Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 06:50, курсовая работа
Меняется структура компаний, изменяется система организации бизнес-процессов и систем управления персоналом, расширяются объемы вложения капиталов, имеют место тенденции к росту численности персонала организаций, вследствие роста численности персонала минимизируются непосредственные рабочие контакты руководителей высшего звена с основной массой сотрудников, личные оценки и результаты наблюдений непосредственных руководителей в большинстве случаев уже не могут являться достаточным основанием для оценки работы персонала и принятия эффективных управленческих решений по многим вопросам расстановки, перемещения, продвижения или увольнения сотрудников, инвестирования средств в обучение и профессиональное развитие персонала.
Для того, чтобы эти решения были обоснованными и эффективными, в организациях необходимо создавать комплексные системы оценки персонала. Эффективность деятельности организаций начинает напрямую зависеть от профессионализма и системности управления персоналом, а система оценки персонала становится ключевым звеном кадровой политики организации.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………
1.1 Понятие оценки персонала. Задачи, функции
1.2 Виды оценки персонала предприятия
1.3 Система оценки персонала в процессе трудовой деятельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ООО «АВТОКРАН-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры персонала и его качественных характеристик
2.3 Анализ системы оценки персонала
ГЛАВА.3.Рекомендации по совершенствованию методов оценки персонала ООО «Автокран-Сервис»
3.1 Применение новых методов оценки персонала
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
- развитие персонала и усиление мотивации труда;
- определение соответствия
работника занимаемой должности
- выявление перспективы
его должностного роста,
- формирование резерва
кадров на выдвижение на
- определение потребности в повышении квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки.
Аттестация персонала в ООО «Автокран-Сервис» осуществляется согласно Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, утвержденному приказом директора предприятия от 21.01.2011 № 13/11.
В ООО «Автокран-Сервис» руководители и специалисты подлежат аттестации с определенной периодичностью, проводится один раз в 3 года.
Последняя аттестация проводилась в 2011 г.
На рисунке показана структура аттестованных работников ООО «Автокран-Сервис» на последней аттестации в 2011 г.
В 2011 г. было аттестовано 23 сотрудника, в том числе: специалистов – 14, служащих – 9.
Рис. Динамика аттестованных сотрудников в
ООО «Автокран-Сервис» в 2011 г.
Специалисты: главный инженер – 1 человек, секретарь-начальник ОК – 1 человек, главный бухгалтер – 1 человек, бухгалтер – 2 человека, главный механик – 1 человек, главный энергетик – 1 человек, нормировщик – 1 человек, Специалист по ПБ и ОТ – 1 человек, начальник участка – 2 человека, прораб – 3 человека.
Служащие: мастер – 6 человек, мастер бурения – 2 человека, механик транспортного цеха – 1 человек.
Подлежали аттестации 24 человек. Не подлежал аттестации по уважительным причинам 1 человек.
По итогам аттестации
22 человек признаны соответствующими
занимаемой должности, 1 работник аттестован
условно с переаттестацией
Проведенная аттестация способствовала повышению эффективности работы подразделения предприятия.
По результатам аттестации:
-перевод прораба в резерв руководящих кадров на главного инженера;
- 6 работникам повышены должностные оклады (главный бухгалтер, начальник участка, главный механик, главный энергетик, секретарь-начальник ОК, главный инженер);
- 4 мастерам присвоены более высокие категории (мастер участка на линии).
Вместе с тем отдельные работники при аттестации показали слабые знания по вопросам организации производства, экономики и трудовому законодательству.
Некоторые характеристики были подготовлены некачественно, то есть не всегда полно отражали имеющиеся у аттестуемых недостатки в работе.
В процессе аттестации выявились случаи, когда должностные обязанности отдельных руководящих работников и специалистов изменились, а соответствующие записи в учетных документах не сделаны (прораб по сваебойным работам, мастер бурильной установки).
В результате этого аттестационная комиссия не могла более полно дать заключение об уровне знаний и эффективности труда некоторых аттестуемых работников. Отмеченные недостатки свидетельствуют о том, что еще не все специалисты и служащие на должном уровне провели подготовку к аттестации.
Допущены ими недоработки и в оформлении документов, не в полную меру использована аттестация как средство повышения требовательности и ответственности к кадрам за порученное дело.
Далее рассмотрим поэтапно процедуру аттестации.
Подготовительный этап процедуры аттестации в ООО «Автокран-Сервис»
Для проведения очередной аттестации работников директор ООО «Автокран-Сервис»:
- издает приказ о проведении аттестации;
- назначает аттестационную комиссию, определяет и утверждает ее состав (председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников и квалифицированных специалистов;
- утверждает график проведения аттестации.
График доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.
В состав комиссии включает секретаря начальника отдела кадров ООО «Автокран-Сервис», главных специалистов, старших технологов.
Составляется список сотрудников, подлежащих аттестации. Коллектив ООО «Автокран-Сервис» информируется о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.
Документы, которые используются на предприятии при проведении аттестации, следующие:
- структура письменной
характеристики на
- бланк оценки рабочих показателей и деловых качеств аттестуемого;
- форма отчета аттестуемого о проделанной работе;
- бланк аттестационного листа;
- план работы аттестуемого;
- бланк заключения аттестационной комиссии;
- структура отчета
аттестационной комиссии по
- бланк протокола заседания аттестационной комиссии.
Подготавливаются отзывы (характеристики) на аттестуемого работника и аттестационные листы не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации. Эта работа возлагается на секретаря аттестационной комиссии.
