Два варианта таможенной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование развитие теории таможенного дела и двух вариантов таможенной политики. Показать обширные и систематизированные знания по предмету дисциплины.
Задачи
• познакомить с содержанием и динамикой внешней торговли таможенной политики
• раскрыть понятия о двух вариантах таможенной политики

Содержание работы

• Введение 2стр
• Развитие теории таможенного дела. Взгляды на два пути таможенной политики. 4стр
• Протекционизм и фритредерство таможенной политики. 5стр
• Теория свободной торговли. 12стр
1. Общие учения 16стр
2. Учение Риккардо—Милля 18стр
3. Учение Риккардо-Милля(продолжение) 22стр
4. Учение Риккардо-Милля(окончание) 27стр
• Свобода торговли и протекционизм 33стр
• Заключение 45стр
• Список используемой литературы 46стр

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.47 Кб (Скачать файл)

В его время ввоз хлеба нигде  не достигал больших размеров. Лист не мог предвидеть, что наступит время, когда его собственная родина будет вынуждена питаться чужим хлебом, а потому не мог оценить, какое большое значение приобретает этот аргумент как раз относительно свободного ввоза хлеба. В этом нужно искать объяснения неопределенности позиции Листа в вопросе об экономической самостоятельности страны. В современных спорах об аграрном протекционизме в Германии, где этот аргумент играет доминирующую роль, и та и другая из спорящих сторон причисляет Листа к своему лагерю.

Большой интерес представляют все  его рассуждения о пользе для  страны развития промышленности и необходимости  соединения этой отрасли производства с земледелием: здесь же он указывает, правда мимоходом, на одно очень важное обстоятельство — на значение прироста населения, делающего развитие промышленности для страны безусловно необходимым.

Во всем этом много верного, хотя, конечно, нельзя отрицать, что Лист часто впадает в преувеличения  — в слишком розовых красках  представлялась ему городская культура и промышленный капитализм. Из других его идей большое значение имеет  указание на историческую обусловленность  и относительность экономических мероприятий, интересен его метод и многое другое.

Все это обеспечило Листу видное место в истории экономической  науки. В заключение, однако, нельзя не отметить одной отрицательной  черты научного облика Листа. Лист очень  односторонен, пристрастен и несправедлив в своей критике классической школы. Он часто укоряет Смита  и его последователей в том, в  чем они совершенно не были повинны. Но эта черта его вполне понятна. Лист не был спокойным и бесстрастным исследователем истины, это был горячий борец за дорогую ему идею политического и экономического объединения Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свобода торговли и протекционизм.

 

Вывоз страны должен соответствовать  ее ввозу. Поэтому затруднение ввоза  тем самым уменьшает и вывоз.—В условиях бумажно-денежного обращения  колебания внешне-валютного курса являются той силой, которая автоматически приводит в соответствие торговый и платежный баланс страны.

В настоящей главе мы попытаемся разобраться в научной ценности тех аргументов, которые приводятся в пользу свободной торговли и  протекционизма. Нас будет интересовать не вопрос о том, насколько целесообразна  та или иная система международной  торговой политики в данных конкретных рамках места и времени, а проблема торговой политики в ее абстрактно-теоретической  постановке. Рассмотрение этой проблемы под таким отвлеченно-теоретическим  углом зрения представляет не один академический интерес. Конечно, абстрактными рассуждениями нельзя разрешить  конкретных вопросов торговой политики, но такой анализ может помочь оценить  по достоинству все те аргументы  общего, теоретического характера, которые  постоянно выдвигаются при всяком обсуждении какого-нибудь практического мероприятия в области таможенной политики и которыми не пренебрегают и «люди практики», часто имеющие весьма отдаленное представление о научной теории международной торговли.

Одним из весьма распространенных доводов  в пользу ограничения свободы  торговли является указание на то, что  это необходимо ради благоприятного торгового баланса. Идеи меркантилизма  оказались чрезвычайно жизненными, и до настоящего времени многие убеждены в том, что во внешней торговле надо форсировать вывоз и тормозить  ввоз. Одни настаивают на этом потому, что продолжают расценивать вывоз, как благо, ввоз, как зло для страны. Другие требуют этого во имя интересов денежного обращения. Свободный ввоз из-за границы, по их мнению, понижает ценность денег и ухудшает денежное обращение.

Что касается первого взгляда, то на нем вряд ли стоило бы останавливаться. Пришлось бы повторить все то, что  говорили по этому поводу Ад. Смит и  его школа, и что было уже мною изложено выше. Но второй взгляд заслуживает  самого серьезного внимания; идея подчинения; внешнеторговой политики интересам  денежного обращения имеет, несомненно, практическое значение. В прошлом  эта идея, несомненно, влияла на направление  нашей торговой политики; наша торговая политика получила характер такого огульного  протекционизма в значительной степени  потому, что всякое понижение пошлин расценивалось, как угроза денежному  обращению. Но и в наше время эта  идея начинает пускать глубокие корни. Так, например, часто приходится слышать, что нельзя допускать понижение  курса червонца по отношению к  фунту стерлингов или доллару. А  для этого надо добиваться активности в нашем торговом балансе.

Сторонники валютного уклона внешней  торговой политики обычно рассуждают следующим образом: в интересах  денежного обращения необходимо искусственно удерживать на высоком  уровне внешне-валютные курсы или внешнюю ценность денег. Верным для этого средством является активный торговый баланс, а потому надо всемерно поощрять вывоз и затруднять ввоз товаров из-за границы. Я думаю, политика активного или благоприятного торгового баланса в этой более современной форме так же несостоятельна, как и в том случае, когда добиваются благоприятного торгового баланса ради благоприятного торгового баланса. Для доказательства этого необходимо выяснить три вопроса: 1) может ли внешнеторговая политика служить средством для относительного повышения внешне-валютных курсов; 2) если это возможно, то является ли благоприятный торговый баланс средством для достижения этой цели; 3) нужно ли стремиться к тому, чтобы держать внешний курс валюты на относительно высоком уровне. Но, дабы разрешить эти вопросы, надо составить себе правильное представление о сущности международных расчетов и управляющих ими законов.

Таким образом, все операций по международным  расчетам сосредоточиваются в небольшом  числе крупных банков, которые  находятся между собой в постоянных сношениях и тесной финансовой связи. Они покупают иностранные векселя (девизы) и другие ценности, имеющие спрос на международном рынке, приобретают акции известных промышленных предприятий, иностранные железнодорожные облигации и государственные займы. Таким образом, в их портфеле сосредоточивается большое количество заграничных обязательств, что и дает им возможность легко удовлетворить всякое желание своих клиентов по переводу за границу денег. Они принимают от своих клиентов местные деньги и выдают им обязательство на получение за границей иностранной валюты; например, русский банк принимает рубли и выдает чек на получение фунтов стерлингов из какого-нибудь английского банка. Пропорция, в которой деньги одной страны обмениваются на деньги другой, называется внешне-валютным или вексельным курсом. Наш внешне-валютный курс определяется таким образом тем, какое количество рублей России надо заплатить для того, чтобы иметь право немедленно получить один фунт стерлингов в Англии. Когда за фунты приходится давать больше рублей, чем раньше, то говорят, что этот курс становится для России неблагоприятен, и, наоборот, он улучшается, когда за фунты приходится давать меньше русских денег.

Сущность этого, обрисованного  нами в самых общих чертах, механизма  расчетов по международным обязательствам заключается в зачете встречных  обязательств. Благодаря этой системе  зачета взаимных претензий пересылка  денег в натуре из одной страны в другую в нормальное время имеет  самые ничтожные размеры. Этим достигается  большое облегчение и удешевление  внешних сношений. Расплата наличными  деньгами в международных сделках  сопряжена с большими неудобствами. Для этого, прежде всего, надо располагать  деньгами, которые имели бы хождение в другой стране; затем надо озаботиться  их пересылкой. Пересылка валюты в  натуре требует и времени и  относительно больших расходов. Все  это отпадает при расплате векселями, чеками или переводами.

Кроме этого есть и другое, весьма существенное, преимущество современной  системы международных расчетов. Она дает возможность стране продавать  товары в одно место, а покупать в  другом. Такой односторонний обмен  может сулить особые выгоды и, в действительности, он часто имеет место. Так, например, Америка много ввозит из Азии, но сама, по крайней мере до войны, относительно мало туда вывозила. Главный ее вывоз, как известно, шел в Европу. При современной системе международных платежей это не создает никаких затруднений. Она расплачивается со своими азиатскими поставщиками векселями на Англию, на которые имеется большой спрос на азиатских рынках, так как Азия закупает большое количество английских товаров. Таким образом, Америка заставляет Англию, с которой у нее благоприятный торговый баланс, платить по ее обязательствам в Азии. Но, ecли бы не было векселей и других орудий международных расчетов, Америка должна была бы пересылать в Азию громадное количество золота и серебра, которое, по истечении некоторого времени, возвращалось бы к ней обратно, кружным путем через Европу.

Хозяйственная связь между отдельными странами поддерживается постоянными  передвижениями товаров, капиталов  и людей между ними. Из этих взаимоотношений  возникает ряд обязательств между  странами. Количество денег, которое  должна страна платить за границу, зависит, главным образом, от того, какое количество товаров и услуг она закупила за границей и как велики ее обязательные платежи за границу. Эти обязательные уплаты слагаются из процентов и погашения внешних займов, а также из выплаты дивидендов по принадлежащим иностранцам предприятиям. И, соответственно этому, ее требования по отношению к загранице определяются ценностью проданных за границу товаров и услуг, а также суммой доходов с ее капиталов, размещенных за границей.

Что касается самого факта перехода капитала из одной страны в другую, то он не всегда создает международное  денежное обязательство. Капиталы нередко  переходят из одной страны в другую не в деньгах, а в натуре. Так, например, английский предприниматель, инвестируя 1 млн ф. ст. в русской промышленности, может значительную часть этих денег  израсходовать на приобретение оборудования или машин, изготовленных на английских или каких-нибудь других иностранных  заводах. Таким образом, самый факт затраты в России капитала в 1 млн  ф. ст. еще не создает денежного  обязательства Англии по отношению  к России на всю эту сумму, а  лишь на ту ее часть, которая непосредственно  инвестируется в России в денежной форме.

В наш век великого переселения  народов очень значительная сумма  международных обязательств возникает  из трат заграничных туристов и переводов  на родину тех, кто вынужден проживать  на чужбине. Мы знаем, например, что в довоенное время даже в платежном балансе Соединенных Штатов заметную роль играли денежные переводы европейских эмигрантов к себе на родину и содержание в Европе несметных полчищ американских туристов. А в Швейцарии или Италии это составляет чуть не важнейшую активную статью платежного баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы по теме .Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты .Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.Задача протекционистской политики — поощрение развития национальной экономики и ее предохранение от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или ограничения (запрещения) ввоза продукции.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Список используемой литературы

  1. Ленин В.И. Полное собрание соч. 5 изд.
  2. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского 907-1995 гг. М., 1995.
  3. Таможенное дело в России X - начало XX в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.
  4. Шапошников.Н. Протекционизм И СВОБОДА ТОРГОВЛИ (М.-Л., 1924)
  5. Блинов Н. М. Таможенная политика России X–XX вв. — М., 1997.
  6. Бутов Я. В. Формирование и осуществление таможенной политики России во второй половине XIX в. — М., 1996.
  7. Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917–1991 гг.) // Го­сударство и право. 1992. № 10.
  8.   Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России: Курс лекций. — М., 2000.
  9. Обухов, Н.П. Таможенная и тарифная политика в России во второй половине XIX века / Н.П. Обухов // Финансы. – 2005. – №. 4. – С. 71-73.
  10. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.)  // Родина. 2006г. №3
  11. Ионичев Н.П. Внешнеторговые связи России(IX- начало XX века). М., 2003г.
  12. Вишневский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней. - СПб., 1909.
  13. Тихонов Ю.А. Таможенная политика Русского государства с сере¬дины XVI в. до 60-х годов XVIII в. // Исторические записки. Т. 53. - М., 1955.-С. 258-290.
  14. Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д.И.Менде¬леева и современность: Материалы менделеевских чтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 г. - М.: РИО РТА, 1999.
  15. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М.: Автор, 1995. – 288 с.

 

 

 


Информация о работе Два варианта таможенной политики