Правовые основы применения института таможенной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных проблем законодательного регулирования института таможенной стоимости и определение нормативно-правовой основы определения и контроля таможенной стоимости.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятие «таможенная стоимость» товаров;
3) определить структуру таможенной стоимости;
4) рассмотреть принципы и основы оценки таможенной стоимости товаров;
5) исследовать международно-правовые основы и нормативно-
правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости товаров;
6) проанализировать правовые проблемы применения института таможенной стоимости и разработать механизмы их разрешения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Таможенная стоимость товаров: сущность, принципы определения и роль в таможенно-тарифном механизме регулирования внешнеэкономической деятельности.……………………………………….…………………………….5
2. Законодательные основы применения института таможенной стоимости……………………………………………………………………….10
2.1. Нормативно-правовая база применения института таможенной стоимости: изменения и современное состояние……………10
2.2. Проблемы применения института таможенной стоимости………27
3. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости……………….………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Правовые основы применения института таможенной стоимости.docx

— 107.86 Кб (Скачать файл)

- проставляет отметки  о принятии вновь определенной (скорректированной) таможенной  стоимости товаров в соответствии  с пунктом 8 Порядка контроля  таможенной стоимости товаров.

Решение о принятии вновь  определенной таможенной стоимости  товаров оформляется должностным  лицом путем проставления в установленном  порядке соответствующей отметки  в декларации таможенной стоимости (декларации на товары).

Декларация таможенной стоимости (таможенная декларация) с отметкой таможенного органа возвращается декларанту (таможенному представителю) в установленном  порядке.

При несогласии декларанта (таможенного представителя) с решением таможенного органа о корректировке  заявленной таможенной стоимости товаров  должностное лицо осуществляет корректировку  таможенной стоимости товаров.

Должностное лицо заполняет  в установленном порядке декларацию таможенной стоимости, форму корректировки  таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному  представителю) их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Таможенный орган осуществляет взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки  таможенной стоимости товаров, в  соответствии с главой 14 Таможенного кодекса Таможенного союза в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня, следующего за днем:

- истечения срока для  осуществления декларантом (таможенным  представителем) корректировки таможенной  стоимости товаров;

- получения от декларанта (таможенного представителя) декларации  таможенной стоимости, формы корректировки  таможенной стоимости и таможенных  платежей, а также документов, подтверждающих  вновь определенную таможенную  стоимость товаров, в случае когда таможенная стоимость товаров скорректирована декларантом (таможенным представителем) ненадлежащим образом (неправильно).

 

 

2.2. Проблемы применения института таможенной стоимости

 

При совершении таможенных операций по декларированию товаров  необходимо определить таможенную стоимость  товаров. Законодательно этот вопрос до недавнего времени регулировался  параллельно двумя нормативными документами: во-первых, положениями  Закона РФ "О таможенном тарифе", и во-вторых, Соглашением между  Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении  таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного  союза" (далее - Соглашение). Причем не совсем понятным является следующий факт: деятельность Таможенного союза началась с 1(6) июля 2010 года, однако положения Закона "О таможенном тарифе" перестали действовать только 7 января 2012 года (изменения внесены Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В настоящее время это "двоевластие" урегулировано, однако осталось еще много аспектов законодательства, вызывающих затруднения. Хотелось бы подробней  остановиться на некоторых из них [17].

В соответствии с вышеуказанным  Соглашением при определении  таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного  союза, декларант имеет право  воспользоваться последовательно  любым из шести предусмотренных  методов определения таможенной стоимости.

Так, метод по стоимости  сделки с ввозимыми товарами, в  основу которого положена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, т.е. та цена товара, о которой продавец и покупатель договорились, заключая сделку, очень часто оспаривается таможенными органами только по тем  причинам, что эта цена не соответствует  критериям установленных профилей риска. При этом, как правило, не исследуется  процесс ценообразования товара, не учитываются факторы, повлиявшие на установление цены товара. Этот же метод  нельзя использовать при наличии  взаимосвязи между участниками  сделки, в случае если эта взаимосвязь  повлияла на стоимость сделки.

