Особенности таможенного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи работы сводились к анализу принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, изучению структуры таможенных органов Украины, мировой практики регулирования внешней торговли и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, связанных с определением таможенной стоимости как основы начисления таможенной пошлины и других платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД…………………………5
1.1 Причины государственного контроля внешней торговли……………………….5
1.2 Традиционные направления внешнеторговой политики государства…………..7
1.3 Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений…………………………………………………………………………..13
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Украине………………………………………………………………17
2.1 Государственные органы таможенного регулирования ВЭД…………………..17
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической
политики государства……………………………………………………………..22
2.3 Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие
разрешительной системы………………………………………………………….27
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их
решения………………………………………………………………………………...34
3.1 Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны
происхождения товаров…………………………………………………………...34
3.2 Государственный контроль и разрешительная система в Украине…………….39
Заключение……………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ВЭД Некоторые положения таможенного регулирования ВЭД.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

-к товарам, которые происходят из стран или экономических союзов,  пользующихся в Украине режимом наибольшего благоприятствования, означающим, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности этих стран или союзов имеют льготы в уплате пошлин, за исключением случаев, когда такие  пошлины и льготы устанавливаются в рамках специального преференциального таможенного режима, применяются льготные ставки ввозной пошлины, предусмотренные Единым таможенным тарифом Украины;

-к остальным товаров применяются полные (общие) ставки ввозной пошлины, предусмотренные Единым таможенным тарифом Украины.

 Таким образом, можно сделать вывод, что таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Украины является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Украиной активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности государства, защиты его экономических интересов.

2.3. Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие разрешительной системы.

 

Применение в соответствии с законом методов нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины является одним из основных заданий таможенных органов, определенных Таможенным Кодексом Украины. Методы нетарифного регулирования ВЭД дают возможность защитить национальный рынок, национального производителя, а также выполнить определенные международные обязательства Украины. Нетарифные методы, которые, в первую очередь, являются методами административного влияния, - эффективный способ регулирования ВЭД путем установления определенных требований к субъектам хозяйственной деятельности при осуществлении ими  ВЭД. Целью введения определенных запретов и ограничений при регулировании ВЭД является защита отечественного товаропроизводителя и выполнение определенных международных обязательств страны.

Методы нетарифного регулирования (рис.2.6.), на первый взгляд, не имеют такого существенного влияния на внешнюю торговлю, как таможенно-тарифные, но в связи со своими национальными особенностями применения непосредственно становятся регулирующим фактором при экспорте и импорте товаров. Нетарифные ограничения являются комплексом национальных административных методов, которые часто не связаны непосредственно с внешней торговлей и выполняют функции регулятора экспортных и импортных операций. Главная цель применения нетарифных ограничений заключается в защите внутреннего рынка от проникновения товаров иностранного производства, и таким образом защите отечественного товаропроизводителя, когда применение таможенно-тарифных методов регулирования ВЭД исчерпало себя либо является, с точки зрения государства, не достаточно эффективным.

 

Рис. 2.6. Классификация методов нетарифного регулирования.

 

Количественные ограничения- административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Эти ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, которые координируют торговлю определенными группами товаров. Количественные ограничения являются формой государственного регулирования условий выхода предприятий на внешний рынок.

Два основных метода количественных ограничений экспорта и импорта- квотирование и лицензирование, которые соответственно представляют собой ограничения на определенный срок количества, объема или стоимости импортируемых (экспортируемых) товаров, а также заключаются в получении определенного разрешительного государственного документа (лицензии). Ограничение экспорта заключается в применении странами-импортерами политических и экономических рычагов, в частности предложении стране-экспортеру уменьшить объемы продажи определенных товаров на внешнем рынке.

Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» дает следующие определения квот и лицензий:

Квоты (контингенты) глобальные - квоты, устанавливаемые по товару (товарам) без указания конкретных стран (групп стран), куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;

Квоты (контингенты) групповые - квоты, устанавливаемые по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;

Квота экспортная (импортная) - предельный объем определенной категории товаров, который разрешено экспортировать с территории Украины (импортировать на территорию Украины) в течение установленного срока и который определяется в натуральных или стоимостных единицах;

Квоты (контингенты) индивидуальные - квоты, устанавливаемые по товару (товарам) с определением конкретной страны, куда товар (товары) может экспортироваться или из которой он (они) может импортироваться;

Квоты антидемпинговые - предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

Демпинг - ввоз на таможенную территорию страны импорта товара по цене ниже сравниваемой цены на подобный товар в стране экспорта, наносящий ущерб национальному товаропроизводителю подобного товара;

Квоты компенсационные - предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсационных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

Квоты специальные - предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом специального расследования и/или специальных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

Лицензия антидемпинговая - надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), являющегося объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсационных мер;

Лицензия специальная - надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), являющегося объектом специального расследования и/или специальных мер;

Лицензия открытая (индивидуальная) - разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;

Лицензия генеральная - открытое разрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам);

Лицензия экспортная (импортная) - надлежащим образом оформленное право на экспорт (импорт) в течение установленного срока определенных товаров или валютных средств в целях инвестиций и кредитования;

Лицензия разовая (индивидуальная) - разовое разрешение, которое имеет именной характер и выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектом внешнеэкономической деятельности на период не менее того, который является необходимым для осуществления экспортной (импортной) операции.

Лицензирование внешнеэкономических операций определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению разрешения на осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности экспорта (импорта) товаров.

Лицензирование экспорта (импорта) товаров осуществляется в форме автоматического или неавтоматического лицензирования.

Автоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлениию субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление на протяжении определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых не устанавливаются квоты (количественные или другие ограничения). Автоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии не оказывает ограничительного влияния на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию.

Неавтоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление на протяжении определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты (количественные или другие ограничения). Неавтоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии используется в случае установления квот (количественных или других ограничений) на экспорт (импорт) товаров.

      

Лицензирование экспорта товаров вводится в Украине в случае:

значительного нарушения равновесия  определенных товаров на внутреннем рынке, особенно сельскохозяйственной продукции, продуктов рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленных товаров широкого потребления первой необходимости или других товаров, которые имеют весомое значение для жизнедеятельности в Украине;

 необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;

 экспорта драгоценных металлов, кроме банковских металлов;

необходимости применения мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя;

 необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;

необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.

Лицензирование импорта товаров вводится в Украине в случае:

резкого ухудшения состояния платежного баланса и внешних платежей (если другие мероприятия являются неэффективными);

резкого сокращения или минимального размера золотовалютных резервов;

необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;

 импорта драгоценных металлов, кроме банковских металлов;

необходимости применения мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя;

необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;

необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.

 Решение о применении режима лицензирования экспорта (импорта) товаров, в том числе установление квот (количественных или других ограничений), принимается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики с определением списка конкретных товаров, экспорт (импорт) которых попадает под режим лицензирования, периода действия этого режима, количественных или других ограничений относительно каждого товара.

В случае применения антидемпинговых, компенсационных или специальных мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя решения о введении режима лицензирования принимается Межведомственной комиссией по международной торговле согласно  законодательству.

Относительно каждого вида товара может устанавливаться лишь один вид лицензии.

Лицензии выдаются центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики, а также в пределах предоставленных им полномочий - соответствующим республиканским органом Автономной Республики Крым, структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Лицензии выдаются на основании заявок субъектов внешнеэкономической деятельности, которые подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Для получения лицензии заявители обращаются, как правило, к одному органу исполнительной власти. В случае необходимости в получении согласования возможно обращение к нескольким органам исполнительной власти, но не более чем к трем.

Рассмотрение заявок на получение лицензий может осуществляться в порядке их поступления, который определяется по датам регистрации заявок, или одновременно по окончании объявленного срока их принятия.

Лицензия выдается, если заявка и другие поданные документы оформлены с соблюдением требований, установленных законодательством.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным, принятым в сроки, установленные для рассмотрения заявок, и отсылается (выдается) заявителю в письменной форме.

В случае отказа в выдаче лицензии заявитель имеет право на обжалование решения согласно с законодательством.

За выдачу лицензии взимается сбор, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Украины с учетом фактических расходов, связанных с применением процедуры лицензирования.

Таможенное оформление товаров осуществляется при условии представления таможенному органу оригинала лицензии, которую получил субъект внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Особенности таможенного регулирования ВЭД