Аттестационный лист подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии, в день его проведения. С содержанием аттестационного листа аттестуемый должен быть ознакомлен под расписку, после чего этот документ хранится в личном деле работника до очередной аттестации.
Отзыв (характеристика) составляется его непосредственным руководителем и подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает аттестуемый.
Кадровый работник должен не менее чем за неделю до начала аттестации ознакомить каждого аттестуемого с представленным отзывом о его работе.
Аттестуемый работник предоставляет в аттестационную комиссию отчет – дополнительные сведения о своей работе за период предшествующий аттестации.
В ходе аттестации комиссия задает работникам только те вопросы, которые относятся к их профессиональной деятельности. Чтобы определить возможность продвижения по службе, не исключаются и такие вопросы, которые относятся к требованиям по более высокой должности, но в пределах специальности.
Таблица 11 - Состав комиссии
Председатель аттестационной комиссии |
Директор ООО «Автокран-Сервис» |
Заместитель председателя комиссии |
Главный инженер |
Секретарь комиссии |
Специалист по кадрам |
Члены аттестационной комиссии |
Сотрудники подразделений (отделов) ООО «Автокран-Сервис». |
Этап оценки работника и его трудовой деятельности
В подразделении ООО «Автокран-Сервис», где работает сотрудник, создаются экспертные группы.
В состав экспертной группы входят: непосредственный руководитель аттестуемого, один-два специалиста этого подразделения, специалист по кадрам.
Экспертная группа осуществляет оценку уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда работника.
Аттестационная комиссия с учетом обсуждений в отсутствие аттестуемого открытым голосованием дает одну из следующих оценок:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год;
- не соответствует занимаемой должности.
Этап непосредственной аттестации
1. Заседание аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители;
2. Рассматривают все материалы, представленных на аттестацию;
3. Заслушивание аттестуемых и их руководителей;
4. Обсуждение материалов аттестации;
5. Высказывание приглашенных;
6. Формирование заключений и рекомендаций по аттестации работников.
Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, протокол ведет в установленном порядке секретарь комиссии (специалист по кадрам).
Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель и секретарь аттестационной комиссии.
После их подписи в
протокол не допускается вносить
дополнения и изменения, также не
допускаются помарки и
Этап принятия решений
В ООО «Автокран-Сервис» аттестационная комиссия дает рекомендации и предложения для продвижения аттестуемого на вышестоящую должность, поощрения за достигнутые успехи, для увеличения заработной платы, перевода на другую работу, для освобождения от занимаемой должности.
Особое внимание обращается:
- на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины;
- проявление самостоятельности при решении поставленных задач;
- стремление к самосовершенствованию;
- профессиональной пригодности сотрудника.
Отчет о работе аттестационной комиссии готовит председатель.
По окончании аттестации работников издается приказ, в котором анализируются результаты аттестации, утверждаются мероприятия по улучшению работы с кадрами, выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, а также проведению очередной аттестации работников ООО «Автокран-Сервис».
Директор ООО «Автокран-Сервис» с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в установленном порядке поощряет работников.
В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника на другую работу, с его согласия.
Вместе с тем директор
может в тот же срок в установленном
порядке расторгнуть с
Молодых специалистов и новых работников оценивают, проводя собеседования. На собеседовании присутствует директор ООО «Автокран-Сервис», который задает общие вопросы, начальник отдела кадров и начальник структурного подразделения. Считаем, что это не эффективный способ оценки персонала.
Для рабочих установлен иной способ определения уровня профессиональных знаний по той или иной профессии или специальности – тарификация с присвоением соответствующего разряда, для машинистов автокрана, - повышение или понижение класса, для рабочих (машинист сваебойной машины, водитель, помощник бурильщика) – повышение или понижение разряда. Однако данный метод оценки персонала не совершенствуется на предприятии. Многие критерии оценки сильно устарели. Этот факт обуславливает необходимость совершенствования системы аттестации.
1 Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития. - М.: Дело, 2009. - 340 с.
2 Управление персоналом: Учебник. /Зайцева Т.В., Зуб А.Т. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. – 336с.
3 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Инфра-М, 2008. - 540 с.
4 Основы управления персоналом: Учебник. /Кибанов А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 447с.
5 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Инфра-М, 2008. - 540 с.
6 Стоянов И. Деловая оценка - инструмент управления эффективностью работы персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 3. - С.28-36.
7 Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2010.
8 Управление персоналом в современной организации / А.К. Саакян, Г.Г. Зайцев, Н.В. Лашманова, Н.В. Дягилева, - СПб.: Питер, 2010.
9 Чекалев М., Клюшина И. Экспериментальная методика оценки руководителей и специалистов предприятий.// Управление персоналом.– 2011.-№6.– С. 39-41.
10 Скрипник Тестирование и оценка персонала: 8 исходных принципов. // Управление персоналом. – 2011.-№4.– С. 41-44.
11 Травин В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2009.
12 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Инфра - М.; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009.
13 Свистунов В. Стратегия развития персонала / Служба кадров и персонал. - 2009. - №4. - С. 8-12.
14 Кляйнманн М. Ассессмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. - М.: Гуманитарный центр, 2009. - 128 с.
15 Управление персоналом: Учебник. /Зайцева Т.В., Зуб А.Т. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. – 336с.
16 Кляйнманн М. Ассессмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. - М.: Гуманитарный центр, 2009. - 128 с.
17 Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатин Н.А. «Управление организацией», М, ИНФРА – М, 2009.
Информация о работе Система оценки персонала в организации и способы ее реализации