Согласно порядку проведения дополнительной проверки, предусмотренному решением Комиссии Таможенного союза  от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 23.09.2011) "О  порядках декларирования, контроля и  корректировки таможенной стоимости  товаров" "наличие взаимосвязи  продавца и покупателя в сочетании  с низкими ценами декларируемых  товаров, дающей основания полагать согласно информации, имеющейся в  распоряжении таможенного органа, о  влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, является признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров".

При этом законодательством  четко регламентируется вопрос, что  процесс доказывания отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость  сделки возложен на декларанта. При  этом декларанту необходимо доказать, что стоимость его товара в  рамках сделки корреспондирует:

1) со стоимостью сделки  с идентичными или с однородными  товарами при продаже таких  товаров покупателям, не являющимся  взаимосвязанными с продавцом  лицами, для вывоза на единую  таможенную территорию Таможенного  союза;

2) с таможенной стоимостью  идентичных или однородных товаров,  определенной согласно статье 8 Соглашения;

3) с таможенной стоимостью  идентичных или однородных товаров,  определенной согласно статье 9 Соглашения.

То есть законодательно предусмотрено  как минимум три возможности  доказать свою правоту, но это теоретически.

На практике дело обстоит  следующим образом: например, лицо ввозит товар, химические удобрения, состав которых разработан по уникальному рецепту, не имеющие аналогов. Участники сделки являются взаимосвязанными лицами, т.е. декларанту необходимо доказать отсутствие влияния этой взаимосвязи на стоимость сделки.

В соответствии с предусмотренными законодательными нормами попробуем  обратиться ко второму или третьему методу.

Решением Комиссии Таможенного  союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 23.09.2011) "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости  товаров" предусмотрено, что при  определении таможенной стоимости  методом по стоимости сделки с  идентичными (однородными) товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены, например, документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость  которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом: таможенная декларация, декларация таможенной стоимости (форма ДТС-1), внешнеторговый договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему, счет-фактура и другие коммерческие документы, а также другие документы и сведения, которые были представлены декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров (включая дополнительные документы и сведения).

Таким образом, предполагается, что в случае невозможности использования  цены ввезенных товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости декларант должен располагать  иной информацией о стоимости  идентичных или однородных товаров, т.е. необходимо было ввезти такие товары ранее (и чтобы таможенная стоимость  товаров была определена по первому  методу) или получить указанную выше информацию, например внешнеторговый договор, счета-фактуры к нему у  лиц, которые ввозили идентичную или однородную продукцию.

Проблема состоит в  том, что далеко не каждая организация (не взаимосвязанная с указанным  лицом) пожелает передать информацию о  своей сделке. Таким образом, возникает дилемма: с одной стороны, не можем применить первый метод и должны последовательно применить другие (или отказаться от их применения), а с другой стороны, получается, что основанием для отказа от применения второго и (или) третьего метода является элементарное отсутствие информации, которая отвечала бы по своим критериям требованиям закона.

Конечно, не стоит забывать о статье 2 уже упомянутого Соглашения, которая предусматривает, что в  случае невозможности определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  по стоимости сделки с ними могут  быть проведены консультации между  таможенным органом и лицом, декларирующим  товары, с целью обоснованного  выбора стоимостной основы для определения  таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей ст. ст. 6 или 7 Соглашения, т.е. о стоимости идентичных или однородных товаров. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне. Но и здесь вопрос: много ли консультаций проводится с лицами, перемещающими товары? Ведь проблема не в том, что таможенные органы не хотят предоставлять такую информацию, а в том, что они сами ею не располагают [17].

Таким образом, при невозможности  использовать методы по стоимости сделки с идентичными или однородными  товарами последовательно переходим  к методам вычитания и сложения.

Ранее такой товар не производился и, соответственно, на внутреннем рынке  страны импорта не реализовывался. Таким образом, и метод вычитания  не может быть использован.

