Правовые основы применения института таможенной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных проблем законодательного регулирования института таможенной стоимости и определение нормативно-правовой основы определения и контроля таможенной стоимости.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятие «таможенная стоимость» товаров;
3) определить структуру таможенной стоимости;
4) рассмотреть принципы и основы оценки таможенной стоимости товаров;
5) исследовать международно-правовые основы и нормативно-
правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости товаров;
6) проанализировать правовые проблемы применения института таможенной стоимости и разработать механизмы их разрешения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Таможенная стоимость товаров: сущность, принципы определения и роль в таможенно-тарифном механизме регулирования внешнеэкономической деятельности.……………………………………….…………………………….5
2. Законодательные основы применения института таможенной стоимости……………………………………………………………………….10
2.1. Нормативно-правовая база применения института таможенной стоимости: изменения и современное состояние……………10
2.2. Проблемы применения института таможенной стоимости………27
3. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости……………….………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Правовые основы применения института таможенной стоимости.docx

— 107.86 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенное  право»

 

Студента ________________Величко И.А.__________________________

группа _______131_______форма обучения________очная____________

факультет _______________таможенного дела________________________

на тему: «Правовые основы применения института таможенной стоимости»

 

 

 

 

        Руководитель: ____ И.В. Чепурная___

                ____к.ю.н., доцент____

        Оценка_____________________

        Подпись____________________

    «___»_______________2012 г.

 

 

 

г. Владивосток

2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Таможенная стоимость товаров: сущность, принципы определения и роль в таможенно-тарифном механизме регулирования внешнеэкономической деятельности.……………………………………….…………………………….5

2. Законодательные основы применения института таможенной стоимости……………………………………………………………………….10

        2.1. Нормативно-правовая база применения института таможенной стоимости: изменения и современное состояние…………………………………………..……………………………10

        2.2. Проблемы применения института таможенной стоимости………27

3. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости……………….……………………………………………………….34

Заключение……………………………………………………………………….42Список использованных источников………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время Россия, находясь в условиях активного развития рыночной экономики, предпринимает шаги для достижения цели постепенной интеграции в мировую экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление определенных свобод в реализации этой деятельности обусловили необходимость четкой и эффективной правовой регламентации отношений, складывающих в области данного вида деятельности.

В связи с этим среди  мер государственного воздействия  на внешнеторговую деятельность особую значимость приобрело таможенно-тарифное регулирование и непосредственно  связанный с ним институт таможенной стоимости. Данный институт претерпел определенные изменения, связанные с принятием Таможенного Кодекса Таможенного Союза и последующими изменениями российского законодательства, составляющего правовую основу его применения и функционирования.

Правовые основы взимания таможенных платежей приводятся в соответствие с мировыми стандартами. Настоящая  тенденция стала особенно актуальной после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).  Таким образом, основная проблема в этой сфере заключается в таком усовершенствовании нормативной базы, которое исключало бы возможность неоднозначной интерпретации норм права, уточняло правовую основу таможенных платежей, их роль для государства и бюджетной системы страны.

В доходной части федерального бюджета таможенным платежам принадлежит  важнейшее место. Таможенные платежи (налоги и сборы) уплачиваются в соответствии со статьей 57 Конституции РФ и принятыми на её основе законами и иными нормативными актами. Общеизвестно, что таможенные платежи на сегодняшний день составляют весьма значимую долю доходов бюджета.

Актуальность исследования правового регулирования таможенной стоимости вызвана и практической потребностью.  Категория споров, связанных с определением и контролем таможенной стоимости,  является одной из распространённых категорией споров. С процессом таможенной оценки сталкивается каждый участник внешнеторговой деятельности. Таможенная оценка является неотъемлемым этапом совершения таможенных операций, заключающимся в расчёте налоговой базы для исчисления таможенных платежей.

Целью данной работы является выявление основных проблем законодательного регулирования института таможенной стоимости и определение нормативно-правовой основы определения и контроля таможенной стоимости.

В соответствии с целью  данной работы были поставлены следующие  задачи:

1) изучить правовую природу  таможенной стоимости; 

2)  определить понятие   «таможенная стоимость» товаров;  

3)  определить структуру  таможенной стоимости; 

4) рассмотреть принципы  и основы оценки таможенной стоимости товаров;

5)  исследовать международно-правовые  основы и нормативно-

правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости товаров;

6)  проанализировать правовые  проблемы применения института таможенной стоимости и разработать механизмы их разрешения.

Структура данной работы представлена в виде трех глав. В первой главе изучаются понятие таможенной стоимости товаров, сущность данного института и его структура; во второй главе рассматриваются правовые аспекты применения института таможенной стоимости и проблемы его применения, а в третьей рассматривается судебная практика по делам о корректировке таможенной стоимости.

  1. Таможенная стоимость товаров: сущность, принципы определения и роль в таможенно-тарифном механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

 

При перемещении товаров  через таможенную границу (при ввозе  или вывозе) возникает обязанность  участника внешнеэкономической  деятельности по уплате таможенных пошлин.

