Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа
Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.
Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93
В условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капит-алистических отношений Красноярск оказался среди быстрорастущих насе-ленных пунктов, став самым крупным городом Приенисейского края.
В целом каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом. Реме-сленный труд был несколько производительнее сельскохозяйственных заня-тий горожан, но оставался слабо специализированным.
Традиционное для Красноярска преобладание ремесел, обраба-тывающих в первую очередь животное сырье, обусловило появление именно в этой отрасли городской промышленности предприятий мануфактурного типа.
Новой отраслью экономики
Енисейской губернии крупнотоварного
типа стала золотопромышленность. Она
требовала значительного
Красноярск на заре индустриальной эпохи XIX в.
В последней трети XIX века город Красноярск все более приобретает значение торгово-промышленного центра губернии.
Экономическому подъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию. За 30 лет с 1863-го по 1893 год население Красно-ярска выросло с 9997 до 17035 человек.
Доля губернского центра в общей сложности городского населения губернии составляла 38-40 %. Развитие капитализма в последующие деся-тилетия изменило социальную структуру населения города. Заметно воз-растает доля крестьян-мещан, до 60 процентов. Число мещан с 1863-го по 1888 год увеличилось с 2297 до 5385 человек.
Быстро развивалось ремесленное производство за счет возникновения новых промыслов и расширения старых, притока крестьян из окрестных деревень, переселенцев из центральных областей и ссыльных.
В городской промышленности преобладали обрабатывающие отрасли. При этом ведущее место занимала обработка сельскохозяйственного сырья – мукомольная, лесопильная, винокуренная, салотопленная, мыловаренная, маслобойная, кожевенная. На втором месте находилась обработка мине-рального сырья: механическая, чугунолитейная, кирпичная. Это соотношение сохранилось и в последующее время.
Значительное место по размерам вложения капиталов занимало вино-курение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода.
Одной из причин медленного развития промышленности и торговли в губернии было отсутствие разветвленной транспортной системы.
Чрезвычайно важное народнохозяйственное значение имело открытие в 1869 году пароходного движения по Енисею.
В 1891 году было принято решение о строительстве дороги одно-временно с двух концов - от Челябинска и Владивостока.
Строительство дороги шло ускоренными темпами, этому отчасти способствовало широкое привлечение частных капиталов. К концу 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги было в основном завершено. Это имело громадное значение для более широ-кого вовлечения края в экономическую жизнь страны.
На заре капиталистической эры в Сибири еще отчетливее стал проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господс-твующей верхушки и культурой трудящихся. Богачи и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или деревянные особняки. С 30-х годов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, набе-режную Енисея обсадили деревьями.
Особенно значительные изменения в жизни в г. Красноярска, прои-зошли во времена золотой лихорадки. В городе появились китайские беседки в садах, купальни с комнатами отдыха и буфетом, дом общественного собрания с залами для танцев, буфетом, комнатой для карточных игр, биллиардной, и т. д.
В XIX веке, в конце 50-х годов появился первый стационарный городской театр. Для "приличной публики" была учреждена в 1838 году библиотека.
В 1896 году открылся первый кинотеатр "Иллюзион". Он находился на Театральной площади (ныне стадион "Локомотив")[41].
В строительном плане начала XIX века планировка Красноярска не имела ничего общего с планировкой острога Красный Яр XVII века.
Это был город с рациональной, простой и понятной планировкой. Улицы Красноярска были прямые и ровные, ориентированы по странам света. Широтные улицы простирались с запада на восток, от Стрелки в сто-рону Николаевской горы. Они шли параллельно Енисею. Главная улица горо-да, Воскресенская, начиналась от Воскресенского храма. Остальные были параллельны Воскресенской.
Меридиональные улицы шли с юга на север, от Покровской горы в сторону Енисея. Они делались перпендикулярно широтным улицам и прессе-кали их под прямыми углами.
Кварталы были примерно одинаковыми по размеру и имели прави-льные геометрические формы. Улицы расходились от площадей и сходились к площадям, и на этих открытых, издали видных площадях возвышались крупные общественные здания.
В масштабном строе и характере деталей домов на главной улице Красноярска отражаются этапы ее капитальной застройки первой половины XIX века: с удалением от старого центра на запад становятся крупнее здания, появляется все явственней сухость форм и элементов, прорисованных точно и грамотно, без трогательного добродушия первых построек классицизма.
По сравнению с 1820 годом Перспективный план города был составлен в первые годы учреждения Енисейской губернии и был утвержден, согласно Жалованной грамоте городам 1785 года. Красноярск 1823-го заметно вырос: появилось 185 новых домов, в том числе 17 каменных.
"Дело о разделении
г. Красноярска на две части"
от 1823 года закрепляет его
Признается удобным грань между частями города назначить по ул. Раздельной. Первая часть заключает в себе 10 кварталов обывательских строений и 254 дома, вторая часть - 21 квартал и 293 дома - от Раздельной улицы до шлагбаума, выезда из города" [Приложение 1. Картосхема 2.].
Тогда же утвердилось понятие "куртина" как структурная единица плана. Каждая куртина состояла из полосы кварталов между двумя попе-речными улицами от Качи до Енисея. К 1823 году было застроено 5 куртин и начали появляться строения за Качей, у дороги на Енисейск, - "не в плане города".
Членение куртинами являлось характерным приемом ориентации и сохраняло память об этапах роста города-крепости в западном направлении. Облегчало ориентировку и название многих улиц по значительным объектам: церквям, гостиному двору и другим.
