Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 16:51, курсовая работа
Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи работы сводились к анализу принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, изучению структуры таможенных органов Украины, мировой практики регулирования внешней торговли и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, связанных с определением таможенной стоимости как основы начисления таможенной пошлины и других платежей.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД…………………………5
1.1 Причины государственного контроля внешней торговли……………………….5
1.2 Традиционные направления внешнеторговой политики государства…………..7
1.3 Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений…………………………………………………………………………..13
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Украине………………………………………………………………17
2.1 Государственные органы таможенного регулирования ВЭД…………………..17
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической
политики государства……………………………………………………………..22
2.3 Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие
разрешительной системы………………………………………………………….27
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их
решения………………………………………………………………………………...34
3.1 Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны
происхождения товаров…………………………………………………………...34
3.2 Государственный контроль и разрешительная система в Украине…………….39
Заключение……………………………………………………………………………….44
Копия лицензии прикладывается к грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, экспорт (импорт) которых попадает под режим лицензирования, и является одним из оснований для пропуска таких товаров через таможенную границу Украины.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики ежемесячно информирует центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела о выданных лицензиях на экспорт (импорт) товаров, которые попадают под режим лицензирования.
Центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела ежемесячно подает центральному органу исполнительной власти по вопросам экономической политики информацию об объемах экспорта (импорта) товаров по выданным лицензиям.
Лицензирование товарообменных (бартерных) операций осуществляется в том случае, если предметом этих операций являются товары, экспорт (импорт) которых попадает под режим лицензирования.
Лицензирования экспорта (импорта) дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства осуществляется с учетом требований законодательства по вопросам производства, экспорта (импорта) дисков для лазерных систем считывания в соответствии с процедурой выдачи лицензий.
Режим лицензирования не распространяется на экспорт и реализацию компенсационной и прибыльной продукции, полученной инвестором в собственность на условиях соглашения о распределении продукции, заключенного в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о распределении продукции". Введение каких-нибудь ограничений относительно экспорта и реализации такой продукции, в том числе количественных, не допускается, если другое не предусмотрено соглашением о распределении продукции.
Перечень товаров, экспорт (импорт) которых попадает под режим лицензирования, информация о сроке действия лицензий и внесение каких-либо изменений к ним, порядок представления и рассмотрения заявок опубликовываются в официальных печатных изданиях Украины с сообщением соответствующего комитета Всемирной организации торговли (ВОТ) в течении 60 дней со дня опубликования и предоставлением копий этих публикаций.
В случае, если квота распределяется среди стран-поставщиков, информация о распределении квоты подлежит публикации с уведомлением об этом других стран, заинтересованных в поставке в Украину определенных товаров.
Официальная публикация осуществляется в срок не позже даты введения режима лицензирования.
По запросу заинтересованного государства - члена ВОТ должна предоставляться соответствующая информация относительно:
порядка применения ограничений;
количества выданных за определенный период лицензий с указанием в случае необходимости объема и/или стоимости товаров;
распределения лицензий среди стран-поставщиков;
статистических данных об объемах и/или стоимости товаров.
Скрытые методы создают так называемые технические барьеры при осуществлении ВЭД, связанной с товарными перемещениями, в частности предусматривают соблюдение санитарно-гигиенических норм и т.д., установленных законодательством страны.
Качественные характеристики товара должны соответствовать требованиям внутреннего рынка страны-импортера. Каждая страна импортер применяет свои национальные системы проверки качества товаров. Особенности национальных систем проверки качества могут потребовать определенного времени на проведение испытаний и дополнительных возмещений как со стороны экспортера, так и со стороны импортера конкретного товара. Характеристики товаров могут проверяться в национальном поле страны-импортера, а также путем проведения экспертных обследований предприятий-производителей данной продукции в стране экспорта.
Стандарты и требования к товарам образуются на основе национальных технических, административных норм и правил обеспечивают наличие протекционистских барьеров на пути импортируемых товаров. Применение этих барьеров к импортным товарам обеспечивает импорт только тех товаров, которые по своим параметрам отвечают национальным стандартам страны-импортера.
