Особенности таможенного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи работы сводились к анализу принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, изучению структуры таможенных органов Украины, мировой практики регулирования внешней торговли и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, связанных с определением таможенной стоимости как основы начисления таможенной пошлины и других платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД…………………………5
1.1 Причины государственного контроля внешней торговли……………………….5
1.2 Традиционные направления внешнеторговой политики государства…………..7
1.3 Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений…………………………………………………………………………..13
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Украине………………………………………………………………17
2.1 Государственные органы таможенного регулирования ВЭД…………………..17
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической
политики государства……………………………………………………………..22
2.3 Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие
разрешительной системы………………………………………………………….27
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их
решения………………………………………………………………………………...34
3.1 Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны
происхождения товаров…………………………………………………………...34
3.2 Государственный контроль и разрешительная система в Украине…………….39
Заключение……………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ВЭД Некоторые положения таможенного регулирования ВЭД.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

Для подтверждения этого вывода можно привести простой пример. На рынке Украины сегодня насчитывается около 25 торговых марок импортных стиральных порошков, которые изготавливаются в различных странах различными производителями и имеют различное назначение (для стиральных машин типа «автомат» и т.д.). Приведенные выше факторы, которые влияют на цену товара можно стопроцентно применить для дифференциации стиральных порошков, по итогам чего мы можем получить как минимум около 100 категорий товара, сгруппированных по различным признакам. Если учитывать, что УКТВЭД насчитывает в себе более 11000 кодов товаров, то можно только представить себе, какой должна быть ценовая база Гостаможслужбы и таможенных органов Украины. С другой стороны, не учитывание факторов, которые влияют на формирование ценовой базы таможенной стоимости товаров является главным риском субъектов ВЭД при перемещении ими товаров через таможенную границу Украины, в частности при их импорте.

Страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных  мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Украины и вывоза товара с єтой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли. Определение страны происхождения товара осуществляется на основе принципов международной практики. Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Кабинетом Министров Украины на основании положений Таможенного Кодекса Украины.

Страной происхождения товара считается страна, в которой  товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке (в случае если в производстве товара участвуют две или больше стран) в соответствии с критериями, установленными Таможенным Кодексом.

Товарами, полностью произведенными в стране, считаются:

(а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительное право на разработку этих недр;

(б) продукция растительного происхождения, выращенная и собранная  на ее территории;

(в) живые животные, родившиеся и выращенные в этой стране;

(г) продукция, полученная от животных, выращенных в этой стране;

(д) продукция охотничьего или рыбного и морского промыслов;

(е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами этой страны, а также судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

(ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных  и других операций, осуществленных в стране;

(з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических кораблях, принадлежащих этой стране или арендуемых ею;

(и) товары, произведенные в этой стране исключительно из продукции, указанной в пунктах (а)-(з).  

Если в  производстве товара участвуют две или больше стран, происхождение товара определяется согласно критерию достаточной переработки.

Для подтверждения происхождения товара таможенный орган в предусмотренных законом случаях имеет право требовать представления сертификата о происхождении такого товара. При ввозе товара на таможенную территорию Украины сертификат о происхождении товара представляется обязательно на товары, происходящие из стран, которым Украина предоставляет преференции по Таможенному тарифу Украины, на товары, ввоз которых из соответствующей страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования ВЭД, а также  если это предусмотрено международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.

Подтверждение   страны   происхождения   товаров   путем представления сертификата о происхождении товара установленной формы влияет на уменьшение ставок пошлины при их начислении или вообще освобождает субъекта ВЭД от уплаты пошлины. Если представление таможне сертификата о происхождении товара необходимо, то он подается вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Государственный контроль и разрешительная система в Украине.

 

Если проанализировать разрешительную систему, которая сложилась в Украине за годы ее независимости и применяется к товарам, которые перемещаются через таможенную границу Украины, то можно сделать вывод, что в Украине создан неупорядоченный, спорный, а иногда и непонятный комплекс законодательных и нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов осуществления государственного контроля.

