Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа
Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть понятие тарифных преференций;
Проанализировать условия получения тарифных преференций;
Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций в СНГ;
Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности предоставления тарифных преференций СНГ и развивающимся странам.
Введение 2
1. Место и роль тарифных преференций 3
1.1. Исторические аспекты развития системы тарифных преференций 3
1.2. Понятие тарифных преференций 5
2. Теория и практика предоставления тарифных преференций 7
2.1. Условия предоставления тарифных преференций 7
2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара 19
2.3.Особенности предоставления преференций 21
3. Анализ статистических данных 27
3.1. Отличительные особенности предоставления тарифных преференций 27
3.2. Проблемные вопросы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературы 40
Необходимо отметить, что особая экономическая зона в Калининградской области аккумулирует три четверти всех тарифных льгот. За возможность развития отдельного региона Российской Федерации государственный бюджет платит довольно высокую цену, превышающую в 186 раз государственные финансовые потери от недополучения таможенных платежей по оказанию помощи развивающимся и наименее развитым странам в рамках Общей системы преференций (табл. 1).
Таблица 1. Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин за 2008 г.
Товары, в отношении которых предоставляются тарифные льготы |
Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин за 2008 г., в % от суммарного значения |
Изменение показателя в сравнении с 2007 г., в % |
Сумма, на которую предоставляется льгота, всего: |
100 |
+8,43 |
В том числе: |
||
по товарам, ввозимым в Калининградскую обл. |
77,1 |
+36,61 |
по товарам, ввозимым в РФ в рамках соглашений о разделе продукции |
6,6 |
-40,62 |
По товарам, ввозимым в качестве иностранного вклада иностранного инвестора в предприятия с иностранными инвестициями |
4,0 |
-49,98 |
По товарам, ввозимым в РФ с предоставлением Тарифных преференций, предусмотренных Международными обязательствами (СНГ, Сербия и Черногория, Страны-бенефициары ОСП России) |
3,2 |
+5,0 |
По другим товарам |
9,2 |
+36,98 |
Два последних блока НСП России относятся к Общей системе преференций России для стран дальнего зарубежья (далее - ОСП России) и состоят из перечней развивающихся и наименее развитых стран, при экспорте преференциальных товаров из которых применяются единые Правила определения происхождения товаров, но действуют различные ставки таможенных пошлин.
Российская преференциальная система для развивающихся и наименее развитых стран начала формироваться с начала 90-х годов. Начальной точкой создания ОСП России можно считать Указ Президента Российской от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении порядка применения Временного импортного таможенного тарифа Российской Федерации». Пункт 3 данного Указа устанавливал, что к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные в два раза (50% от базовых ставок тарифа). Товары, происходящие из наименее развитых стран по классификации ООН, освобождались от обложения импортными таможенными пошлинами.
Во исполнение данного Указа Правительство России утвердило перечень стран - пользователей временной схемой преференций РФ, который включал в себя 147 стран, среди которых 46 стран имели статус наименее развитых (постановление Правительства РФ от 21 августа 1992 г. № 614 «Об утверждении перечня стран - пользователей временной схемой преференций Российской Федерации»). Данная схема преференций были наиболее либеральной в истории России, так как ее действие распространялось на всю номенклатуру ввозимых товаров.
Динамика развития ОСП России
Начиная с 1994 года был определен порядок (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057), при котором перечень стран - пользователей российской системы преференций дополнялся списком товарных изъятий из ОСП. Данный порядок позволил исключить определенные категории товаров, преференциальный ввоз которых препятствовал развитию внутренней конкуренции и наносил экономический ущерб государству.
Первоначально в этот список исключений входило 12 четырехзначных кодов и 2 шестизначных кода ТН ВЭД.
С 15 мая 1996 года в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся Общей системой преференций Российской Федерации, стали применяться ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок таможенного тарифа (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года № 413).
На протяжении нескольких лет с момента внедрения
Дальнейшее реформирование национальной системы преференций России связано с отказом от перечня товарных изъятий, на которые не распространяется преференциальный режим и замена его другим, а именно перечнем товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при импорте в РФ предоставляются тарифные преференции. Это нововведение было вызвано тем, что в связи с постоянным расширением перечня товаров-изъятий из-под действия ОСП России целесообразнее было перечислить преференциальные товары.
Постоянный перечень товаров, на которые распространяется преференциальный режим, окончательно утвержден постановлением Правительства от 25 мая 2000 г. № 414, которое вступило в законную силу с 25 мая 2000 г. и действует по настоящее время.
