Основные направления совершенствования анализа и прогнозирования в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть анализ и прогнозирование в таможенном органе . Раскрыть теоретические основы функции анализа и прогнозирования . Рассмотреть применение функции прогнозирования в таможенных органах.
Определить проблемы и пути их решения по реализации функции анализа и прогнозирования в таможенных органах .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Основные положения о функциях управления в таможенных орга-нах……………………………………………………………………………….....5
1.1. Функции управления в таможенных органах……………………………...5
1.2 Понятие и сущность анализа и прогнозирования в таможенных орга-нах………………………………………………………………………………...7
2 Применение анализа и прогнозирования в таможенных органах….13
2.1 Роль анализа в решении задач совершенствования таможенной дея-тельност………………………………………………………………………...13
2.2 Особенности прогнозирования и анализа в таможенной деятельности ………………………………………………………………………………….17
3 Основные направления совершенствования анализа и прогнозиро-вания в таможенных органах…………………………………………………..21
3.1 Перспективы развития прогнозирования в Таможенной инфраструк¬туре …………………………………………………………………………...............21
3.2 Основы развития таможенной службы Российской Федерации современных условиях…………………………………………………....................................27
ЗAКЛЮЧEНИE …………………….................................................................38
Cписок используемых источников…………………………………………..40

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ курсовая.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Анализ  – метод научного исследования явлений  и процессов, в основе которого лежит  изучение составных частей, элементов  изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.

Деятельность  – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего  мира. Основными элементами деятельности являются: осознание деятельности в  виде мотива, оценка наличной ситуации, формулирование цели, выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию, выбор средств деятельности, реализация решения.

Аналитическая деятельность – целенаправленный и  объединенный задачами предметной области процесс сбора, обработки, хранения, систематизации и аналитической  интерпретации информации.

Аналитическую деятельность определим как особую форму управленческой деятельности, направленную на изучение объекта и  его окружения в целях осознания  наличной ситуации и ее преобразования, а также прогнозирования условий  и последствий управления объектом и протекающими в нем процессами.

В настоящее  время вопросы аналитической  деятельности приобрели столь большое значение в теоретической и практической деятельности человека, что фактически стали тем центром, на основе которого структурируются все основные научно – технические, организационно –  управленческие и прикладные сферы  знания.

Трудно, пожалуй, найти какую – либо область  научного знания, не испытавшую на себе, хотя бы в косвенной форме, необходимость  аналитических способов познания. Аналитические  исследования основываются на общественной международной методологии и методике исследования. Международная методология4 и методика научных аналитических исследований базируется на: философских позициях, объясняющих достоверность по отношению к реальности, системе последствий по отношению к исследованиям на различных стадиях, применяемых научных методах, точности и доказательности выводов, закономерностей, предвидений и законов, получаемых на основе использования различных методов исследований.

Важно, что  аналитическая деятельность позволяет  обнаружить те процессы, те отношения  и понятия, которые еще не сформировались. Потребность в изучении и динамики, и статике является особенностью, необходимостью и основной трудностью аналитической деятельности, которая заключается в создании объективной цепочки событий. Аналитика является способом обнаружения, удержания противоречия и разработки тех идей, которые становятся в ходе аналитической деятельности основной для синтезирования новых знаний, выводов и закономерностей.

Следовательно, аналитическая деятельность это  способ понимания и отражения  изменений в деятельности, позволяющий  прогнозировать перспективы ее развития. Если рассматривать любую действующую  организацию, то аналитическая деятельность становится механизмом понимания тенденций  направления ее деятельности.

Управление  в любой системе, в том числе  и в таможенных органах, находит  выражение в принятии и реализации решений. Принятие решений представляет собой процесс преобразования информации в действия. Основным требованием  для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Успех управления зависит от того, какая информация отобрана и как выполнено ее преобразование для целей управления.

Очевидно, что первые четыре этапа предполагают аналитическую деятельность.   Для  обработки больших массивов информации и представления ее лицам, принимающим  решения, создаются специальные  аналитические службы. Роль таких  служб – институтов заключается  в информационно – аналитической  поддержке управленческих решений.      Сочетание функций между собственно управленцами – лицами, принимающими решения, и аналитиками – лицами,  занимающимися анализом информации, возможна на всех организационных уровнях.

                                                          Выделяют   наиболее значимых направления     аналитической деятельности таможенного  органа:

  1. Оценка деятельности таможенного органа и выявление изменений в ней в пространственно – временном разрезе;
  2. прогнозирование основных факторов, влияющих на деятельность таможенного органа, и оценка степени их влияния;
  3. выявление резервов повышения результативности (эффективности) деятельности таможенного органа.
  4. На основе обозначенных направлений определим  спектр задач аналитической деятельности таможенных органов:

4.1контроль выполнения требований, стоящих перед таможенным органом;

  1. определение рациональности использования ресурсов;
  2. раскрытие причинно – следственных связей между видами деятельности таможенного органа;
  3. изучение интенсивности и формы этих связей;
  4. выявление наиболее информативных (обобщающих) показателей;
  5. прогноз основных тенденций состояния деятельности таможенного органа;
  6. сравнение с другими аналогичными таможенными органами.

Аналитическая деятельность направлена на сбор, обработку, анализ, обобщение (синтез) и использование  данных для достижения целей субъекта и в этом плане она будет  существовать, пока существует человеческий разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Применение анализа  и прогнозирования в таможенных  органах 

 

2.1 Роль анализа  в решении задач совершенствования  таможенной деятельности

.

Процесс управления в таможенном органе представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений  в значительной степени зависит  успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия  очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Потребность в решении возникает только при  наличии проблемы, которая в общем  виде характеризуется двумя состояниями - заданным и прогнозируемым, и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки управленческого решения и контроля за его реализацией.

