Особенности таможенного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи работы сводились к анализу принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, изучению структуры таможенных органов Украины, мировой практики регулирования внешней торговли и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, связанных с определением таможенной стоимости как основы начисления таможенной пошлины и других платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД…………………………5
1.1 Причины государственного контроля внешней торговли……………………….5
1.2 Традиционные направления внешнеторговой политики государства…………..7
1.3 Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений…………………………………………………………………………..13
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Украине………………………………………………………………17
2.1 Государственные органы таможенного регулирования ВЭД…………………..17
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической
политики государства……………………………………………………………..22
2.3 Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие
разрешительной системы………………………………………………………….27
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их
решения………………………………………………………………………………...34
3.1 Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны
происхождения товаров…………………………………………………………...34
3.2 Государственный контроль и разрешительная система в Украине…………….39
Заключение……………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ВЭД Некоторые положения таможенного регулирования ВЭД.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

С февраля 1996 года внедряются экспортные ограничения путем установления индикативных цен на многие виды товаров. На экспорт некоторых видов продукции вводится вывозная (экспортная) пошлина, преимущественно запретительного характера (на шерсть и кожу животных, черные и цветные металлы и тому подобное). На протяжении 1996 – 1998 годов внедряются минимальные ставки ввозной пошлины на импортное сырье, получаемое украинскими предприятиями.

6 апреля 1996 года Указом Президента Украины была утверждена Концепция трансформации таможенного тарифа Украины на 1996 - 2005 годы в соответствии  с системой ГАТТ/ВТО. Концепция определяет основные принципы и направления постепенной трансформации таможенного тарифа Украины для обеспечения гарантированного доступа к товарным рынкам в рамках присоединения Украины к ГАТТ и ее вступления в ВТО.

В соответствии с Указом Президента Украины от 29 ноября 1996 года „О Государственной таможенной службе Украины" осуществлена кардинальная реорганизация структуры таможенной системы Украины, изменен принцип ее построения и управления с территориального на региональный. На базе ликвидированного Государственного таможенного комитета Украины образована  Государственная таможенная служба Украины, как центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела.

Период 2003-2004 годов характеризуется как этап комплексного усовершенствования деятельности таможенной службы и реализации мероприятий по приближению стандартов ее работы к европейскому и мировому уровню.

В настоящее время проводится реорганизация таможенной службы, оптимизация структуры таможенных органов, что даст возможность:

повысить уровень управляемости таможенными органами, расширить их полномочия;

существенно сократить численность управленческого аппарата и перераспределить высвобожденных работников на наиболее важные участки работы;

уменьшить расходы бюджетных средств;

улучшить качество выполнения заданий, поставленных перед таможенной службой.

Все таможни выведены из подчинения региональных таможен и подчинены непосредственно центральному аппарату ГТСУ.

По результатам анализа статистических и экономических показателей деятельности таможенных органов проводится ликвидация 12 таможен, создается – 13 таможенных органов. С учетом специфики работы таможен и структурных изменений проводится прекращение деятельности старых и создание новых таможенных постов. Структура Государственной таможенной службы Украины представлена на рис. 2.1.

Помимо этого, утверждена новая структура и штатное расписание центрального аппарата ГТСУ, представленная на рис. 2.2.

Таким образом, можно сделать вывод, что Государственная таможенная служба Украины является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование внешнеэкономической деятельности на государственном уровне и претворяющим в жизнь основные принципы таможенно-тарифной политики государства.

 

 

 

2.2. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической политики государства.

 

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли является одним из важнейших экономических рычагов управления. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования – это неотъемлемое условие успешного проведения Украиной активной и целостной экономической политики, а также реализации государственных задач, связанных с обеспечением экономической безопасности Украины, защитой ее экономических интересов.

Меры таможенно-тарифного регулирования устанавливаются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе принципы, правила, условия такого регулирования, а также национальным законодательством страны. Характер, задачи и перечень применяемых мер таможенно-тарифного регулирования тесно связаны с общей экономической ситуацией в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

Рассмотрим основные факторы применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Таможенный тариф. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.

Таможенный тариф Украины – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Украины и систематизированным в соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД). УКТВЭД, в свою очередь, базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой в большинстве стран.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен  в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Если первоначально таможенные пошлины использова­лись в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной эконо­мики благоприятных условий развития в настоящем и  в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа  и применение его в качестве регулято­ра развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или за­трудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздейство­вать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгово­го обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепен­но менять место страны в международном разделении труда.

Таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции, придставленные на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3. Функции таможенного тарифа.

 

Дадим более подробную характеристику данных функций:

-        фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

-        защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерно­го уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

-        регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

-        торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воз­действия на экономическую политику других государств, играет опреде­ленную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инст­рументом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Украины при его взаи­мосвязи с мировым рынком, при помощи которого государство может регулировать либо стимулировать развитие определенных отраслей национальной экономики. В качестве примера такого регулирования можно привести динамику изменения тарифных ставок на некоторые товары, представленную на рис. 2.4.

 

Рис. 2.4. Динамика изменения тарифных ставок в зависимости от развития определенной отрасли промышленности.

