Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование такого специфического субъекта административного права – как таможенных органов и правоотношений в области таможенного дела. Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:
- надо рассмотреть соотношения таможенного и административного права в таможенных правоотношениях;
- исследовать понятийный аппарат предметов, субъектов и объектов таможенного и административного права;
- проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.
Открытость российской экономики, растущая степень ее интеграции в систему мировой торговли требуют приведения таможенного законодательства РФ в соответствие с общепринятыми международными нормами и международными стандартами, и прежде всего, в вопросах ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела.
Целью дипломной работы является исследование такого специфического субъекта административного права – как таможенных органов и правоотношений в области таможенного дела.
Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи :
- надо рассмотреть соотношения таможенного и административного права в таможенных правоотношениях;
- исследовать понятийный аппарат предметов, субъектов и объектов таможенного и административного права;
- проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
- рассмотреть административные правонарушения в области таможенного дела, порядка их производства, особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях таможенными органами Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
1. Соотношение таможенного и административного прав в таможенных правоотношениях
Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право может быть определено как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.
Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников ВЭД и государства. Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки: 1) всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений; 3) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
От имени государства властными полномочиями в сфере ВЭД обладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отраслью публичного права.
Что же является предметом изучения таможенного права? Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание "перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу", т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.
Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.
Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.
Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.
Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.
Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.
Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.
Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.
Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.
Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.
В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.
Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.
Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.
Понятие "иные субъекты" таможенного права охватывает "лиц" и "российских лиц". К ним относятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.
Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.
Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.
Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.
Таможенное право, будучи совокупностью юридических норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Данные правила могут содержаться не только в ТК ТС, но и в иных федеральных законах, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Например, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет порядок перемещения через границу наличной иностранной валюты физическими лицами, Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей»1 регулирует вопросы перемещения через границу предметов старины, искусства и других товаров, относящихся к культурным ценностям. То есть такие особенности перемещения не поглощают общих принципов и основ таможенного регулирования, а предусматривают лишь стоимостные, количественные и иные (например, разрешительный порядок) ограничения, предъявляемые к перемещению через таможенную границу РФ отдельных видов товаров.
Совокупность таможенных правил охватывает не только вопросы ввоза и вывоза товаров (транспортных средств), но и административно- правовые основы деятельности в области таможенного дела.
Таким образом, нормативную основу таможенного права составляет таможенное законодательство.
В дополнение к таможенному законодательству таможенное право включает в себя и другие виды законодательств в части, касающейся, например:
— применения запретов и ограничений к отдельным видам товаров, перемещаемых через таможенную границу;
— взимания ввозных налогов (НДС, акцизов), относящихся к таможенным платежам;
— взимания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;
— применения экономического таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
С каждым годом наблюдается возрастающий интерес к таможенному праву.
Таможенное право, как учебная дисциплина, изучается на многих факультетах (юридических и неюридических) высших учебных заведений, в центрах профессионального дополнительного образования по внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем таможенному праву еще только предстоит занять свое место среди иных учебных дисциплин, поскольку пока, одновременно со становлением таможенного законодательства, идет процесс наработки учебного материала. Можно надеяться, что в недалекой перспективе будут основания говорить о зарождении отдельных научных школ таможенного права.
Обращаясь к учебной литературе, посвященной таможенной тематике, нельзя не заметить, что в основном под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей и контроля, до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином — таможенное дело. Отсюда обычно делается вывод о том, что предметом регулирования таможенного права служит таможенное дело2.
Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Административное право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как одна из учебных дисциплин. Под административным правом обычно понимается совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, органов исполнительной власти, общественных объединений) в области государственного управления и полицейской деятельности. Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.
Информация о работе Правовые основы помещения товаров под таможенные процедуры переработки