Во-первых, это отсутствие единой методологии в государстве по вопросам применения разрешительной системы к товарам, которые перемещаются через таможенную границу Украины. К сожалению, мало кого из чиновников в 1993 году интересовал вопрос создания единого унифицированного механизма государственного контроля, который в дальнейшем должен был бы использоваться министерствами и ведомствами. Этот вопрос был предоставлен государственным органам, которые руководствовались и руководствуются принципом создания удобных условий работы исключительно для своего ведомства. Министерствами и ведомствами в большинстве случаев не принимается во внимание тот факт, что, кроме необходимости осуществления контроля в их ведомстве, товар может подлежать контролю со стороны других контрольных органов. Таким образом, большая часть видов контроля осуществляется по разным механизмам, которые имеют неунифицированный и противоречивый характер. Как результат мы имеем около 30-ти неупорядоченных видов государственного контроля и более 50 видов разрешительных документов. Отсюда- непредвиденные расходы субъектов ВЭД, и как следствие- непомерные цены на товары на рынке Украины.

Во-вторых, это отсутствие единой терминологии, которая применялась бы министерствами и ведомствами при подготовке проектов законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, анализируя законодательные и нормативно-правовые акты, можно встретиться с такими терминами, как «таможенные формальности», «перевозка через таможенную границу Украины», «пердвижение», «растамаживание». Такой «высокий» профессиональный уровень разработчиков этих актов вызывает в дальнейшем множество недоразумений между декларантами и таможенными органами, поскольку правильность определения термина непосредственно влияет на место осуществления контроля товаров тем или иным государственным органом (на таможенной границе, в зоне деятельности внутренней таможни; дважды- как на границе, так и в зоне деятельности внутренней таможни). Как следствие- увеличение рисков при осуществлении внешнеэкономических операций и повышение конечной стоимости импортируемых товаров.

В-третьих, главная проблема, которая стоит сегодня перед экспортерами и импортерами, - это существование списков подконтрольных товаров, без определения кодов этих товаров в соответствии с существующей классификацией. К сожалению, не берется во внимание тот факт, что код товара- это один из его главных признаков, который используется во время декларирования и таможенного оформления товара. Украина более 3-х лет использует свою, национальную классификацию товаров внешнеэкономической деятельности, и пренебрежение возможностей и статуса этой классификации при подготовке списков товаров государственными органами только усложняет и без того непростую систему государственного контроля. При таком подходе инокда сами сотрудники контрольных органов не могут четко определить, какие же товары подлежат контролю, а какие нет.

Таким образом, сегодня в Украине имеет место ситуация, при которой существующая разрешительная система Украины, финансовые затраты на прохождение определенных видов контроля и времени его прохождения, неупорядоченный перечень подконтрольных товаров, частое дублирование одного вида контроля другим для определенных видов товаров, а также невзвешенность политики государственных органов Украины (а именно они являются главными разработчиками большинства законодательных и нормативно-правовых актов) значительно усложнили осуществление ВЭД и создали иногда непреодолимые барьеры на пути экспорта или импорта товаров. При этом такую разрешительную систему Украина не получила в наследство от бывшего СССР, а создала самостоятельно, шаг за шагом усложняя процедуру осуществления экспортно-импортных операций с товарами. И это не смотря на требования Закона Украины « О внешнеэкономической деятельности», которым установлено, что «технические, фармакологические, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные и экологические стандарты и требования, а также процедуры их применения не могут использоваться с целью создания нетарифных барьеров для осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами этой деятельности».

Существуют многочисленные примеры, которые подтверждают такой грустный вывод. Все мы стали свидетелями ситуации, когда введение в сентябре 2002 года дополнительным требованием для таможенного оформления импорта товаров –«Аркуша про пакування» практически остановило на трое суток таможенное оформление импорта товаров в свободное обращение. И это не потому, что импортеры заранее не подготовились к «уничтожению» упаковки: Государственная компания «Ккрэкокомресурсы» не успела напечатать необходимое количество бланков «Аркушів про пакування». Кроме того, введена система посредников этой организации. Которая осуществляет «консультационную поддержку» при заполнении «Аркушів про пакування», (безусловно за деньги), не обратившись за которой импортер в большинстве регионов Украины не может даже купить бланки «Аркуша про пакування» без навязчивого «сервиса» по вопросам их заполнения этим посредником. Особенный интерес вызвало нововведение, которым установлены требования касающиеся заполнения графы «Аркуша про пакування» «Вага тари (упаковки)». Установлено, что вес тары (упаковки) товара рассчитывается как разница между весом брутто и весом нетто импортного товара, согласно товаросопроводительных документов, плюс вес потребительской тары (упаковки), в которой находится товар (продукция) для потребления. Отметим, что в товаросопроводительных документах практически никогда не указываются сведения об упаковке, а тем более о весе потребительской тары и материал, из которого она сделана.

