляется все явственней сухость форм и элементов, прорисованных точно и грамотно, без трогательного добродушия первых построек классицизма.

По сравнению с 1820 годом  Перспективный план города был составлен  в первые годы учреждения Енисейской губернии и был утвержден, согласно Жалованной грамоте городам 1785 года. Красноярск 1823-го заметно вырос: появилось 185 новых домов, в том числе 17 каменных.

"Дело о разделении  г. Красноярска на две части"  от 1823 года закрепляет его регулярную  застройку. 

Признается удобным  грань между частями города назначить  по ул. Раздельной. Первая часть заключает  в себе 10 кварталов обывательских  строений и 254 дома, вторая часть - 21 квартал и 293 дома - от Раздельной улицы до шлагбаума, выезда из города" [Приложение 1. Картосхема  2.].

Тогда же утвердилось  понятие "куртина" как структурная  единица плана. Каждая куртина состояла из полосы кварталов между двумя попе-речными улицами от Качи до Енисея. К 1823 году было застроено 5 куртин и начали появляться строения за Качей, у дороги на Енисейск, - "не в плане города".

Членение куртинами  являлось характерным приемом ориентации и сохраняло память об этапах роста города-крепости в западном направлении. Облегчало ориентировку и название многих улиц по значительным объектам: церквям, гостиному двору и другим.

План 1828 года, предусматривая рост Красноярска к Афонтовой  горе, сохранял направления улиц и  сложившиеся размеры кварталов. Главная улица, Воскресенская, становилась "линейным центром", парадным "коридором", связывающим Старобазарную и Новособорную площади, полу-чая классическую протяженность между этими узлами - около 2,5 км.

Сопоставляя данный план с планом застройки города после пожара 1773 года видим, что прежний планировочный модуль тогдашнего Красно-ярска был сохранен. Оставались прежние кварталы, вытянутые в широтном направлении, размером 50-70 на 120-130 сажен. Ширина улиц (10-12 сажен) и отношение ширины к высоте застройки сохранялись прежними.

Вместе с тем по новому плану на месте прежней  западной границы города (между современной  площадью Революции и ул. Горького) была заложена Новособорная площадь, как  новый общегородской центр Красно-ярска (ныне район между улицами Дзержинского и Горького). Западная граница города отодвигалась до подножия Афонтовой горы. Фактическая же застройка города дошла от конца XVIII века до 1828 года от района нынешней ул. Перенсона (ранее пер. Почтамтский) до современной ул. Горького (ранее пер. Архиерейский). Сразу за западной границей "горо-дового сада" и площади были выстроены деревянные казармы для солдат расквартированного батальона и жандармской роты и военный лазарет.

На отведенном для  застройки пространстве были запланированы еще две новые общегородские площади - Плацпарадная (совр. Красная) и Ост-рожная (район пересечения ул. Республики и ул. Робеспьера). На последнюю переносился старый тюремный острог, а на его месте в конце 50-х годов был построен деревянный театр, давший название прилегавшей к нему небо-льшой площади (ныне это территория стадиона "Локомотив") [Приложение 1. Картосхема  2.].

Стилевому и масштабному  единству застройки города первой поло-вины XIX века в значительной степени способствовало широкое распрост-ранение "образцовых" или "высочайше апробированных" проектов жилых домов и усадеб, общественных, культовых, торговых зданий. Разработанные при непосредственном участии крупнейших столичных архитекторов - В. П. Стасова, А. Д. Захарова, К. И. Росси и других, такие проекты собирались в альбомы и рассылались по всей стране для руководства и использования.

Первый крупный, стилистически  целостный ансамбль сложился у пло-щади на Стрелке, за которой сохранялась роль главного общественно-торгового и культурного центра до середины XIX века. Высотными ориен-тирами, отмечавшими границы ансамбля, стали белые громады Воскресен-ского собора с востока и Благовещенской церкви с запада, а основную его "ткань" образовала застройка головных участков продольных улиц, начи-навшихся у площади, крупный корпус гостиного двора, "собственные дома" и жилые усадьбы богатых мещан, дома с лавками и складами купцов и "промышленных людей".