Согласно ст. 75 Таможенного  кодекса таможенного союза (ТК ТС) объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу[3]. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные ставки, исчисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Например, в структуре Единого Таможенного Тарифа таможенного союза, адвалорные ставки составляют 84%, тогда как на долю комбинированных и специфических ставок приходится соответственно 14% и 2% [16].

Необходимо отметить, что  в ст. 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» Закона о  таможенном тарифе, в ст. 4 «Основные  термины, используемые в настоящем  Кодексе» ТК ТС, в ст. 11 «Институты, понятия  и термины, используемые в настоящем  Кодексе» Налогового кодекса РФ отсутствует  понятие термина «таможенная  стоимость товаров».

Один из специалистов, А.В. Шишкин, привел следующие трактовки  понятия «таможенная стоимость»:

  • профессора А.Н. Козырина: «Таможенная стоимость – это особая разновидность стоимости товара, в определении которой помимо продавца и покупателя участвует третья сторона – таможенный орган. Таможенный орган при оценке товара принимает в расчет не только обстоятельства данной конкретной сделки, но и существенные характеристики других однородных сделок с целью обеспечения справедливого характера таможенно-тарифного регулирования, чтобы ни один из импортеров не находился в предпочтительном или, наоборот, худшем положении из-за различий в методике определения налогооблагаемой базы по уплате таможенной пошлины (НДС, акциза) с внешнеторговых грузов»;
  • составителя Таможенного энциклопедического словаря В.А. Беляшова: «на практике под таможенной стоимостью понимается фактически уплаченная или подлежащая уплате цена сделки с установленными доначислениями и вычетами»;
  • а также собственное определение понятия: «Таможенная стоимость – это расчётная величина, в основе которой лежит реальная или абстрактная цена сделки с конкретным, идентичным или однородным перемещаемым товаром, функциональным назначением которой является формирование стоимостной основы для осуществления государством мер регулирования внешнеэкономических отношений, связанных со стоимостью товаров» [21].

Определение таможенной стоимости  содержится в ст. 4 «Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года: таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 «Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары» Соглашения. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца [1].

Таким образом, в основе таможенной стоимости лежат понятия «стоимость товара» и «цена внешнеторговой сделки».

Стоимость – это воплощённый  и овеществлённый в товаре общественный труд товаропроизводителя.

Цена товара – денежное выражение стоимости, выраженная в  денежных единицах величина затраченного на производство товара общественно  необходимого рабочего времени.

Расчёт величины таможенной стоимости производится для следующих  целей:

  • определение расчётной базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза);
  • применение нетарифных мер регулирования внешнеторговых экономических отношений (квотирования, лицензирования), включаю осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок;
  • ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;
  • установления размеров штрафных санкций за таможенные правонарушения;
  • создание условий для формирования равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

Методы таможенной стоимости  до середины XX века значительно отличались друг от друга в различных государствах. Негативным последствием этого явилось то, что участник внешнеэкономической деятельности не знал, по какому методу будет определена таможенная стоимость его товара, из чего следовало, что он не мог рассчитать конечную цену своего товара, устанавливающую эффективность проводимой им внешнеторговой операции.

Путём манипуляций с методами определения таможенной стоимости товаров государство имело возможность значительно изменять фактический уровень таможенно-тарифной защиты, не корректируя при этом ставки таможенных пошлин на товары [14].

Развитие международной  торговли стимулировало процесс  унификации правовых норм, регламентирующих институт таможенной стоимости. Международной  основой многоуровневой системы  законодательно-нормативных актов, формирующих методологию определения  таможенной стоимости ввозимых товаров, является Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года, принятое на основе Соглашения о применении ст. VII ГАТТ [16].

Рассмотрим контроль таможенной стоимости как элемент системы  государственного регулирования экономики  и определим его роль.  Правительством РФ формируются направления развития экономики на долгосрочный период. Исходя из направлений, формируются стратегические цели, затем задачи развития, совершенствования функционирования конкретной сферы отрасли экономики [15].  

Регулирование невозможно без  достоверной и оперативно обновляемой  информации о состоянии дел в  конкретной отрасли. Прежде всего необходима информация об элементах стоимости – все элементы цены должны быть прозрачны, - а также об участниках рынка – их дифференциация, выделение добросовестных участников. Описанные процессы наглядно представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировые цены


Контрактная цена

Фактурная стоимость

Таможенная стоимость

Таможенная  пошлина,

Акциз, НДС

Таможенная  стоимость и таможенные платежи  – основа налогообложения

Налоги

Цена реализации товара предприятием

Посреднические  и торговые надбавки

Цена предложения отечественного товара

Цена реализации товара на розничном рынке

Стратегическая  цель и задачи развития отрасли экономики

Направление развития экономики на долгосрочный период




 

Установление ставок пошлин



 

 

Установление  ставок налогов



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулирования экономики РФ

 

Таким образом, посредством  механизма контроля таможенной стоимости  реализуется регулирующая функция  государства в сфере экономики, что, несомненно, подтверждает высокую  значимость института таможенной стоимости  и контроля данного института.

Информация о работе Правовые основы применения института таможенной стоимости