Два варианта таможенной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развитие теории таможенного дела и двух вариантов таможенной политики. Показать обширные и систематизированные знания по предмету дисциплины.
Задачи
• познакомить с содержанием и динамикой внешней торговли таможенной политики
• раскрыть понятия о двух вариантах таможенной политики

Содержание работы

• Введение 2стр
• Развитие теории таможенного дела. Взгляды на два пути таможенной политики. 4стр
• Протекционизм и фритредерство таможенной политики. 5стр
• Теория свободной торговли. 12стр
1. Общие учения 16стр
2. Учение Риккардо—Милля 18стр
3. Учение Риккардо-Милля(продолжение) 22стр
4. Учение Риккардо-Милля(окончание) 27стр
• Свобода торговли и протекционизм 33стр
• Заключение 45стр
• Список используемой литературы 46стр

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.47 Кб (Скачать файл)

 

    

Содержание

  • Введение                                                                                                         2стр
  • Развитие теории таможенного дела. Взгляды на два пути таможенной политики.                                                                                4стр
  • Протекционизм и фритредерство таможенной политики.                 5стр
  • Теория свободной торговли.                                                                         12стр
  1. Общие учения                                                                                          16стр                                                            
  1. Учение Риккардо—Милля                                                                   18стр
  2. Учение Риккардо-Милля(продолжение)                                          22стр
  3. Учение Риккардо-Милля(окончание)                                                 27стр
  • Свобода торговли и протекционизм                                                           33стр
  • Заключение                                                                                                         45стр
  • Список используемой литературы                                                               46стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная  тема курсовой работы ознакомит  с  развитием теории таможенного дела , таможенной политикой и двумя ее вариантами. Но в начале мне хотелось начать с небольшого ознакомления  в курс истории таможенного дела и таможенной политики.

Таможенное дело в России насчитывает многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, оно изначально выступало важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. В современных условиях таможенные органы по-прежнему играют активную роль в регулировании рыночных отношений и внешнеэкономических связей, стабилизации финансов, защите экономического суверенитета страны, прав граждан и хозяйствующих субъектов. На повестку дня выдвигаются вопросы разработки таможенной политики, способствующей переходу к инновационной экономике, создания прочной нормативно-правовой базы таможенной деятельности, укрепления кадрового потенциала и организационных основ таможенной службы. Неудивительно, что в связи с развитием в России рыночной экономики, либерализацией внешней торговли и становлением правового государства в обществе возрастает интерес к истокам национальной торговли, таможенного законодательства, тарифной политики, таможенного обложения, финансового и таможенного управления, влияние которых на существенные стороны исторического процесса трудно переоценить. Предметом пристального изучения становится сама категория «таможенная политика», которую определяют и как составную часть внутренней и внешней политики государства, и как самостоятельную государственную политику, тесно связанную с внутренней и внешней политикой, и как систему «государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач.

Цель

Целью работы является исследование развитие теории таможенного  дела и двух вариантов  таможенной  политики. Показать обширные и систематизированные знания по предмету дисциплины.

Задачи

  • познакомить с содержанием и динамикой внешней торговли таможенной политики
  • раскрыть понятия о двух вариантах таможенной политики
  • дать представление о развитии теории таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие теории таможенного  дела. Взгляды на два пути таможенной политики.              

Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм  и фритредерство. Традиционный протекционизм  — это теория и практика регулирования  внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов  национальной экономики от иностранной  конкуренции. В 20 в. особенно сильное  влияние протекционизма наблюдалось  в период между двумя мировыми войнами. Внешним проявлением протекционизма является превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций. Протекционизм  утвердился в 19 в. в процессе соперничества  с фритредерством (теорией и практикой  свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной  торговли между странами с различным  уровнем экономического развития. Они  считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет  к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. В периоды серьезных обострений отношений между государствами  и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции. В 30—40-е  гг. в связи с мировыми кризисами  перепроизводства (1929—33 и 1937—38) Таможенная политика носила сверхпротекционистский характер и выражалась в повышении  ввозных пошлин(Протекционизм). Правительство  Екатерины II проводило компромиссную  таможенную политику. Оно стремилось к тому, чтобы примирить протекционистов  и фритредеров. И это ему удалось.