В ХIХ веке на окраинах как продолжение города возникали  одна сло-бода за одной. В 1860-х годах в пойме Качи - Качинская слобода, в 1880-е - Закачинская. В 1890-е выросла Покровская слобода на Покровской горе. В 1890-е годы на склонах Афонтовой горы стали селиться рабочие, строившие Красноярскую железную дорогу[42].

Красноярск  с конца XIX века по февраль 1917 года, XIX-XX вв.

Новый этап в жизни  Красноярска безусловно связан с  проведением через всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый  путь к концу 1895 года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) – Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Транссибирская магистраль сооружалась от Челябинска до Владивостока с 1891-го до 1904 года. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению но-вых предприятий, увеличению численности населения.

30 августа 1896 года состоялась  закладка железнодорожного моста  через Енисей. Мост протяженностью  около километра, построенный под ру-ководством инженера-механика Е.К. Кнорре, был открыт 28 марта 1899 года.

В Красноярске как  центральном пункте Средне-Сибирской  железной дороги были построены депо и Главные железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, кузнечного, электромеханического и токар-ного цехов. Мастерские и депо в Красноярске стали самым крупным капи-талистическим промышленным предприятием не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. В 1898 году в них было занято 2000 рабочих.

Железная дорога дала новый толчок развитию фабрично-заводской промышленности в сибирских городах.

Оживление торгово-экономической  жизни повлекло за собой развитие пароходства. В 1901 году по Енисею и его  притокам курсировали 22 пас-сажирско-буксирных парохода. Владельцами пароходов были купцы Н.Н. Гадалов, Ф.Г. Черепанов.

Экономическое оживление, усилившееся переселенческое движение способствовали росту населения  города. По всеобщей переписи населения  Российской империи 28 января 1897 года по количеству жителей Красноярск занимал первое место в губернии и шестое - в Сибири, уступая Иркутску, Омску, Тюмени, Томску и Барнаулу.

С развитием промышленности увеличивался спрос на строительные материалы: лес, кирпич, металлические  изделия. В 1909 году предпринима-телем Е.В. Жоголевым был построен лесопильный завод.

Накануне первой мировой  империалистической войны в Красноярске  насчитывалось 23 кирпичных завода. Большим событием в жизни города явилось завершение строительства центральной водопроводно-электри-ческой станции. 18 марта 1912 года она дала первый ток. Электрические лампочки зажглись на некоторых улицах города и в домах зажиточных горожан. Первоначальная мощность станции составляла 450 кВт, а в 1917 году - 1200 кВт.

Улучшилось снабжение  населения водой. 28 декабря 1913 года состоялось торжественное открытие городского водопровода. Первая оче-редь водопровода протяженностью семь верст прошла по улицам цент-ральной части города. Вода подавалась центробежными насосами из шахт-ного колодца на Посадском острове.

В предвоенные годы 1 мировой войны получили развитие торгово-промышленные товарищества. Отмечалась монополизация в угольной, золо-тодобывающей промышленности, на речном транспорте. Возникшему в 1910 году акционерному обществу пароходства по реке Енисею в 1913 году при-надлежала половина пароходства на Енисее и 58 % их общей мощности[40].

Первая мировая война  вызвала существенные сдвиги в экономической  жизни. Численность населения Красноярска, несмотря на военную моби-лизацию, резко увеличилась и, прежде всего за счет беженцев из западных губерний России и военнопленных. К 1 апреля 1915 года в Енисейской губер-нии было размещено около 20 тысяч военнопленных немцев, австрийцев и лиц других национальностей, в том числе в Красноярске - 12 тысяч. К осени 1915 года население Красноярска вместе с войсками, военнопленными и беженцами составило 120-130 тысяч человек.

В Красноярске в годы 1-ой мировой войны произошло сокращение количества предприятий. К 1916 году их число уменьшилось до 56 за счет сокращения количества кирпичных, салотопенных, мыловаренных, воско-бойных, канатных, экипажных и других заведений. В связи с запрещением в стране в 1914 году производства и продажи спиртных напитков был полно-стью закрыт в Красноярске водочный завод. Количество рабочих в Красноярске уменьшилось с 3554 в 1913 году до 1950 - в 1915 году.

Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска