Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать современные методы набора и отбора персонала в организации при проведении конкурса, а также рассмотреть методы оценки, используемые при проведении конкурса в таможенные органы РФ. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу профессионального набора и отбора персонала;
2. Дан комплексный анализ технологии набора и отбора персонала;
3. Проанализированы основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………. Стр. 3
Глава 1. Теоретические основы подбора кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
Общая организация набора кадров ….
Набор персонала ………………….
Глава 2. Анализ основных требований и компетенций, предъявляемые к кандидатам при поступлению на таможенную службу …………………….
2.1. Понятие отбора персонала, критерии, принципы
2.2. Методы отбора персонала
2.3. Условия, запреты, ограничения при приеме на работу
Глава 3. Методика оценки кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса …………….
3.1. Понятие оценки, функции оценки персонала
3.2. Методы оценки персонала, критерии оценки, требования к кандидатам
3.3. Особенности оценки кандидатов в таможенных органах
Заключение………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………
Определенную помощь в
реализации данного подхода может
оказать тарифно-
При анализе документов изучается
профессиональный путь специалиста, оценивается
его опыт и уровень знаний. Обстоятельный
анализ каждой из поданных «бумаг»
позволяет составить первичную
картину о претенденте и
При собеседовании источником информации выступает сам кандидат. Наиболее важными качествами, оцениваемыми в ходе собеседования, являются: профессиональный опыт и умения кандидата, его долгосрочные цели и намерения, адекватность представлений о будущей деятельности.
В ходе собеседования проясняется реалистичность и профессиональная направленность целей, которые ставит перед собой кандидат, его собственная оценка достижений и неудач, ориентированность на профессиональный рост и продвижение по службе, поэтому необходимо заранее продумать вопросы, которые будут заданы кандидату при собеседовании. Результаты собеседования должны дополнить (а не изменить или подтвердить) данные письменных источников. К проведению собеседования руководители и члены комиссии должны иметь заранее подготовленные бланки с критериями оценки кандидатов. Соответствие каждому критерию может оцениваться по 5-ти бальной шкале.
Тестирование заключается в оценке претендента по результатам выполнения им заранее подготовленных задач (тестов) и установления на этой основе количественных показателей, определяющих уровень качеств кандидата. Претенденту на должность предлагается какая-либо задача по его конкретной специальности, логическая, на определение характера и скорости психофизиологической реакции и т.д. Наблюдая за ходом решения предложенной задачи и результатом, можно получить дополнительную информацию о профессиональных, деловых и личностных качествах претендента. Общим условием решения любых тестов является ограниченность времени, отводимого на решение задачи, и наличие специального эталона для сравнения. Тестирование позволяет оценить качества кандидата по решению уже выявленной и сформулированной проблемы.
При использовании тестирования
оцениваются как
В органах государственной
власти необходимо также использовать
тесты на знание Конституции РФ,
законов о государственной
Для оценки личностных качеств
кандидатов необходимо использовать психодиагностические
тесты (методики). С их помощью можно
получить информацию о качествах, существенно
влияющих на поведение человека в
организации, но с трудом поддающихся
непосредственному наблюдению, например,
готовности к обучению, интеллектуальных
способностей, самооценки, внутренней
конфликтности и т.д. Выявление
латентных характеристик
Интерпретация результатов
тестирования имеет значение лишь в
соотнесении с системой критериев
оценки. Поэтому на этапе проектирования
конкурсной процедуры специально обсуждаются
и согласуются варианты методик,
условия проведения и обработки,
форма представления
При проведении процедуры конкурса возможно использование следующих типов психодиагностических методик:
· типологические и характерологические тесты-опросники, дающие достаточно полную картину склада личности человека. Например, методика 16 PF Кэттела позволяет выявить 16 первичных и 4 вторичных фактора, глубоко и всесторонне описывающих индивидуально-психологические особенности личности;
· тесты оценки отдельных свойств и параметров личности, тесты способностей и ценностей (тесты на интеллект и т.д.);
· аппаратные методики (исследование объема внимания, кратковременной и долговременной памяти);
· проективные методики, направленные на выявление не всегда осознаваемых особенностей человека, его общего представления о мире и собственном месте в нем (цветовой тест Люшера, рисуночные тесты и др.).
В отличие от тестов для определения профессиональных знаний, которые могут составить и провести сами работники органов государственной власти, для организации и проведения психодиагностических тестов необходимо привлечение профессиональных психологов, имеющих соответствующее образование и опыт работы с тестами.
