Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа
Целью работы является исследование развитие теории таможенного дела и двух вариантов таможенной политики. Показать обширные и систематизированные знания по предмету дисциплины.
Задачи
• познакомить с содержанием и динамикой внешней торговли таможенной политики
• раскрыть понятия о двух вариантах таможенной политики
• Введение 2стр
• Развитие теории таможенного дела. Взгляды на два пути таможенной политики. 4стр
• Протекционизм и фритредерство таможенной политики. 5стр
• Теория свободной торговли. 12стр
1. Общие учения 16стр
2. Учение Риккардо—Милля 18стр
3. Учение Риккардо-Милля(продолжение) 22стр
4. Учение Риккардо-Милля(окончание) 27стр
• Свобода торговли и протекционизм 33стр
• Заключение 45стр
• Список используемой литературы 46стр
Содержание
Введение.
Данная тема курсовой работы ознакомит с развитием теории таможенного дела , таможенной политикой и двумя ее вариантами. Но в начале мне хотелось начать с небольшого ознакомления в курс истории таможенного дела и таможенной политики.
Таможенное дело в России насчитывает многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, оно изначально выступало важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. В современных условиях таможенные органы по-прежнему играют активную роль в регулировании рыночных отношений и внешнеэкономических связей, стабилизации финансов, защите экономического суверенитета страны, прав граждан и хозяйствующих субъектов. На повестку дня выдвигаются вопросы разработки таможенной политики, способствующей переходу к инновационной экономике, создания прочной нормативно-правовой базы таможенной деятельности, укрепления кадрового потенциала и организационных основ таможенной службы. Неудивительно, что в связи с развитием в России рыночной экономики, либерализацией внешней торговли и становлением правового государства в обществе возрастает интерес к истокам национальной торговли, таможенного законодательства, тарифной политики, таможенного обложения, финансового и таможенного управления, влияние которых на существенные стороны исторического процесса трудно переоценить. Предметом пристального изучения становится сама категория «таможенная политика», которую определяют и как составную часть внутренней и внешней политики государства, и как самостоятельную государственную политику, тесно связанную с внутренней и внешней политикой, и как систему «государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач.
Цель
Целью работы является исследование развитие теории таможенного дела и двух вариантов таможенной политики. Показать обширные и систематизированные знания по предмету дисциплины.
Задачи
Развитие теории таможенного дела. Взгляды на два пути таможенной политики.
Основными направлениями внешнеторговой
политики государства являются протекционизм
и фритредерство. Традиционный протекционизм
— это теория и практика регулирования
внешней торговли, направленные на
защиту экономических субъектов
национальной экономики от иностранной
конкуренции. В 20 в. особенно сильное
влияние протекционизма наблюдалось
в период между двумя мировыми
войнами. Внешним проявлением
Протекционизм и фритредерство таможенной политики.
Процесс регулирования торговли в
разных странах и в разное время
в зависимости от ряда факторов (политические
интересы, уровень экономического развития
и т.д.) протекает между двумя
крайностями: протекционизмом и
фритредерством. Поскольку регулирование
внешнеторговых отношений на протяжении
вот уже нескольких столетий осуществляется,
прежде всего, с помощью таможенно-тарифных
мер, то область исследования данной
статьи составит варьирование интересов
российского государства в
В настоящее время, равно как
и два столетия назад, все определения,
данные такому направлению в политической
деятельности государства, как фритредерство
сводятся к двум его основным принципам.
Во-первых, это свобода торговли,
а во-вторых, невмешательство государства
в частнопредпринимательскую
Протекционизм же (франц. Protectionnisme, от
лат. Protection - защита, покровительство) -
это противоположное
Как идеальный путь развития России
рассматривал протекционизм Н.С. Мордвинов,
который считал, что только через
развитие промышленности можно достичь
высокого уровня народного хозяйства,
и в первую очередь сельскохозяйственного
производства. Убежденным сторонником
протекционизма в России был и
Е.Ф. Канкрин. Он впервые разработал
положение о составлении
В современной литературе отмечают четыре основные направления протекционизма: селективный (защита внутреннего рынка от конкретного вида товара или от конкретного государства), отраслевой (защита отрасли производства), коллективный (взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз), скрытый (не таможенные методы протекционизма).