Прогнозирование – это  своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и  изменения в будущем. Так как  каждое решение – это проекция в будущее, а будущее – содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

Опыт  показывает, что организации, планирующие  свою деятельность, функционируют более  успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение  степени удовлетворенности работой  специалистов и должностных лиц.

Значение прогнозирования основных экономических показателей таможенных органов состоит в том, что  качественный прогноз позволяет  не только рационально организовать работу таможенных органов по пополнению доходной части бюджета, но и спланировать суммы затрат расходной части  федерального бюджета по выполнению обязательств государства перед  обществом.

Основным показателем , характеризующим  деятельность таможенных органов является сумма перечисляемых таможенных платежей в доходы федерального бюджета.

Доходы Федерального бюджета РФ5, 2005-2012 гг.

Так, если в 1991 году доля доходов ФТС  России в федеральном бюджете (ФБ) составляла порядка 10%, в 2005 году – 41%, то в 2010 году она уже составила 52%.

Сумма таможенных платежей – это  достаточно емкий и иллюстративный показатель. Во–первых, сумма таможенных платежей, администрируемых таможенными  органами,  является одним из ключевых критериев для оценки эффективности  деятельности таможенного органа, во-вторых, размер и структура таможенных платежей отражает баланс экспорта и импорта, соответственно и баланс между добывающими отраслями промышленности и перерабатывающими , в-третьих, доля таможенных платежей в бюджете государства показывает степень зависимости национальной экономики от активности ВЭД6.

Суммы платежей, перечисленные таможенными  органами, позволяют определить налоговую  нагрузку, оказываемую на участников внешнеторговой деятельности, а также  возможность оценить перспективы  состояния доходной части бюджета  государства, а следовательно спланировать расходы бюджета как на текущий, так и на последующие периоды.

Прогнозирование и планирование в  таможенных органах регламентировано ведомственными нормативными документами.

Нормативно-правовая база , регламентирующая процесс взаимодействия ФТС, РТУ (на примере ДВТУ) и таможен в области  прогнозирования сумм перечисления таможенных платежей, представлена следующими основными документами: протокол от 06.01.2009г. №3 «Совещания у руководителей  ФТС России»; письмо ФТС от 06.10.2008г . № 05-13/41368 «О предоставлении сведений для  составления кассового плана  по доходам федерального бюджета»; письмо ДВТУ от 05.02.2009 № 37-29/1530 «Об исполнении протокола Совещания».

Согласно Письму ФТС от 6.10.2008 № 05-13/41368 «О предоставлении сведений для  составления кассового плана  по доходам федерального бюджета» РТУ  представляют в Главное управление федеральных таможенных доходов  и тарифного регулирования прогнозные данные о поступлении  в федеральный бюджет доходов  от вывозной таможенной пошлины.

Прогноз составляется на основе проведенного анализа налогооблагаемых объемов  экспорта товаров с учетом изменения  структуры экспорта, стоимостных  показателей, ставок вывозных таможенных пошлин, а также особенностей таможенного  оформления энергоносителей и графиков уплаты таможенных и иных платежей. Прогноз составляется по данным таможенного оформления всех участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности подчиненных таможенных органов, включая крупных плательщиков регионального и федерального уровней.

Статистическая форма отчетности содержит прогноз поступления вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в отчетном месяце и месяце , следующим за отчетным, в том числе  указывается прогноз поступления  вывозных таможенных пошлин в доход  федерального бюджета в последний  рабочий день каждого месяца.

Согласно Письму ДВТУ от 05.02.2009 № 37-29/1530 «Об исполнении протокола Совещания» до 18го числа отчетного месяца таможни  должны представлять в Службу федеральных  таможенных доходов ДВТУ7 (СФТД ДВТУ):

- прогноз выполнения контрольного  задания по перечислению таможенных  и иных платежей в ФБ в  отчетном месяце;

- перспективы выполнения контрольного  задания в месяце, следующим за  отчетным. Содержать анализ причин  возможного невыполнения (перевыполнения) контрольного задания в текущем  и следующем месяце.

Взаимодействие ФТС,таможен  в области прогнозирования поступления  таможенных платежей в доход федерального бюджета

ФТС полученные прогнозные значения сумм таможенных платежей, перечисляемых  в бюджет, далее направляет в Министерство торговли и экономического развития и Минфин России, где скорректированный показатель занимает важную составляющую при формировании прогноза основных показателей экономики (МЭРТ) и при составлении прогноза консолидированного бюджета на следующий год и среднесрочную перспективу (Минфин России).

Скорректированное прогнозное значение размера перечисляемых таможенных платежей является основой при формировании планового контрольного задания  по перечисляемым таможенным платежам в бюджет РФ на уровне региональных таможенных управлений и таможен. Названные  плановые значения отражаются в Приказах ФТС и РТУ«Об утверждении  контрольных показателей формирования федерального бюджета в части  доходов, администрируемых таможенными  органами».

графически изображены несовпадения прогнозных и фактических значений перечислений таможенных платежей. Отрицательное  значение свидетельствует о том, что значение рассматриваемого показателя меньше сравниваемого, то есть прогнозные значения занижены.

Среднее значение относительной ошибки прогнозных значений за рассматриваемый  период времени составляет 19,49%, при  допустимом значении относительной  ошибки в 10%.

Основной причиной низкой точности прогнозных значений перечисляемых  таможенных платежей является высокая  неопределенность факторов внешней  среды при сохраняющейся сильной  зависимости от них показателей  российской экономики. Ряд индикаторов  характеризуется объективными сложностями  прогнозирования, связанными с «переходностью»  российской экономики, в которой  устойчивые закономерности еще только складываются.

Информация о работе Основные направления совершенствования анализа и прогнозирования в таможенных органах