Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование такого специфического субъекта административного права – как таможенных органов и правоотношений в области таможенного дела. Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:
- надо рассмотреть соотношения таможенного и административного права в таможенных правоотношениях;
- исследовать понятийный аппарат предметов, субъектов и объектов таможенного и административного права;
- проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Особенностью отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.
Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.
1.3 Сравнение правоприменения таможенного и административного законодательства в таможенном деле.
В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях носит достаточно сложный характер, в ходе данного производства осуществляется целый комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Для того чтобы осуществляемые процессуальные действия укладывались в определенный временной промежуток, необходим специальный институт, который называется административным расследованием.
Как отмечается в научной литературе, таможенные органы широко применяют административное расследование в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
Так, в 2008 г. ими было возбуждено 83700 дел об административных правонарушениях и по 39168 из них проводилось административное расследование (в 2007 - 38856, в 2006 - 39704)3. При этом на протяжении последних трех лет отмечается стабильный рост таких дел, о чем свидетельствуют следующие статистические данные: в 2006 г. возбужденно 70129 дел, в 2007 г. - 80423, в 2008 г. 83700, что на 4% больше показателя 2007г. и на 19% - 2006г.4
Основной правовой задачей таможенной управленческой деятельности является эффективная реализация всей совокупности норм права, составляющих законодательство, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Речь идет о достижении нормативно-определенного результата. В настоящее время законодательство о таможенном деле представляет собой сложную нормативную систему, подчинить которой социально-экономический механизм внешнеторговой деятельности — задача особой сложности. С точки зрения реализации таможенного права решение указанной задачи представляет собой разветвленный административный таможенный процесс,5 особую урегулированную правом деятельность специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Однако в теоретических исследованиях и практических рекомендациях в области административного процесса в таможенном деле к настоящему времени образовался значительный пробел. Проводимые исследования преимущественно концентрируются на изучении системы норм материального права, касающихся таможенного регулирования, а не вопросов административного процесса в таможенном деле. Однако в работах по данной тематике все больший уклон наблюдается в сторону экономических, организационных и даже сугубо психологических вопросов.
Для решения задач государственного регулирования в сфере таможенного дела на поддержание таможенной системы направляется не более двух процентов от собираемых в федеральный бюджет средств. Однако, по подсчетам экономистов, политологов, криминологов, такая «бюджетная рентабельность» может быть увеличена. Между тем в административно-правовом пространстве таможенная деятельность ассоциируется прежде всего с функционированием системы федеральных органов исполнительной власти, среди которых таможенные органы занимают ключевое место в таможенной системе, но объективно всю таможенную деятельность государства не реализуют. Таким образом, административный процесс в сфере таможенного дела реализуется деятельностью множества субъектов, совокупность юридических связей между которыми образует сложную систему.
Не называя открыто таможенную систему государственной корпорацией, специалисты, характеризуя ее деятельность, активно внедряют в научно-практический обиход термины «таможенное администрирование», «таможенный менеджмент», «таможенная обработка», «таможенное обслуживание» и т. п. Такие термины наполняют таможенную деятельность содержанием, которое варьируется от оказания публичных государственных услуг до коммерческой деятельности под контролем государства. Соответственно указанные термины нельзя признать профессиональным жаргоном, как, например, словосочетания «таможенная очистка грузов» или «таможенные формальности».6
В настоящее время предпринимаются вольные
или невольные попытки увести таможенную
практику от объективного понимания таможенной
деятельности как деятельности, подчиняющейся
не только материальным, но и процессуальным
нормам, от уяснения сущности и значения
административного процесса в сфере таможенного
дела, от формирования таможенной системы
государства на основе деятельности федеральных
органов исполнительной власти. Совершенствование
административного процесса в практике
таможенных органов все чаще подменяется
организацией административных операций,
которые в юридическом смысле не могут
отождествляться с содержанием административных
производств, урегулированных Таможенным
кодексом ТС. Представляется, что такие
условия таможенного регулирования складываются
вследствие дефицита внимания к общим
вопросам административно-
Анализ системы процедур, установленных Таможенным кодексом ТС 2010г., позволяет сделать вывод о том, что обновленное таможенное законодательство России наряду с введением прогрессивных процессуальных норм, с одной стороны, аккумулировало имеющиеся в настоящее время противоречия административного процесса в целом, а с другой — урегулировало ряд правовых вопросов с очевидной неполнотой.
Применительно к теме работы таможенные
процессы выступают примером такой противоречивости.
С одной стороны, таможенные органы Российской
Федерации осуществляют деятельность,
урегулированную административно-
В свою очередь таможенные процедуры неюрисдикционного типа до сих пор считаются деятельностью, обслуживающей исключительно таможенную сферу государственного управления, и, следовательно, представляют институт таможенного права или как таможенные операции («формальности») вообще не воспринимаются в качестве административных процедур.
Проводимая в Российской Федерации административная реформа, затронувшая коренным образом и структуру таможенной системы, поставила перед законодателем и правоприменителями дополнительные проблемные вопросы в сфере таможенного административного процесса. Федеральная таможенная служба как правопреемник Государственного таможенного комитета России утратила полномочия нормативного регулирования таможенных правоотношений, в том числе и в области таможенных процедур. При этом Таможенный кодекс ТС 2010 г. содержит значительное количество норм, предусматривающих соответствующее правовое регулирование со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Этим создаются дополнительные условия для рассмотрения таможенных процедур, осуществляемых в соответствии с правовыми актами ФТС, вне административного процесса, урегулированного федеральными законами и нормативно-правовыми актами уполномоченных министерств.
С учетом приведенной правовой проблематики основным направлением совершенствования нормативно-правового регулирования административного процесса в сфере таможенного дела является комплексное и системное развитие процессуальных форм юрисдикционной и неюрисдикционной деятельности таможенных органов, обеспечивающее сбалансированность объемов и стратегии процессуального регулирования, направленного на непосредственное решение задач таможенной политики Российской Федерации.
2.Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела
2.1 Виды административных
правонарушений в области
Согласно кодексу нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК ТС, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.
Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.
Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:
1) действие или бездействие лица,
посягающего на таможенный
2) действие или бездействие лица,
посягающего на порядок
3) действие или бездействие лица,
посягающего на порядок
4) действие или бездействие лица,
посягающего на порядок
Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.8
Наиболее обширной группой нарушений таможенных правил является нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и порядка таможенного контроля. К ним относятся :
Ряд правонарушений связан с нарушением порядка таможенного оформления.
Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения; предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления и т.д. Нарушением таможенных правил являются неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено либо состояние которых изменяется.9
Разрешения таможенного органа требует осуществление грузовых и иных операций, если груз находится под таможенным контролем. В ТК ТС указано, какие именно операции требуют обязательного разрешения таможни: транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары и т.д10
Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования:
- нарушение порядка
- нарушение сроков
- не декларирование или
Состав нарушения таможенных правил образует незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности.
К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся :
- действия, направленные на возврат
уплаченных таможенных
Информация о работе Правовые основы помещения товаров под таможенные процедуры переработки