Оценка по рефератам -- при этом методе претендентам, независимо друг от друга, предлагается изложить свою программу работы в случае их назначения на должность. При этом кандидаты должны ответить на одинаковые вопросы, касающиеся будущей работы, с целью сопоставления ответов, например: оценка кандидатом на должность основных целей и задач подразделения, в котором он предполагает работать, предложения по улучшению деятельности подразделения, программа своей будущей деятельности и др.
Матричный метод оценки -- сущность его состоит в том, что для каждой должности составляется таблица -- матрица, представляющая собой перечень необходимых целевых и личностных качеств работника и список кандидатов. В таблицу-матрицу заносятся показатели оценки качеств каждого из кандидатов и весовые коэффициенты, определяющие их важность для выполнения обязанностей по балльной системе. Весовые коэффициенты устанавливаются по степени важности относительно какого-нибудь качества, принятого за единицу. Используя оценки качества и весовые коэффициенты, можно с помощью матриц перевести качественные показатели в количественные и получить итоговый балл, а также так называемый «коэффициент соответствия», что позволит более объективно осуществить выбор наиболее подходящего кандидата.
Метод групповой дискуссии -- суть метода заключается в свободной беседе с кандидатами по теме их будущей работы и выборе по определенным критериям наиболее активных, самостоятельных, информированных, логично рассуждающих людей. В качестве вспомогательных средств, помогающих выбрать кандидата, рекомендуются: составление диаграммы, отражающей связи между участниками в процессе дискуссии, частоту высказываний каждого и их соответствие теме; анализ роли участника (по балльной системе): инициативная, стимулирующая, критическая, аналитическая, руководящая, решающая и т.д.
Деловые игры как метод оценки кадров -- претендентам на должность в игровой форме предлагаются различные ситуации, во время которых участники, исполняя предложенные им роли, проявляют свои профессиональные, деловые и личностные качества.
Деловые игры могут имитировать конкретные ситуации, связанные с необходимостью принятия управленческих решений, с выполнением определенного задания: чем быстрее и точнее исполнение, тем выше оценка.
В целях адекватного изучения личности рекомендуется использовать различные методы оценки кадров в их оптимальном сочетании, что позволит получить наиболее объективную оценку, близкую к реальной действительности.
Моделирование ситуации позволяет непосредственно ознакомиться с квалификацией претендента, так как в условиях инсценировки конкретных ситуаций он демонстрирует приближенное к требуемому профессиональное поведение, квалификационные навыки и мастерство.
В этом случае обязательно использование записей членов комиссии или наблюдательного листа, на основании которого проверяется единодушие выставленных оценок, и выясняются возникшие противоречия. При вынесении оценки комиссия должна констатировать, с одной стороны, отвечает ли кандидат минимальным требованиям вакантной должности, а, с другой, - в какой степени можно с помощью последующего целевого обучения устранить его слабые стороны.
Для получения информации о способах и средствах действий кандидатов в коллективе возможно моделирование ситуаций коллективной деятельности. При этом оцениваются коммуникативные и организационные навыки участников, способности к аргументации своей точки зрения, системность и гибкость мышления.
3.2.2 Критерии оценки
1. Профессиональная
1.1. Образовательный уровень
Уровень, профиль и качество основного и дополнительного профессионального образования.
1.2. Профессиональный опыт
Продолжительность и особенности деятельности в соответствующей профессиональной сфере; достижение конкретных результатов в профессиональной деятельности; особенности карьеры.
1.3. Специальные профессиональные знания, умения и навыки
Уровень профессиональных знаний
в соответствующей сфере, позволяющий
эффективно выполнять должностные
обязанности; знание законодательства
Российской Федерации, регламентирующего
профессиональную деятельность; владение
современными профессиональными
1.4. Общие инструментальные навыки
Уровень владения навыками,
повышающими общую
2. Личностные и деловые
качества государственного
2.1. Аналитические способности
Уровень системности и гибкости мышления, позволяющий решать сложные задачи, требующие анализа и структурирования информации; способность находить новые, нестандартные решения.
2.2. Коммуникативная компетентность
Соблюдение этики делового общения; способность аргументировано отстаивать собственную точку зрения и убеждать оппонентов; владение навыками ведения деловых переговоров.
2.3. Ответственность
Обоснованность и