Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 06:50, курсовая работа
Меняется структура компаний, изменяется система организации бизнес-процессов и систем управления персоналом, расширяются объемы вложения капиталов, имеют место тенденции к росту численности персонала организаций, вследствие роста численности персонала минимизируются непосредственные рабочие контакты руководителей высшего звена с основной массой сотрудников, личные оценки и результаты наблюдений непосредственных руководителей в большинстве случаев уже не могут являться достаточным основанием для оценки работы персонала и принятия эффективных управленческих решений по многим вопросам расстановки, перемещения, продвижения или увольнения сотрудников, инвестирования средств в обучение и профессиональное развитие персонала.
Для того, чтобы эти решения были обоснованными и эффективными, в организациях необходимо создавать комплексные системы оценки персонала. Эффективность деятельности организаций начинает напрямую зависеть от профессионализма и системности управления персоналом, а система оценки персонала становится ключевым звеном кадровой политики организации.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………
1.1 Понятие оценки персонала. Задачи, функции
1.2 Виды оценки персонала предприятия
1.3 Система оценки персонала в процессе трудовой деятельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ООО «АВТОКРАН-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры персонала и его качественных характеристик
2.3 Анализ системы оценки персонала
ГЛАВА.3.Рекомендации по совершенствованию методов оценки персонала ООО «Автокран-Сервис»
3.1 Применение новых методов оценки персонала
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
Численность рабочих в структуре предприятия ООО «Автокран-Сервис» 2012 г. увеличилась незначительно в сравнении с 2010 г. на 5 человек, снижение доли данной категории работников составило 5,9 %. Этот факт можно объяснить тем, что предприятие в 2010-2011 гг. приобрело новую современную технику, для которой нужны квалифицированные работники.
Для нашего анализа очень важно проанализировать качественный состав работающих, который приведен в таблице 7.
Таблица 5. Качественный состав персонала ООО «Автокран-Сервис»
за 2010-2012 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменения | |||||||||
чел. |
% |
Численность на конец года |
Уд. вес,% |
чел |
Уд. вес,% |
2012 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | ||||||
Общая численность персонала из них: |
425 |
100 |
451 |
100 |
479 |
100 |
112,7 |
106,2 | |||||
Мужчины |
376 |
88,5 |
405 |
89,8 |
428 |
89,3 |
29 |
23 | |||||
Женщины |
49 |
11,5 |
46 |
10,2 |
51 |
10,7 |
3 |
5 | |||||
По возрасту | |||||||||||||
До 20 |
4 |
0,9 |
2 |
0,4 |
5 |
1,0 |
1 |
3 | |||||
От 20-30 |
51 |
12 |
61 |
13,5 |
67 |
14,0 |
16 |
6 | |||||
От 30-40 |
203 |
47,8 |
209 |
46,3 |
218 |
46,5 |
15 |
8 | |||||
От 40-50 |
132 |
31,1 |
142 |
31,5 |
147 |
30,7 |
15 |
5 | |||||
От 50-60 |
26 |
6,1 |
27 |
6,0 |
30 |
6,3 |
4 |
3 | |||||
Свыше 60 |
5 |
1,1 |
6 |
1,4 |
7 |
1,5 |
1 |
1 | |||||
пенсионеров |
4 |
1,0 |
4 |
0,9 |
5 |
1,0 |
1 |
1 | |||||
Итого: |
425 |
100 |
451 |
100 |
479 |
100 |
25 |
28 | |||||
Образование | |||||||||||||
Среднее |
91 |
21,4 |
107 |
23,7 |
109 |
22,3 |
18 |
2 | |||||
Начальное профессион |
19 |
4,5 |
21 |
4,6 |
17 |
4,0 |
-2 |
-4 | |||||
Среднее профессион |
164 |
38,6 |
172 |
38,1 |
192 |
40,1 |
28 |
20 | |||||
Высшее |
151 |
35,5 |
151 |
33,6 |
161 |
33,6 |
10 |
10 | |||||
Итого: |
425 |
100 |
451 |
100 |
479 |
100 |
25 |
28 |
Как видно из таблицы 7 увеличение персонала организации в 2012 г. в сравнении с 2010 г. составило 54 работника, в основном за счет увеличения мужчин – 52 человека (женщин – 2).
По возрасту работающих в ООО «Автокран-Сервис», можно отметить, что основную долю в структуре персонала составляют работники в возрасте 30-40 лет, увеличение в 2012 г. составило 15 человек в сравнении с 2010 г.. Так же значительную часть в структуре персонала предприятия занимают работники в возрасте 40-50 лет – в 2012 г., их доля составила 30,7 % от общего количества работающих. Самые незначительные категории работников по возрасту это работники в возрасте до 20 лет и пенсионеры, в 2012 г. их доля соответственно составила 1,0% и 1,0%.
Основную часть персонала
на предприятии ООО «Автокран-
В списочной численности
Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и проанализируем динамику таких показателей как, коэффициент оборота по приему персонал, коэффициент оборота по выбытиЯ , коэффициент текучести кадров , коэффициент постоянства состава персонала предприятия коэффициент замещения .
Таблица 8. Показатели движения персонала ООО «Автокран-Сервис» за 2010-2012 гг.