Остается обратиться к  методу сложения, т.е. получить информацию у производителя обо всех расходах, которые, в свою очередь, отражают себестоимость  продукции и цену ее реализации. И вот тут возникает главный  вопрос: если лица взаимосвязаны, например являются юридически признанными деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности, тогда, возможно, данная информация и будет представлена продавцом. В противном же случае данная информация является как минимум коммерческой тайной. Кроме того, при использовании метода сложения (5 метода) в соответствии со статьей 9 Соглашения расчетная стоимость товаров определяется путем сложения "суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза". Однако в таможенных органах РФ отсутствует нормативный документ или какая-либо справочная информация, разъясняющие порядок формирования и размер эквивалента величины прибыли, коммерческих и управленческих расходов, как в Российской Федерации, так и в странах экспорта товаров, предназначенных для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза [17].

Обращаясь к истокам вопроса, хотелось бы остановиться на принципах, определенных Киотской конвенцией (Международная  конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в  Киото 18.05.1973)) (в ред. Протокола от 26.06.1999), в которой декларируется, что "упрощение и гармонизация могут быть достигнуты применением, в частности, следующих принципов:

- применение таможенных  процедур и практики предсказуемым,  последовательным и транспарентным образом;

- предоставление заинтересованным  сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов,  нормативных актов, административных  рекомендаций, процедур и практики.

То есть подразумевается, что любое лицо, являясь участником внешнеэкономической деятельности, начиная заниматься этой деятельностью, могло бы самостоятельно рассчитать коммерческую целесообразность сделки, составными частями которой являются не только цена сделки, грамотная и  правильная логистика, но и совершение обязательных таможенных операций, в  частности определение и заявление  таможенной стоимости.

Конечно, и сотрудникам  таможенных органов, в чью компетенцию  входит осуществление контроля таможенной стоимости, сложно ориентироваться  в стоимостном "вакууме", если в распоряжении имеется только информационная база данных деклараций на товары и справочные материалы [17].

Таким образом, можно выделить три вида проблем применения института таможенной стоимости:

- несовершенство таможенного  законодательства;

- проблемы, возникающие у  таможенных органов при контроле  таможенной стоимости;

- проблемы, возникающие у  участников ВЭД при определении  и подтверждении таможенной стоимости.

Можно предложить следующие способы решения проблем определения, контроля и документального подтверждения таможенной стоимости:

а) необходимо восполнить выявленные пробелы в действующем законодательстве, что должно способствовать защите интересов таможенных органов и участников ВЭД.;

б) необходимо совершенствовать систему управления рисками путем установления зависимости пороговой величины значений риска таможенной стоимости от условий поставки, продажи и качественных особенностей товара;

в) необходимо повысить интенсивность сотрудничества с таможенными органами других стран для цели выработки единых стандартов по оформлению и контролю коммерческой, транспортной, таможенной документации [18].

Таким образом, руководствуясь международными нормами в области  упрощения таможенных процедур и  имея в распоряжении предсказуемое  и последовательное законодательство, следует предпринять действия для решения главной проблемы (несовершенство таможенного законодательства), предпринять усилия, для того чтобы нормы закона, применяемые на практике, стали действительно транспарентны.

 

 

 

3. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости

 

Таможенный контроль как  способ обеспечения законности в  таможенном деле связан с ограничением прав лиц, причастных к процессу перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Таможенного  союза и (или) таможенного декларирования. Следует отметить, что реализация предоставленных законом дискреционных  полномочий должностными лицами таможенных органов не всегда может отвечать требованиям соразмерности и  справедливости и не исключает нарушения  прав граждан и юридических лиц [13].

В этой связи в соответствии с действующим законодательством  любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его  права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к  их реализации либо незаконно возложена  на него какая-либо обязанность. Законом  предусмотрен как административный, так и судебный порядок обжалования.

Информация о работе Правовые основы применения института таможенной стоимости