Каким же образом эти меры государственного воздействия на экономику чередовались в России на протяжении Х1Х в., и что возбуждало власть смягчать и ужесточать принимавшиеся таможенные тарифы?
Начало Х1Х в. ознаменовано постепенным повышением импортного таможенного тарифа. Так, после разрешения в 1797 г. импорта в Россию некоторых товаров, в 1800 г. в целях развития отечественного производства был подтвержден запрет ввоза отдельных грузов (шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса). С приходом же к власти Александра I «последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов» , которые позволили решить лишь отдельные мелкие частные вопросы. Накануне войны с Францией в 1810 г. комиссией под руководством М.М. Сперанского в интересах купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов разработан предельно запретительный таможенный тариф. В результате 19 декабря 1810 г. утверждено «Положение о неутральной торговле на 1811 год в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей Западной сухопутной границе». После этого промышленники стали как группами, так и поодиночке направлять в Министерство финансов и Министерство внутренних дел прошения о сохранении принятых мер на возможно более длительный срок. Впечатляет тот исторический факт, согласно которому Наполеон избрал в качестве повода вторжения в Россию принятые ею меры, по существу, сорвавшие установленную им экономическую блокаду Англии. После того как была одержана победа над Наполеоном, влияние России в европейских делах значительно выросло. Это лишний раз побудило у Александра I «иллюзию о возможности внесения в политическую жизнь. Европы начал правды, взаимопомощи, христианской любви и братства» . В результате приобрели распространение фритредерские тенденции, что отразилось в принятии таких мер, как:
- 1816 г. - отмена запретов на ввоз европейских (в основном французских) товаров;
- 1817 г. - введение в Одессе зоны порто-франко (она начала функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни - Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1850 г.);
- 1819 г. - принятие «самого умеренного тарифа в России» , фактически снявшего все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Но столь либеральные меры отнюдь не способствовали конкуренции российских изделий с иностранными (английскими). Кроме того, ни одна страна четко не следовала принципу свободы торговли. Все это привело к принятию в 1822 г. охранительного тарифа, запретившего вывоз 21 и ввоз 300 товаров. На протяжении двух десятилетий в него вносились изменения (1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 гг.), еще раз отразившие фискально-протекционистский характер тарифа.
В целом можно отметить, что при проведении таможенно-тарифных, по большей части протекционистских, мероприятий в первой половине Х1Х в. государство как и прежде исходило из интересов пополнения казны, стремления достижения активного торгового баланса и повышения курса кредитного рубля.
Развитию внешней торговли России
во второй половине Х1Х в. способствовали
такие обстоятельства, как освобождение
крестьян от крепостной зависимости, развитие
сети железных дорог, отмена подушной
подати с мещан и крестьян, создание
земских учреждений, проведение судебной
реформы, принятие городского положения
и т.д. Уже после ухода Е.Ф. Канкрина
с поста министра финансов в стране
возникло движение за отмену вывозных
и снижение ввозных пошлин. В 1844 г.
советник В. А. Попов обратился к
правительству с запиской «О мерах
к распространению внешней
В Комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 г. Поэтому в новом тарифе предлагалось сохранить сложившийся баланс интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Над новым проектом работа протекала в острой полемике между сторонниками свободной торговли и четкими протекционистами. Влияние вторых обусловило осторожность и постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования.
Принятый в 1857 г. тариф представлял собой не более чем уступку в пользу системы свободной торговли. Тариф на самом деле ограждал основную массу русских промышленников от иностранных конкурентов. Любые попытки иностранцев убедить в преимуществе низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или же сырья и полуфабрикатов (германцы) были отвергнуты. Но в то же время призывы фритредеров к свободной конкуренции как необходимому условию выхода на мировой уровень в России не остались без внимания. Так, московские фабриканты доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности шаг за шагом, обретая его не произвольным изменением тарифов, а путем развития собственного производства и внутренней конкуренции.