 

 

 

Таможенная пошлина. Пошлина представляет собой прямой налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины. Импортная таможенная пошлина прямо защищает внутренние цены и прибыли национальных предприятий, экспортная – повышает цену конкретного товара при его выходе на международный рынок, позволяет национальным товаропроизводителям повышать общий уровень цен товаров на отечественном рынке и получать дополнительную прибыль. С другой стороны, таможенная пошлина может являтся существенным барьером на пути выхода товаров на внешний рынок как при ввозе товаров в Украину, так и при вывозе их из Украины.

Согласно Закону украины от 05.02.92 № 2097-ХII “О Едином таможенном тарифе» Украины различают:

-ввозную таможенную пошлину (начисляется на товары и другие предметы при их ввозе на таможенную территорию Украины);

-вывозную таможенную пошлину (начисляется на товары и другие предметы при их вывозе за пределы таможенной территории Украины.

Вывозная таможенная пошлина установлена для ограниченного количества видов товаров. Главной целью, которой руководствуется Украина при установлении ее ставок, является в первую учередь ограничение объемов вывоза отдельных товаров за пределы Украины. Сегодня вывозная таможенная пошлина установлена на живых животных, кожевенное сырье, семена масличных культур, природный газ, сжиженый газ, некоторые отходы металлов и др.

В настоящий момент вУкраине применяются такие виды пошлин:

-адвалерная - начисляется в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной (например, 2, 5, 10 %);

-специфическая – рассчитывается в установленном денежном размере за единицу товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной (например, 0,2 евро за 1 кг, 0,5 евро за 1000 шт);

-комбинированная - объединяет оба этих вида таможенного обложения (наприме, 30%, но не менее 0,5 евро за 1 кг).

Процентное соотношение ставок таможенных пошлин в Таможенном тарифе Украины представлено на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5.  Соотношение видов таможенных пошлин в Таможенном тарифе Украины.

Согласно Закону Украины от 05.02.92 № 2097-ХII “О Едином таможенном тарифе» на товары может устанавливаться сезонная таможенная пошлина на срок не более четырех месяцев. Такая пошлина регулирует перемещение через границу товаров сезонного характера, в первую очередь, сельскохозяйственной продукции. Применение сезонной таможенной пшлины может быть направлено на защиту в определенные периоды года рынка отечественных товаров путем повышения стоимости импортных товаров за счет этих ставок.

С целью защиты экономических интересов Украины, украинских производителей и в случаях, предусмотренных законами Украины, независимо от других видов пошлин могут применяться особенные виды пошлины:

-специальная пошлина;

-антидемпинговая пошлина;

-компенсационная пошлина.

Специальная пошлина применяется:

-как средство защиты национального товаропроизводителя в случае, когда товары ввозятся на таможенную территорию Украины в объемах и (или) при таких условиях, что причиняют значительный вред или создают угрозу причинения значительного вреда национальному товаропроизводителю;

-в ответ на дискриминационные и (или) недружественные действия других государств, таможенных союзов и экономических группировок, которые ограничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и (или) ущемляют интересы Украины.

Антидемпинговая пошлина применяется: в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом демпинга, если такой ввоз причиняет вред национальному товаропроизводителю; в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины товаров по цене, существенно ниже цен других экспортеров подобных или непосредственно конкурирующих товаров на момент этого вывоза, если такой вывоз причиняет вред.

Компенсационная пошлина применяется: в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом субсидируемого импорта,  если их ввоз причиняет вред национальному товаропроизводителю; в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины товаров, для производства, переработки, продажи, транспортировки, экспорта или потребления которых непосредственно или опосредованно предоставлялась субсидия, если такой вывоз причиняет вред.

Например, Межведомственной комиссией по международной торговле проводилось расследование по поводу импорта в Украину винтовых компрессорных установок. В ходе расследования было установлено, что такие установки реализовывались на внутреннем рынке Республики Белорусь, Бельгии, Италии и Финляндии во ценам, которые были выше цен, декларируемых при перемещении товара через таможенную границу Украины, что подтверждало факт демпингового импорта. Собранная информация позволила предположить, что за период расследования национальному производителю был нанесен ущерб, который выразился в сокращении доли национального производителя в потреблении винтовых компрессорных установок на 39,29%,  сокращении производства на 34%, росте остатков готовой продукции на складах на 134%. Учитывая цены на внутренних рынках стран-экспортеров, была расчитана величина демпинговой маржи, которая составила для Белоруси-28,52%, для Бельгии-75%, для Италии-43,17%, для Финляндии-59,82%. Совокупный размер маржи ущерба составил 29%. В результате, была установлена конечная антидемпинговая пошлина на импорт в Украину винтовых компрессорных установок в размере 28,52% для Белоруси и 29% для Бельгии, Италии и Финляндии.

Наконец, рассмотрим ставки таможенных пошлин. Согласно Закону Украины от 05.02.92 № 20-97-ХII «О Едином таможенном тарифе» различают преференционные, льготные и полные ставки таможенных пошлин:

-к товарам, которые происходят из государств, входящих вместе с Украиной в таможенные союзы или образующих с ней специальные таможенные зоны, а также  в случае установления какого-нибудь специального преференциального таможенного режима согласно международным договорам с участием Украины, применяются преференционные ставки ввозной пошлины, предусмотренные Единым таможенным тарифом Украины;

Информация о работе Особенности таможенного регулирования ВЭД