Указанный перечень товаров
охватывает не более 25% импорта товаров
и не распространяется на товары с высокой степенью
переработки, которые могут конкурировать с
Необходимо отметить, что среди пользователей Общей
Многие развивающиеся страны, такие как Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Малайзия, Марокко, Турция, Шри-Ланка, Эквадор, особенно - эффективно использует преференциальный режим в рамках ОСП России для ввоза в Россию товаров, в отношении которых применяются пониженные ставки пошлины в размере 75% от действующих ставок ввозных таможенных пошлин (Приложение 1).
Причем под преференциальный режим ОСП подпадает главным образом сельхозпродукция (72% от суммарного преференциального импорта). Основными статьями преференциального импорта стран дальнего зарубежья являются: мясо и мясные субпродукты, рыба, фрукты и орехи, табачное сырье, кофе и чай, изделия из камня.
Следует заметить, что доля преференциальных товаров в суммарном объеме импорта из развивающихся стран - пользователей ОСП России преимущественно сократилась. Однако в стоимостном выражении импорт в Российскую Федерацию преференциальных товаров только увеличился за рассматриваемый период.
Явно, что применение 75% ставок пошлин для таких стран, как Китай, Гонконг, Сингапур и Бруней, показатель ВВП на душу населения которых в 3,18, 3,01 и 2,75, 2,12 раза соответственно превышают показатели России просто не логично (Приложение 2). Такие тарифные преференции только вредят интересам национальной экономики, когда их предоставление должно служить прямо противоположной задаче.
В этой ситуации, возможно целесообразно дифференцировать уровни ставок, применяемых в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, по уровню экономического развития этих стран. Если К>4, то следует применять двойные ставки. Если К>3 (Китай, Катар) берем 90-95% от базовой ставки. При К>2 (Сингапур, Бруней) используем 80-85% ставки. При показателе К>1,5 (Бахрейн, Кувейт, Багамские острова, Сейшелы, Барбадос, Оман) берем 70-75%. Если же К>1,0 (Тринидад и Тобаго, Саудовская Аравия, Сент-Китс и Невис, Аргентина, Ботсвана, Антигуа и Барбуда, Хорватия, Маврикий, ЮАР, Ливия, Чили) взимаем 60-65% от базовой ставки.
Немаловажную роль в применении преференций играют Правила определения происхождения товаров.
Правительство Российской Федерации
своим решением от 23.04.1997- № 479 утвердило
Соглашение о Правилах определения происхождения товаров
В этой связи при принятии решений о стране
происхождения ввозимых преференциальных
товаров из стран - пользователей ОСП России
таможенные органы руководствуются международным
Преференциальный режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих трех условий:
происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А»;
выполняется непосредственная закупка товара в стране - пользователе Общей системы преференций;
выполняются условия прямой поставки в страну, предоставляющую преференциальный режим импорта (допускается транзит преференциальных товаров через третьи страны).
В целом российская модель Общей системы преференций для развивающихся стран дальнего зарубежья весьма проста в сравнении со схемами ОСП ЕС или США. Наряду с этим в настоящее время при определении преференций представляется необходимым применять новый, более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам для того, чтобы повысить эффективность этого механизма как торгово-политического инструмента в отношениях с развивающимися странами.
2.2. Взаимосвязь тарифных
преференций и страны
Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.
Таможенные пошлины
Повышение таможенных тарифов ведет к увеличению таможенных доходов и к развитию внутреннего производства, но это не может и не должно быть постоянным, так как рост таможенного обложения товаров, не являющихся социально значимыми и пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды и уменьшению официального ввоза товаров.
С помощью таможенных пошлин
государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих
Предельные ставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или группам стран и от национальной системы преференций. В соответствующих распоряжениях Правительства и приказах ФТС РФ даются перечни развивающихся и наименее развитых стран, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, соответственно, в размере 75% от базовой ставки или беспошлинно, а также перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятствования.
Принципы определения страны происхождения товара в РФ:
Первый принцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми мировыми нормами и практикой. Не случайно в заключительных положениях ФЗ РФ «О таможенном тарифе» отмечено, что если международным соглашением, участником которого является РФ, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются нормы международного соглашения. Реализация этого принципа в мировой таможенной практике осуществляется в трех основных направлениях:
1) направление связано с таможенно-правовым
2) это участие России в международных торгово-
3) направление связано со сближением таможенного
Информация о работе Основные правила предоставления тарифных преференций