№ п/п |
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение (+/-) | |
2012 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | |||||
1 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
425 |
451 |
479 |
54 |
28 |
2 |
Количество принятых работников, чел. |
73 |
69 |
63 |
-10 |
-6 |
3 |
Количество выбывших работников, чел. |
47 |
41 |
45 |
-2 |
4 |
в т.ч.: |
||||||
по собственному желанию |
43 |
35 |
37 |
-6 |
2 | |
за нарушение трудовой дисциплины |
4 |
6 |
8 |
+4 |
+2 | |
4 |
коэффициент оборота по приему персонала |
17,2 |
15,3 |
13,2 |
-4,0 |
-2,1 |
5 |
коэффициент оборота по выбытию |
11,1 |
9,1 |
9,4 |
-1,7 |
0,3 |
6 |
коэффициент постоянства состава персонала предприятия |
71,8 |
75,6 |
77,5 |
5,8 |
1,9 |
8 |
коэффициент замещения |
6,1 |
6,2 |
3,8 |
-2,3 |
2,4 |
9 |
Коэффициент текучести кадров |
9,8 |
12,9 |
12,9 |
3,1 |
- |
Таким образом, как видно из таблицы 8 на предприятии за рассматриваемый период уменьшился в 2012 г. в сравнении с 2010 г. коэффициент оборота по приему – 4,0%, т.е. уменьшился удельный вес вновь принятых работников. Так же, удельный вес выбывших в 2012 г. уменьшился на -1,7% , в сравнении с 2010 г.
Выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины, не связано с нерешёнными социальными проблемами, т. к. согласно данным отдела кадров увольнения имели место за появление на работе в нетрезвом виде.
К числу технологий управления развитием персонала относятся следующие: деловой оценки и аттестации персонала; управления деловой карьерой; управления кадровым резервом; обучения персонала и другие.
Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия в ООО «Автокран-Сервис» решаются следующие основные задачи:
- выбор места в организационной
структуре и установление
- разработка программы
развития нового или
Содержание, методы и процедура комплексной оценки персонала, проводимые в ООО «Автокран-Сервис» приводятся на рисунке .
Оценка результатов труда – одна из функций по управлению персоналом в ООО «Автокран-Сервис», направленная на определение уровня эффективности выполнения работ. Она является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям и запланированным показателям.
В ООО «Автокран-Сервис» был проведен опрос нескольких специалистов, и как показали результаты, они считают, что оценка исполнительской деятельности ведется формально, большая часть работников оценивается средним баллом (хотя можно было ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже).
Рекомендации по проведению оценки персонала:
Если ООО «Автокран-Сервис» заинтересован, чтобы специалисты работали лучше, видели служебную перспективу, значит их труд нужно поощрить стимулирующими надбавками по итогам оценки исполнительской деятельности.
В ООО «Автокран-Сервис» возникает иногда ошибка центральной тенденции, когда большая часть работников оценивается средним баллом. Хотя это недопустимо при оценке персонала, так как каждый работник выполняет свою функцию согласно должностной инструкции и нельзя уравнять их между собой, даже если они заменяют друг друга.
Так же очень важным принципом социального управления является стимулирование.
Стимулирование – воздействие
на потребности, интересы
Поощрение – положительное стимулирование. Оно должно быть обоснованным, своевременным, гласным. Работники могут поощряться как за успешное выполнение должностных обязанностей, так и за иные общественно-полезные дела, поэтому организации желательно разработать положение о стимулировании, поощрении работников.
В данной организации присутствует
система стимулирования трудовой деятельности,
к примеру в том случае когда появляется
очень много работы и сотрудник не справляется,
то руководитель за премию (поощрение)
просит работника поработать сверхурочно,
для сотрудников получающих малую заработную
плату - это хороший способ получить прибавку
к зарплате.
Рис. - Система комплексной оценки персонала ООО «Автокран-Сервис»»
Таблица 9 - Классификация факторов, учитываемых при оценке труда
Факторы |
Содержание факторов |
Естественно-биологические |
Пол, возраст, состояние здоровья, умственные способности, физические способности, климат и др. |
Социально-экономические |
Состояние экономики, государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы, квалификация работника, мотивация труда, уровень жизни. |
Технико-организационные |
Характер решаемых задач, сложность труда, состояние организации производства и труда, условия труда, объем и качество получаемой информации и др. |
Социально-психологические |
Отношение к труду, психофизиологическое состояние работника, моральный климат в коллективе и др. |
Рыночные |
Развитие экономики, развитие предпринимательства, конкуренция, инфляция, безработица и др. |
В связи с разделением
управленческого труда, результат
труда руководителя выражается через
итоги выполнение плана, а также
через социально-экономические
Таблица 10 - Перечень показателей оценки результатов труда
Должность |
Перечень показателей оценки результатов труда |
Руководитель |
Прибыль, ее рост, оборот капитала, доля на рынке |
Линейные руководители (начальники отделов) |
Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре, динамика объема производства, динамика производительности труда, коэффициент текучести кадров, снижение издержек производства |
Главный бухгалтер |
Прибыль, оборачиваемость |
Отдел кадров |
Коэффициент текучести кадров и его динамика, количество вакантных мест, количество претендентов на одно вакантное место, показатели по обучению и повышению квалификации персонала |
Наряду с количественными показателями - прямыми, на предприятии используются косвенные факторы, влияющие на достижение результатов. К ним относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность, сложность, качество труда и т.п. Они характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены. Оценка персонала в ООО «Автокран-Сервис» осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется с помощью аттестации кадров.
Аттестация, как процедура оценки персонала, существует в ООО «Автокран-Сервис» со дня его основания и направлена на оценку работников по ряду критериев. Основные критерии: выполнение функциональных обязанностей, достигнутые результаты деятельности, личные качества (дисциплинированность, самостоятельность, умение, коммуникативность, ответственность и др.).
Аттестация – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника. Основные задачи аттестации работников:
Информация о работе Система оценки персонала в организации и способы ее реализации