Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.
Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»
Выпускная квалификационная работа
студента 568 группы
В.С. Лёвкинов
Специальность «Таможенное дело»
Специализация «Таможенные платежи и валютный контроль»
__________________
Руководитель
к.э.н., доцент
А.А. Соклаков
_____________________
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
таможенно-тарифного
в рамках
функционирования таможенного союза
регулирования
1.2 Таможенный союз: понятие
и этапы формирования
1.3 Понятие и содержание
таможенно-тарифного
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках
таможенного союза
2.1 Порядок применения
Единого таможенного тарифа
союза
2.2 Тарифные преференции
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного
регулирования
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования
таможенного союза
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного
союза
3.2 Таможенно-тарифная политика
формирования единого
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования
в рамках функционирования
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями её развития. Среди направлений, значение которых постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена процессом создания единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза, в ходе которого вопросы, связанные с принятием обязательств в области применения таможенных пошлин являются одними из самых сложных.
Под тарифным регулированием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. 1
При выработке таможенно-тарифной политики следует также учитывать особенности развития отдельных стран, структуры их экономик и производства, место и роль таможенных инструментов в системе мер государственного регулирования экономики.
Таможенно-тарифное регулирование отличается от других регуляторов тем, что оно имеет внерыночный характер и реализуется только непосредственно государством. В отличие от него другие регуляторы испытывают на себе воздействие, как рыночных сил, так и государства. Например, цены в том или ином секторе экономики могут формироваться под воздействием конкурентной или монопольной среды. То же в принципе можно сказать и о других регуляторах.2
Ключевым элементом тарифных мер регулирования является Единый таможенный тариф Таможенного союза. Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии ЕТН ВЭД.
Процесс интеграции в мировую экономическую систему и бурное развитие внешней торговли обусловили необходимость более глубокого и детального изучения проблем таможенно-тарифного регулирования и отечественными учёными-экономистами.
Вопросы применения таможенных пошлин в качестве основного инструмента регулирования внешнеторговой деятельности исследованы и проанализированы в трудах широкого круга зарубежных экономистов, среди которых можно выделить Аббога П.,Вапиио Д., Джослипга Т., Морса Р., Пиарсопа К., Калли Д., Эдьберп А.
Среди российских учёных экономистов особый вклад в изучение и совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования внесли Дюмулеи П., Киселёв С.В., Дапильцев Л.В., Ромашкин Р.А., Шайкпп В.В., Фрумкин А.В., Серова П.В.
Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области применения Единого таможенного тарифа.
В процессе исследования на основе системного подхода использовались логический, аналитический, экономико-статистический методы.
В работе так же использованы материалы периодических изданий, аналитические исследования международных организаций и разработки научно-исследовательских институтов по вопросам развития мирохозяйственных связей России и совершенствования её внешнеторговой политики.
Информационную базу работы составляют акты таможенного законодательства Таможенного союза, федеральные законодательные и иные нормативно-правовые акты по регулированию внешней торговли, документы, изданные ФТС России, данные Комиссии Таможенного союза.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, девятью разделами, заключением, библиографией и приложениями.
В первой главе рассмотрены исторические аспекты становления таможенного союза и таможенно-тарифного регулирования, а также основные инструменты таможенно-тарифного регулирования.
Во второй главе проведён анализ инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности изучена роль таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности и роль Таможенного союза в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности.
В третьей главе проанализировано воздействие таможенно-тарифного регулирования на экономику страны и пути его совершенствования, для этого проведён анализ внешней торговли стран-участниц Таможенного союза за последние годы.
Глава 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования в рамках функционирования таможенного союза
В истории России, как, впрочем, и в истории других государств, таможенно-тарифное регулирование развивалось на фоне постоянной борьбы между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Происхождение понятия "тариф", как следует из литературных источников, неоднозначно. К. Лодыженский в конце XIX в. указывал, что оно произошло от названия небольшой арабской крепости, расположенной на европейском берегу Гибралтарского пролива. Там взимались особые сборы с грузов, привозимых в страну на кораблях. Для реализации фискальной цели была составлена подробная роспись товаров. Потом эти сборы и роспись, устанавливающая размер ставок пошлин, были распространены на морскую торговлю во всех мавританских гаванях. Спустя столетие Ю.Г. Кисловский пишет, что за несколько веков до нашей эры в г. Тарифе, на юге Испании, была изобретена "таблица, согласно которой устанавливалась определенная ставка пошлин на тот или иной вид товара, она получила название тарифа".3
Ясно одно: история таможенного тарифа исчисляется несколькими сотнями лет, и данное понятие всегда отождествлялось с группой платежей за товар в торговле.
Если верить историкам, термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) - был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления - например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу - то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика.
По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности - то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России - важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница. Тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная априори становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность, как правило, лица близкие к королю-царю-императору, то есть Двор.
Новоторговый устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней торговли. В советский период 20-х годов ХХ в. таможенные тарифы "отражали стремление использовать пошлины как источник дохода, а не как метод защиты отечественной промышленности. Но уже осенью 1922 г. Советом труда и обороны было признано необходимым выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические цели". В течение XX в. таможенный тариф претерпевал ряд изменений, в определенной степени совершенствовался и в настоящее время стал одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами таможенных правоотношений.