План 1828 года, предусматривая рост Красноярска к Афонтовой горе, сохранял направления улиц и сложившиеся размеры кварталов. Главная улица, Воскресенская, становилась "линейным центром", парадным "коридором", связывающим Старобазарную и Новособорную площади, полу-чая классическую протяженность между этими узлами - около 2,5 км.
Сопоставляя данный план с планом застройки города после пожара 1773 года видим, что прежний планировочный модуль тогдашнего Красно-ярска был сохранен. Оставались прежние кварталы, вытянутые в широтном направлении, размером 50-70 на 120-130 сажен. Ширина улиц (10-12 сажен) и отношение ширины к высоте застройки сохранялись прежними.
Вместе с тем по
новому плану на месте прежней
западной границы города (между современной
площадью Революции и ул. Горького)
была заложена Новособорная площадь, как
новый общегородской центр
На отведенном для застройки пространстве были запланированы еще две новые общегородские площади - Плацпарадная (совр. Красная) и Ост-рожная (район пересечения ул. Республики и ул. Робеспьера). На последнюю переносился старый тюремный острог, а на его месте в конце 50-х годов был построен деревянный театр, давший название прилегавшей к нему небо-льшой площади (ныне это территория стадиона "Локомотив") [Приложение 1. Картосхема 2.].
Стилевому и масштабному единству застройки города первой поло-вины XIX века в значительной степени способствовало широкое распрост-ранение "образцовых" или "высочайше апробированных" проектов жилых домов и усадеб, общественных, культовых, торговых зданий. Разработанные при непосредственном участии крупнейших столичных архитекторов - В. П. Стасова, А. Д. Захарова, К. И. Росси и других, такие проекты собирались в альбомы и рассылались по всей стране для руководства и использования.
Первый крупный, стилистически целостный ансамбль сложился у пло-щади на Стрелке, за которой сохранялась роль главного общественно-торгового и культурного центра до середины XIX века. Высотными ориен-тирами, отмечавшими границы ансамбля, стали белые громады Воскресен-ского собора с востока и Благовещенской церкви с запада, а основную его "ткань" образовала застройка головных участков продольных улиц, начи-навшихся у площади, крупный корпус гостиного двора, "собственные дома" и жилые усадьбы богатых мещан, дома с лавками и складами купцов и "промышленных людей".
В ХIХ веке на окраинах как продолжение города возникали одна сло-бода за одной. В 1860-х годах в пойме Качи - Качинская слобода, в 1880-е - Закачинская. В 1890-е выросла Покровская слобода на Покровской горе. В 1890-е годы на склонах Афонтовой горы стали селиться рабочие, строившие Красноярскую железную дорогу[42].
Красноярск с конца XIX века по февраль 1917 года, XIX-XX вв.
Новый этап в жизни Красноярска безусловно связан с проведением через всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый путь к концу 1895 года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) – Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Транссибирская магистраль сооружалась от Челябинска до Владивостока с 1891-го до 1904 года. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению но-вых предприятий, увеличению численности населения.
30 августа 1896 года состоялась
закладка железнодорожного
В Красноярске как
центральном пункте Средне-Сибирской
железной дороги были построены депо
и Главные железнодорожные
Железная дорога дала новый толчок развитию фабрично-заводской промышленности в сибирских городах.
Оживление торгово-экономической жизни повлекло за собой развитие пароходства. В 1901 году по Енисею и его притокам курсировали 22 пас-сажирско-буксирных парохода. Владельцами пароходов были купцы Н.Н. Гадалов, Ф.Г. Черепанов.
Экономическое оживление,
усилившееся переселенческое
С развитием промышленности увеличивался спрос на строительные материалы: лес, кирпич, металлические изделия. В 1909 году предпринима-телем Е.В. Жоголевым был построен лесопильный завод.
Накануне первой мировой империалистической войны в Красноярске насчитывалось 23 кирпичных завода. Большим событием в жизни города явилось завершение строительства центральной водопроводно-электри-ческой станции. 18 марта 1912 года она дала первый ток. Электрические лампочки зажглись на некоторых улицах города и в домах зажиточных горожан. Первоначальная мощность станции составляла 450 кВт, а в 1917 году - 1200 кВт.
Улучшилось снабжение населения водой. 28 декабря 1913 года состоялось торжественное открытие городского водопровода. Первая оче-редь водопровода протяженностью семь верст прошла по улицам цент-ральной части города. Вода подавалась центробежными насосами из шахт-ного колодца на Посадском острове.
В предвоенные годы 1 мировой войны получили развитие торгово-промышленные товарищества. Отмечалась монополизация в угольной, золо-тодобывающей промышленности, на речном транспорте. Возникшему в 1910 году акционерному обществу пароходства по реке Енисею в 1913 году при-надлежала половина пароходства на Енисее и 58 % их общей мощности[40].
Первая мировая война
вызвала существенные сдвиги в экономической
жизни. Численность населения
В Красноярске в годы 1-ой мировой войны произошло сокращение количества предприятий. К 1916 году их число уменьшилось до 56 за счет сокращения количества кирпичных, салотопенных, мыловаренных, воско-бойных, канатных, экипажных и других заведений. В связи с запрещением в стране в 1914 году производства и продажи спиртных напитков был полно-стью закрыт в Красноярске водочный завод. Количество рабочих в Красноярске уменьшилось с 3554 в 1913 году до 1950 - в 1915 году.
Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска