Обязанность в
заполнении Статистической формы возникает
в отношении товаров, ввозимых на территорию
РФ с территории государств-членов Таможенного
союза или вывозимых с территории РФ на
территорию государств-членов Таможенного
союза.
Случаи когда Статистическая
форма не заполняется:
- перемещение
товаров физическими лицами для личного
пользования;
- перемещение товаров, отдельными категориями
лиц, пользующихся преимуществами и привилегиями,
дипломатическими представительствами,
консульскими учреждениями для личного
пользования;
- перемещение транзитных товаров;
- перемещение товаров ж/д транспортом.
При перемещении
товаров ж/д транспортом статистическая
информация берется из перевозочных документов
и предоставляется самостоятельно перевозчиком.
Статистическая
форма заполняется в электронной форме
до начала перевозки товара, но не ранее,
чем за 15 дней. Программное обеспечение,
которое используется при заполнении
статистических данных, размещено на официальном
сайте ФТС РФ. Статистическая
форма заполняется на русском языке и
имеет законодательно закрепленную форму
и правила заполнения. При заполнении
формы автоматически присваивается регистрационный
номер. С 1 июня 2011г, статистическая форма,
распечатанная на бумажном носителе с
присвоенным номером, является обязательным
сопроводительным документом товара при
его перевозке.
Скачать образец
статистической формы учета перемещения
товаров в рамках ТС (doc)
Ошибки, допущенные
при заполнении статистической формы,
должны быть исправлены в электронном
виде в течении 10 дней с момента их выявления.
При этом заполняется уточненная форма,
в которой указывается регистрационный
номер статистической формы, в которую
вносятся изменения. Ответственность
за правильность заполнения формы несет
заявитель. Стоит отметить, что за отсутствие
формы у перевозчика предусмотрена административная
ответсвенность.
Таможенная статистика
учитывает все ввезенные или вывезенные
товары. Но существует рад товаров, которые
не учитываются в таможенных статистических
данных. Это товары:
- временно ввезенные
или временно вывезенные на срок не более
1 года;
- транзитные;
- предназначенные для вывоза за пределы
РФ, помещенные на свободный склад, таможенный
склад, таможенную зону;
- иностранные товары, уничтоженные на
территории РФ.
Также существуют
три категории товаров, которые не подлежат
таможенному учету:
- товары, стоимость
которых не превышает статистического
порога;
- ценные бумаги, находящиеся в обращении,
монетарное золото, иностранная и национальная
валюта, не имеющая нумизматической ценности;
- товары, которые не являются предметом
коммерческих операций.
Статистический
порог – количество товара, выраженное
в его статистической стоимости или единицах
количественного учета, установленное законодательством,
ниже значений которого товар не учитывается
в таможенной статистике.
Учет товаров в
таможенной статистике ведется, исходя
из их статистической стоимости или единиц
количественного учета.
Статистическая
стоимость – стоимость товара, выраженная
в долларах США. На территории РФ пересчет
стоимости в рубли осуществляется по официальному
курсу, установленному Центральным банком
РФ. Под единицами количественного учета
подразумевают: вес нетто в кг, общую массу
в кг, штуки, литры, м3, и другие единицы
измерения количества товара, предусмотренные
ТН ВЭД ТС.
Полученные статистические
данные ФТС публикует в сроки и в формах,
установленных законодательством РФ.
Предоставление неопубликованных данных,
которые не несут государственную или
иную, охраняемую законодательством, тайну,
либо иную информацию с ограниченным доступом
производится в порядке и за плату, установленную
законодательством.
Ознакомиться с
доступными статистическими данными можно
пройдя по указанным ссылкам: Статистика
внешней торговли,Статистика
взамной торговли, Внешняя торговля
РФ по товарам.
Вопрос 16
Понятие и виды обращений в
таможенные органы
Выделение функции таможенных
органов — рассмотрение обращений — стаю
возможным в результате проведенного
нами анализа таможенного законодательства
(прежде всего, Таможенного кодекса РФ
2003 г.).
Итак, рассмотрение обращений
является одной из функций таможенных
органов. Прежде чем определить содержание
данной функции таможенных органов, представляется
целесообразным обратиться к дискуссионному
вопросу в теории права — о понятии и видах
обращений. Одним из немногих авторов,
специально исследовавшим этот вопрос,
является В.И. Ремнев, который, считая обращение
родовым понятием, типологизирует его
на отдельные виды — жалобы, заявления,
предложения, сообщения о преступлении,
охватываемые разработанной им же концепцией
нового учения — деликтологии. В.И. Ремнев
определил каждый из приведенных в этом
перечне видов обращений. В частности,
под заявлением он понимает «обращение
гражданина по поводу реализации права
или законного интереса в порядке обычной,
нормальной деятельности органов государственной
или общественной организации».
Жалоба определяется как «обращение
в государственные органы или общественные
организации по поводу нарушенного права
или законного интереса гражданина, иди
обращения гражданина по поводу нарушения
прав и интересов общественных организаций
и органов государства». И наконец, предложения
граждан, по его мнению, представляют собой
«такой вид обращений, который не связан
с нарушением прав граждан и их законных
интересов, а направлен на улучшение деятельности
государственных органов, общественных
организаций в сферах народного хозяйства,
социально-культурной и административно-политической».
Кроме того, каждый вид обращения «имеет
свой отличный друг от друга порядок приема,
проверки и окончательного разрешения».
В.О. Лучин и О.Н. Доронина считают,
что понятие «обращение гражданина в государственные
органы» является родовым по отношению
к заявлениям, жалобам, предложениям, сигналам,
адресованным в органы законодательной
и исполнительной власти, а также к исковым
заявлениям и жалобам в гражданском и
арбитражном судопроизводстве. Исходя
из этого, они определили его следующим
образом: «правомерное действие, состоящее
в предъявлении в определенном законом
порядке требований об осуществлении
и охране его субъективных прав и законных
интересов, а также с целью участия в управлении
делами государства и общества».
В справочной юридической литературе
обычно приводятся лишь определения понятий
«жалоба» и «заявление». Так, в одной из
энциклопедий сказано, что заявление представляет
собой «официальное обращение гражданина
(нескольких лиц) в государственный орган
или орган местного самоуправления, администрацию
учреждения, организации или к должностному
лицу, не связанное в отличие от жалобы
с нарушением его прав и законных интересов
и не содержащее просьбы устранить такое
нарушение, а направленное на реализацию
прав и интересов заявителя или на устранение
тех или иных недостатков в деятельности
предприятий, учреждений, организаций.
Заявление может быть подано в письменной
и устной форме. Рассматривается в том
же порядке, что и жалоба». В данном определении
два отличительных признака заявления
по отношению к жалобе ранее были определены
В.И. Ремневым.
Что касается порядка рассмотрения
заявлений и жалоб, то в этом вопросе цитируемые
авторы придерживаются иной позиции, чем
В.И. Ремнев. В этой же энциклопедии под
жалобой понимается «обращение гражданина
в государственные или иные публичные
органы, и к должностным лицам по поводу
нарушения его прав и законных интересов».
По существу не отличается от приведенного
определения и определение жалобы в другой
энциклопедии: это «устное или письменное
обращение в суд, государственный орган,
орган местного самоуправления или к должностному
лицу по поводу нарушения прав и охраняемых
законом интересов гражданина или юридического
лица». Определения иных видов обращений
в указанной энциклопедии не приведены.
Прежде чем высказать наше отношение
к рассматриваемому вопросу, представляется
необходимым сравнить содержание поименованных
терминов в словарях русского языка. Так,
в одном из наиболее часто цитируемых
словарей сказано, что жалоба — это «официальное
заявление с просьбой об устранении какого-нибудь
непорядка, несправедливости». В этом
же словаре под заявлением понимается
«официальное сообщение в устной или письменной
форме; письменная просьба о чем-нибудь»,
а под обращением — «призыв, речь или просьба
обращение к кому-нибудь».
Аналогичное значение терминов
«жалоба» и «заявление» приведено в другом
словаре. В частности, под жалобой понимается
«официальное заявление о незаконном
или неправильном действии какого-либо
лица, учреждения, организации», а под
заявлением — «просьба о чем-либо, изложенная
письменно в официальной форме». Под обращением
понимается «поведение, поступки, действия
по отношению к кому-либо; просьба, призыв,
речь, обращение к кому-либо, чему-либо».
Таким образом, в русском языке
термины «жалоба» и «заявление» фактически
отождествляются. Нам представляется,
что и в таможенном праве не следует разграничивать
понятия «заявление» и «жалоба»: а нужно
использовать единое понятие «заявление».
Вместе с тем необходимо различать понятия
«заявление» и «обращение» в том смысле,
что второе является родовым по отношению
к первому. Практическое значение нашего
предложения состоит в том.
что только заявления физических
лиц или юридических лиц влекут правовые
последствия.
Заявление — это документ, содержащий
сведения о нарушениях исполнения правовых
актов, полученные от физических и юридических
лиц, путем их обращения (непосредственно
или опосредовано) в таможенные органы,
принятый в соответствии с таможенным
законодательством и влекущий безусловное
рассмотрение таможенными органами.
В основе данного определения
находятся следующие существенные признаки:
заявление — это документ;
содержанием документа являются
сведения о нарушениях исполнения правовых
актов;
сведения могут быть получены
только добровольно от физических и юридических
лиц;
способ получения сведений
— это обращение в таможенные органы непосредственно
или опосредовано (письмо, телеграмма, телетайпограмма, сообщение по факсу и т.д.):
порядок получения сведений
закреплен в таможенном законодательстве;
безусловность рассмотрения
заявлений таможенными органами.
Вопрос 17
Понятие, виды, формы правотворчества
Данная глава учебника также
может рассматриваться в качестве новеллы,
поскольку ранее в учебной литературе
подобной темы не предусматривалось. Деятельность
таможенных органов по принятию подзаконных
нормативных правовых актов не только
не обобщалась, но даже не принималась
во внимание.
Однако это не помешало таможенным
органам (в первую очередь Государственному
таможенному комитету РФ) с момента введения
в действие Таможенного кодекса РФ 1993
г. подготовить и принять около 10 тыс. подзаконных
нормативных правовых актов, регулирующих
общественные отношения в сфере таможенного
дела. Указанное направление деятельности
таможенных органов имело правовое обоснование
(ст. 10—11 ТК РФ 1993 г.).
Но в Таможенном кодексе РФ
1993 г. закреплялись лишь общие положения
— было предусмотрено полномочие таможенных
органов (в основном ГТК РФ) на «издание
нормативных актов по таможенному делу».
Требовалось принятие подзаконного нормативного
правового акта, специально предназначенного
для регулирования данного вида деятельности
таможенных органов. Такой нормативный
правовой акт — приказ Председателя ГТК
РФ «Об утверждении Положения о нормативных
правовых актах ГТК России» № 310 — был
принят 21 мая 1999 г.
К сожалению, он действовал
непродолжительный период времени — с
24 мая 1999 г. по 21 июня 2000 г. (т.е. чуть более
одного года). По причине отказа в обязательной
государственной регистрации Министерством
юстиции РФ (письмо министра юстиции РФ
от 18 мая 2000 г.) и в соответствии с приказом
Председателя ГТК РФ № 529 от 21 июня 2000 г.
рассматриваемый нами приказ Председателя
ГТК РФ № 310 от 21 мая 1999 г.
был отменен. Также необходимо
учитывать действующий приказ Председателя
ГТК РФ «Об утверждении положения о нормативных
правовых актах ГТК России» № 1155 от 14 декабря
2000 г.
Аналогичный подзаконный нормативный
правовой акт до момента выхода в свет
данного учебника не был принят. Правда,
в этот процесс неизбежно будут внесены
коррективы в связи с принятием Указа
Президента РФ «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»
№ 314 от 9 марта 2004 г. (в ред. от 20 мая 2004 г.).
Данным подзаконным нормативным
правовым актом, по существу имеющим юридическую
силу федерального закона. Государственный
таможенный комитет РФ был переименован
в Федеральную таможенную службу (ФТС),
а его «функции по принятию нормативных
правовых актов в установленной сфере
деятельности» были переданы Министерству
экономического развития и торговли РФ.
Однако, в последующем, в соответствии
с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной
таможенной службы» № 473 от 11 мая 2006 г.
«функции Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в области таможенного дела» были переданы
Федеральной таможенной службе.
Для уяснения особенностей
правотворческой деятельности таможенных
органов необходимо в самом общем плане
определить понятие, виды, формы правотворчества.
Под правотворчеством принято
понимать специализированную деятельность
компетентных государственных органов
(или иных уполномоченных законом органов
и лиц) по изданию нормативных правовых
актов. Правотворчество в этом смысле
есть специализированная форма государственной
деятельности и форма государственного
руководства обществом, связанная с созданием
правовых норм, их изменением, а при необходимости
и отменой. Кроме того, оно направлено
на упорядочение, приведение в определенную
систему изданных нормативных правовых
актов, т.е. связано не только с их изданием,
но и с систематизацией.