Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 16:51, курсовая работа
Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи работы сводились к анализу принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, изучению структуры таможенных органов Украины, мировой практики регулирования внешней торговли и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, связанных с определением таможенной стоимости как основы начисления таможенной пошлины и других платежей.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД…………………………5
1.1 Причины государственного контроля внешней торговли……………………….5
1.2 Традиционные направления внешнеторговой политики государства…………..7
1.3 Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений…………………………………………………………………………..13
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Украине………………………………………………………………17
2.1 Государственные органы таможенного регулирования ВЭД…………………..17
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической
политики государства……………………………………………………………..22
2.3 Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие
разрешительной системы………………………………………………………….27
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их
решения………………………………………………………………………………...34
3.1 Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны
происхождения товаров…………………………………………………………...34
3.2 Государственный контроль и разрешительная система в Украине…………….39
Заключение……………………………………………………………………………….44
1.3. Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;
антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.
В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.
Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.
Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности -текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.
В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.
Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.
Появление ГС обусловлено тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.
Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров, намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.
С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:
Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.
Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляет построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предполагает осуществить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трех- колонными тарифами, составляющими большинство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали -17).
Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги. Кроме того. в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).
Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.
Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлиемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.
2.1. Государственные органы таможенного регулирования ВЭД.
Самостоятельное осуществление таможенной деятельности и наличие собственной таможенной системы — одна из основ украинской государственности. Провозглашение государственного суверенитета и независимости Украины обусловило неотложную потребность в обеспечении надлежащей защиты экономических интересов украинского государства. Законы Украины "О таможенном деле в Украине" (принят 25 июня 1991года), „О Едином таможенном тарифе" и Таможенный кодекс, вступившие в действие на протяжении 1991-1992 годов, стали законодательной основой организации таможенного дела в государстве. На протяжении 1992 - 1993 годов была создана разветвленная система таможенных органов по всей территории Украины, определены зоны деятельности таможен и специализированных таможенных организаций. В 1992 году Украина становится полноправным членом Всемирной таможенной организации.
5 февраля 1992 года был принят Закон Украины "О Едином таможенном тарифе", который определил основные направления тарифного регулирования. До 1993 года тарифная политика ориентируется, в основном, на регулирование экспорта, импортная политика является достаточно либеральной. Преимущество отдано экспортной пошлине. Импортная пошлина взимается согласно таможенному тарифу СССР, который имел две основные особенности: сырье и оборудование не облагалось пошлиной, продукты питания и товары широкого потребления облагались по ставкам от 10 до 50 %. 11 января 1993 года Декретом Правительства был утвержден Единый таможенный тариф Украины - свод ставок пошлин в соответствии с определенной товарной номенклатурой. Все предметы, которые подлежат таможенному контролю, систематизированы, их наименования и цифровые коды унифицированы в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. Кодификация была установлена на уровне 4-х и 6-ти знаков. Уровень ставок ввозной пошлины определялся в зависимости от степени обработки и экономической целесообразности ввоза того или иного вида товара. Среднеарифметическая ставка ввозной пошлины составляла около 15 %.
В связи с либеральностью внешнеторгового режима, который сложился в первые годы независимости, создается механизм тарифного регулирования, направленный, в первую очередь, на увеличение налоговых поступлений, и, во вторую очередь, на защиту товаропроизводителя. При этом, законодательством предоставлено достаточно большое количество льгот отдельным субъектам ЗЕД.
В феврале 1993 года при Кабинете Министров Украины образован коллегиальный орган - таможенно-тарифный совет Украины, на который возложена реализация принципов проведения единой таможенно-тарифной политики в государстве. Таможенно-тарифный совет осуществляет следующие основные функции:
-разработка предложений относительно основных направлений таможенно-тарифной политики Украины, включая предложения об установлении, отмене или изменении таможенных ставок, предоставлении тарифных льгот и преференций, а также об изменениях в номенклатуре Единого таможенного тарифа Украины;
-подготовка на рассмотрение проектов законодательных актов Украины и международных договоров Украины относительно таможенно-тарифного регулирования;
-разработка мероприятий, направленных на защиту украинского рынка при ввозе товаров на таможенную территорию Украины и вывозе товаров за пределы этой территории.
В 1995 – 1996 годах началось активное применение режима свободной торговли со странами СНГ и Балтии. Ввиду того, что мероприятия тарифного регулирования касались только 30% импорта, начинается работа по усовершенствованию таможенного тарифа с целью защиты отечественного товаропроизводителя. Только с 1993 по 2001 год было принято почти 20 Законов Украины и 70 постановлений Правительства, которыми откорректировано свыше 95% тарифных ставок.
Информация о работе Особенности таможенного регулирования ВЭД