Не менее интересным «экспериментом» над импортерами было введение в действие приказа МОЗ Украины от 15.03.2001 №97 «Об утверждении порядка проведения медицинского (санитарного) осмотра грузов в пунктах пропуска через государственную границу и на таможенной территории Украины». Государственная регистрация этого приказа была отменена Минюстом Украины(заключение от 18.09.2001 №2), а сам приказ «продержался» до 12.10.2001. Этим приказом установлено, что ввоз в Украину или транзит через ее территорию транспортных средств, грузов, продукции, сырья, в том числе продовольственной, сырья для лекарственных средств, пищевых продуктов, предметов, материалов, отходов производства, химических, биологических, радиоактивных веществ и других объектов, которые прямо или непосредственно могут негативно влиять на здоровье человека, осуществляется под государственным санитарно-эпидемиологическим наблюдением. Согласно этого приказа таможенным органам на таможенной границе и внутренним таможням должны были предоставляться товаросопроводительные документы с соответствующими отметками ( в виде штампов) организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы МОЗ Украины свидетельствующие о возможности ввоза и таможенного оформления товаров не успело вовремя изготовить введенные своим приказом штампы и укомплектовать пункты пропуска уполномоченными должностными лицами, а главное- не определило конкретный список товаров, которые могут прямо или косвенно негативно влиять на здоровье человека. Поскольку этот приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции, он был принят к неукоснительному выполнению должностными лицами таможенных органов, и как следствие - очереди на таможенной границе. Кстати, это уже не первый эксперимент МОЗ Украины. В 1995 году уже вводился подобный порядок приказом МОЗ Украины от 20.10.95 №190 «О проведении государственной санитарно-гигиенической экспертизы по разработке, производству и применению продукции, которая может негатавно влиять на здоровье человека». Государственная регистрация этого приказа была отменена Минюстом (заключение от 03.06.99 №2).

Известно, что Государственный гемологический центр Украины проводит экспертизу и контроль качества сырья, а также изделий из драгоценного (полудрагоценного) камня, оценку стоимости натурального камня и выдачу свидетельства о его оценке. Не смотря на отсутствие в Украине законодательных документов, которыми устанавливается обязательность осуществления гемологического контроля тех или иных товаров, есть сомнения, что предприятие получает разрешение таможни на использование товаров без осуществления этого вида государственного контроля.

С 2001 года присоединиться к разрешительной системе Украины решило МВД Украины. Не имея на это соответствующих полномочий (определение перечня товаров, экспорт и импорт которых запрещается, принадлежит  исключительно к компетенции Верховной Рады Украины), МВД Украины своим приказом от 11.01.99 №17 (с изменениями и дополнениями) запретило ввоз на территорию Украины самонаборных печатей и штампов, а также их изготовление, реализацию и использование на территории государства.

Декретом Кабинета Министров Украины от 10.05.93 №46-93 «О стандартизации и сертификации» установлено, что сертификация продукции осуществляется с целью предотвращения реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды. Если исходя из положений этого Декрета сделать вывод, что наличие сертификата соответствия на импортный товар или свидетельства о признании иностранного сертификата освобождает предприятие от осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического, санитарного и других видов контроля, то это будет большой ошибкой. Не только в органе Госстандарта Украины от вас потребуют заключений этих государственных органов ( которые являются одним из требований для выдачи сертификата соответствия или свидетельства о признании), но и таможня без предоставления этих документов не примет товар к таможенному оформлению.

Законом Украины от 15.11.2001 №2779-III были приняты изменения к абзацу второму статьи 27 Декрета Кабинета Министров Украины от 10.05.93 №46-93 «О стандартизации и сертификации»: установлено, что «новые и те, что были в использовании, транспортные средства, а также узлы, агрегаты и части к ним, которые ввозятся на таможенную территорию Украины субъектами предпринимательской деятельности или физическими лицами, подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством».

В Законе отсутствует какая-либо оговорка по поводу таможенного режима, в который размещаются эти транспортные средства. Согласно Таможенного Кодекса Украины ввоз в Украину – это фактическое перемещение через таможенную границу товаров и других предметов. Если придерживаться положений принятого закона буквально, то получается, что гражданин Германии, Франции, России или другой страны, который хочет отдохнуть, например, на Южном берегу Крыма и приехать в Украину на своем автомобиле, должен сначала пройти обязательную сертификацию в органах Госстандарта и только потом пересекать пункт пропуска через таможенную границу Украины. Если этот гражданин желает пересечь территорию Украины на этом автомобиле транзитом, то он должен также пройти сертификацию.

Информация о работе Особенности таможенного регулирования ВЭД