 

 

 

 

 

Протекционизм и фритредерство  таможенной политики.

Процесс регулирования торговли в  разных странах и в разное время  в зависимости от ряда факторов (политические интересы, уровень экономического развития и т.д.) протекает между двумя  крайностями: протекционизмом и  фритредерством. Поскольку регулирование  внешнеторговых отношений на протяжении вот уже нескольких столетий осуществляется, прежде всего, с помощью таможенно-тарифных мер, то область исследования данной статьи составит варьирование интересов  российского государства в таможенной политике от протекционизма к фритредерству  в течение Х1Х в., когда данные направления государственной политики имели особую актуальность ввиду  укрепления идей видных мыслителей и  политических деятелей по поводу степени  и обоснованности вмешательства  государства в торговые отношения, имеющие место на его территории.

В настоящее время, равно как  и два столетия назад, все определения, данные такому направлению в политической деятельности государства, как фритредерство  сводятся к двум его основным принципам. Во-первых, это свобода торговли, а во-вторых, невмешательство государства  в частнопредпринимательскую деятельность. Да и сам термин, возникший в  Англии и достигший там своего апогея уже в первой половине Х  века, в переводе с английского  “free trade” означает свободная торговля.

Протекционизм же (франц. Protectionnisme, от лат. Protection - защита, покровительство) - это противоположное направление  в таможенной политике государства, поддерживающее национальную экономику. Оно осуществляется с помощью  торговополитических барьеров, которые  отражают внутренний рынок от ввоза  иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность с отечественными товарами. Более того, для протекционизма зачастую характерно финансовое поощрение  национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Интересно, что В.И. Ленин подчеркивал связь протекционизма с определенным историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «...вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»

Как идеальный путь развития России рассматривал протекционизм Н.С. Мордвинов, который считал, что только через  развитие промышленности можно достичь  высокого уровня народного хозяйства, и в первую очередь сельскохозяйственного  производства. Убежденным сторонником  протекционизма в России был и  Е.Ф. Канкрин. Он впервые разработал положение о составлении графиков и считал, что таким документом должны предусматриваться ценовые  пошлины и, как исключение, пошлины  с меры веса. «Никто, не исключая придворного  ведомства, не должен пользоваться особыми  привилегиями», - писал Канкрин. Он считал, что при вывозе за границу собственных  продуктов следует устанавливать  небольшую пошлину, а пропускать беспошлинно - это предубеждение .

В современной литературе отмечают четыре основные направления протекционизма: селективный (защита внутреннего рынка  от конкретного вида товара или от конкретного государства), отраслевой (защита отрасли производства), коллективный (взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз), скрытый (не таможенные методы протекционизма).

Каким же образом эти меры государственного воздействия на экономику чередовались в России на протяжении Х1Х в., и  что возбуждало власть смягчать и  ужесточать принимавшиеся таможенные тарифы?

Начало Х1Х в. ознаменовано постепенным  повышением импортного таможенного  тарифа. Так, после разрешения в 1797 г. импорта в Россию некоторых товаров, в 1800 г. в целях развития отечественного производства был подтвержден запрет ввоза отдельных грузов (шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса). С приходом же к власти Александра I «последовала череда указов, постановлений  и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов» , которые позволили решить лишь отдельные мелкие частные вопросы. Накануне войны с Францией в 1810 г. комиссией под руководством М.М. Сперанского в интересах купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов разработан предельно запретительный таможенный тариф. В результате 19 декабря 1810 г. утверждено «Положение о неутральной торговле на 1811 год в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей Западной сухопутной границе». После этого промышленники стали как группами, так и поодиночке направлять в Министерство финансов и Министерство внутренних дел прошения о сохранении принятых мер на возможно более длительный срок. Впечатляет тот исторический факт, согласно которому Наполеон избрал в качестве повода вторжения в Россию принятые ею меры, по существу, сорвавшие установленную им экономическую блокаду Англии. После того как была одержана победа над Наполеоном, влияние России в европейских делах значительно выросло. Это лишний раз побудило у Александра I «иллюзию о возможности внесения в политическую жизнь. Европы начал правды, взаимопомощи, христианской любви и братства» . В результате приобрели распространение фритредерские тенденции, что отразилось в принятии таких мер, как:

- 1816 г. - отмена запретов на ввоз европейских (в основном французских) товаров;

- 1817 г. - введение в Одессе зоны порто-франко (она начала функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни - Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1850 г.);

- 1819 г. - принятие «самого умеренного тарифа в России» , фактически снявшего все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Но столь либеральные меры отнюдь не способствовали конкуренции российских изделий с иностранными (английскими). Кроме того, ни одна страна четко не следовала принципу свободы торговли. Все это привело к принятию в 1822 г. охранительного тарифа, запретившего вывоз 21 и ввоз 300 товаров. На протяжении двух десятилетий в него вносились изменения (1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 гг.), еще раз отразившие фискально-протекционистский характер тарифа.

В целом можно отметить, что при  проведении таможенно-тарифных, по большей  части протекционистских, мероприятий  в первой половине Х1Х в. государство  как и прежде исходило из интересов  пополнения казны, стремления достижения активного торгового баланса  и повышения курса кредитного рубля.

 

Развитию внешней торговли России во второй половине Х1Х в. способствовали такие обстоятельства, как освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие сети железных дорог, отмена подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы, принятие городского положения  и т.д. Уже после ухода Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижение ввозных пошлин. В 1844 г. советник В. А. Попов обратился к  правительству с запиской «О мерах  к распространению внешней торговли России», которая была отдана на рассмотрение особого комитета. И в феврале 1845 г. председателем этого комитета гр. Орловым подготовлена записка, содержавшая  в себе критику запретительной системы  ввоза/вывоза товаров, сдерживавшей в  результате внутреннее производство и  обременявшей потребителей высокими ценами. Работа Особого комитета продолжилась в целях подготовки нового тарифа. В обсуждении вопросов таможенной политики путем направления различного рода ходатайств в компетентные органы приняли  также участие заводчики и  фабриканты. Зачастую между ними обнаруживались серьезные трения, подчеркивающие наличие  отраслевых и экономических разногласий, которые не позволяли прийти к  единому мнению. Тем не менее в 1850 г. был принят новый тариф, в  котором предполагалось учесть интересы максимального количества субъектов  международной торговли. Этот тариф  «пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли, которая  господствовала с 1822 г., положив, тем  самым, начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся  по 1877 г.»

 

В Комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной  промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 г. Поэтому в новом тарифе предлагалось сохранить сложившийся баланс интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Над новым проектом работа протекала в острой полемике между сторонниками свободной торговли и четкими протекционистами. Влияние вторых обусловило осторожность и постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования.

 

Принятый в 1857 г. тариф представлял  собой не более чем уступку  в пользу системы свободной торговли. Тариф на самом деле ограждал основную массу русских промышленников от иностранных конкурентов. Любые  попытки иностранцев убедить  в преимуществе низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или же сырья и полуфабрикатов (германцы) были отвергнуты. Но в то же время призывы фритредеров  к свободной конкуренции как  необходимому условию выхода на мировой  уровень в России не остались без  внимания. Так, московские фабриканты доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству  в торговле и промышленности шаг  за шагом, обретая его не произвольным изменением тарифов, а путем развития собственного производства и внутренней конкуренции.

Информация о работе Два варианта таможенной политики