Санитарно-гигиенические требования как требования МОЗ Украины к определенным импортируемым товарам , как правило, не сходятся со стандартами страны-производителя, что затрудняет проникновение этих товаров на внутренний рынок страны импорта. Проблема проникновения на внутренний рынок страны импорта товаров санитарно-гигиенического, фармацевтического направления, продуктов питания, медикаментов, животных, ядохимикатов связана еще и с тем, что отсутствуют международные общепринятые правила, которые бы регулировали применение норм и стандартов к упомянутой продукции.
Требования по охране окружающей среды связаны, в первую очередь, с протекционистским направлением стандартов, которые применяются к импортируемым товарам и базируются на требованиях к качеству товаров или на результатах их испытаний или исследований.
Требования к упаковке и маркировке импортируемых товаров создают дополнительный нетарифный барьер на пути проникновения импортируемых товаров на внутренний рынок. Вместе с этим, требования к упаковке и маркировке импортируемых товаров, которые могут отличаться в стране-производителе и стране-экспортере, повышают цену товара в связи с необходимостью выполнения определенных особенных требований. Такими требованиями могут быть ограничения веса товара в одной упаковке, наличие перечня информации на каждой упаковке и другие подобные требования страны-импортера. Требования стандартов и правил страны-импортера создают препятствия для проникновения товаров на внутренний рынок, а выполнение этих требований ведет за собой повышение цены товара, что вместе становится рычагом протекционизма касательно товаров отечественного производства на внутреннем рынке страны.
Применение методов государственного регулирования предусматривает анализ более чем 70-ти видов различных документов (в том числе и разрешительных), которые могут требоваться при таможенном оформлении товаров, более 350 различных регламентирующих перечней товаров и требований к ним, а также других условий, которые применяются к товарам, которые перемещаются через таможенную границу Украины и являются предметом внешнеэкономического соглашения.
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их решения.
3.1.Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны происхождения товаров.
Как известно, одной из главных задач таможенных органов при осуществлении таможенного оформления является выполнение возложенной на них фискальной функции, которая заключается, прежде всего, в увеличении поступлений в Госбюджет. Понятно, что одним из инструментов, с помощью которого выполняется эта функция, - это таможенная стоимость товаров. Увеличение основы начисления, которой является таможенная стоимость, увеличивает на только размер пошлины при импорте товаров, но и суммы НДС и таможенных сборов.
С другой стороны, субъекты ВЭД во время проведения внешнеэкономических операций целенаправленно предпринимают меры для уменьшения затрат, в том числе будущих налогов и сборов, которые должны быть оплачены ними при перемещении товаров и других предметов. При осуществлении ВЭД контрагенты внешнеэкономического соглашения формируют контрактные цены на договорных началах с учетом спроса и предложения, а также других факторов, которые действуют на соответствующих рынках во время заключения внешнеэкономических договоров (контрактов). При заключении внешнеэкономических соглашений на формирование цены непосредственно влияют объемы поставки, качество товаров, страна производителя а производитель, престижность торговой марки, а также много других факторов. Ценообразование непосредственно зависит от типа рынков, на которых осуществляет свою деятельность предприятие-покупатель. Также в зависимости от целей, которые ставит перед собой предприятие, цены на товары могут устанавливаться с целью получения лидерства по показателям части рынка, получения лидерства по показателям качества и т.д. При расчетах выходящей цены товара предприятия руководствуются различными подходами к проблеме ценообразования. Могут устанавливаться цены по географическому принципу, цены со скидками и приплатами, цены для стимулирования сбыта, дискриминационные цены (в зависимости от модификации товаров, сегментов рынка, времени продажи и т.д.) и другие.
Во время декларирования товаров декларант руководствуется именно этими принципами и при определении таможенной стоимости исходит из данных, указанных во внешнеэкономическом договоре (контракте) и товаросопроводительных, товаротранспортных документах.
Таможенные органы при осуществлении контроля за правильностью определения таможенной стоимости пользуются положениями статьи 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе», которой, кроме того, определено, что «при явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и других предметов стоимости, которая определяется в соответствии с положениями этой статьи, или в случае невозможности проверки ее расчета таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на идентичные товары и другие предметы, цены на подобные товары и другие предметы, которые действуют в ведущих странах-экспортерах указанных товаров и других предметов». Применение положений этой статьи в практической работе декларантов вызывает цепочку проблем.
Первая и главная проблема декларантов – Это наличие в таможенных органах плановых ожидаемых показателей поступлений налогов и сборов в Госбюджет, которые имеют тенденцию ежегодно увеличиваться.
Второй проблемой декларантов является то, что статьей 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» четко не конкретизировано, какой именно стоимости должна соответствовать заявленная декларантом таможенная стоимость.
Третья проблема: ни одним законодательным актом Украины четко не определена категория «явное несоответствие» таможенной стоимости.
Четвертая проблема: функции определения «явного несоответствия» заявленной таможенной стоимости товаров возложены исключительно на таможенные органы, которые прямо заинтересованы в повышении основы налогообложения для увеличения объема поступлений налогов и сборов в Госбюджет.
Пятая проблема: законодательство Украины по вопросам определения таможенной стоимости оставляет последнее слово за таможенным органом, то есть декларант практически не может влиять на решения таможенных органов по этим вопросам.
Шестая проблема: таможенный орган не имеет права давать предварительные заключения на обращения участников ВЭД по вопросам согласования таможенной стоимости товаров или контрактных цен. То есть, даже при отсутствии четких данных о цене товаров и размере затрат на их доставку декларант в любом случае должен подавать ГТД (грузовую таможенную декларацию) к оформлению, заранее ожидая отказ в таможенном оформлении.
Более детально вопросы определения таможенной стоимости освещаются в постановлении Правительства от 05.10.98 №1598 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров и других предметов при перемещении их через государственную границу Украины». Порядком предусмотрено сравнение заявленной декларантом таможенной стоимости с таможенной стоимостью товаров, которая находится в базе данных ценовой информации Гостаможслужбы Украины. Порядком также предусмотрено, что информация о ценах на идентичные и подобные товары в ведущих странах-экспортерах содержится в базе данных ценовой информации Гостаможслужбы Украины, которая формируется на основе данных таможенных документов, сведений из прайс-листов, каталогов торговых фирм и других справочников.
Определение таможенной стоимости при возникновении спорных вопросов (и в других установленных случаях) возложено на подразделения тарифов и таможенной стоимости таможень. Кроме этого, на эти подразделения возложено выполнение таких функций:
контроля за эффективным использованием в практической работе механизма определения таможенной стоимости товаров и предметов, установленного законодательством;
организации работы по сбору, анализу и обработке данных ценовой информации;
накопления, анализа и обобщения для целей определения таможенной стоимости данных о тарифах на перевозку внешнеэкономических грузов соответствующими видами транспорта и страхование этих грузов;
анализа динамики цен по соглашениям с целью определения таможенной стоимости идентичных и подобных товаров.
На практике основным источником ценовой информации таможенных органов для определения таможенной стоимости являются данные ГТД, оформленных этими же таможенными органами. Показатели таможенной стоимости товаров вычисляются путем статистической обработки накопившихся данных о показателях товаров. Рассмотрим в общем плане несколько факторов, которые должны учитываться таможенным органом для создания объективной базы ценовой информации:
код товара согласно УКТВЭД;
наименование товара, его коммерческое название;
метод осуществления внешнеэкономической операции (прямой или через посредников);
наличие (отсутствие) скидок при осуществлении купли-продажи товара, вид скидки;
условия поставки товара, вид (виды) транспорта, который используется для его перемещения;
страна происхождения товара;
производитель товара;
функции, которые выполняет товар, и сфера его применения;
специфические характеристики товара: физические параметры, комплектация товара (для сложных изделий), качественные показатели, дизайн, материалы, из которых изготовлен товар и т.д.;
товарный знак на товаре, престижность товара, его новизна, репутация на рынке и т.д.;
технология изготовления товара;
другие факторы.
Следует отметить, что большинство этих данных отсутствует во внешнеэкономических договорах (контрактах), товаротранспортных и товаросопроводительных документах и ,таким образом, абсолютно понятно, что существующая в таможенных органах ценовая база таможенных стоимостей носит чисто условный или приближенный к желаемому результату характер.
Информация о работе Особенности таможенного регулирования ВЭД