Правовые основы применения института таможенной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных проблем законодательного регулирования института таможенной стоимости и определение нормативно-правовой основы определения и контроля таможенной стоимости.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятие «таможенная стоимость» товаров;
3) определить структуру таможенной стоимости;
4) рассмотреть принципы и основы оценки таможенной стоимости товаров;
5) исследовать международно-правовые основы и нормативно-
правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости товаров;
6) проанализировать правовые проблемы применения института таможенной стоимости и разработать механизмы их разрешения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Таможенная стоимость товаров: сущность, принципы определения и роль в таможенно-тарифном механизме регулирования внешнеэкономической деятельности.……………………………………….…………………………….5
2. Законодательные основы применения института таможенной стоимости……………………………………………………………………….10
2.1. Нормативно-правовая база применения института таможенной стоимости: изменения и современное состояние……………10
2.2. Проблемы применения института таможенной стоимости………27
3. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости……………….………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Правовые основы применения института таможенной стоимости.docx

— 107.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2. Законодательные основы применения института таможенной стоимости

 

2.1 Нормативно-правовая база применения института таможенной стоимости: изменения и современное состояние

 

Рассмотрим и проанализируем нормативно-правовую базу применения института таможенной стоимости товаров, изучим изменения в законодательстве и определим современное состояние.

В настоящее время, как  известно, сложились две международные  системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 28 июля 1953 г.), вторая регламентирована Соглашение о порядке применения статьи 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1979 г. В основе обеих систем оежит положение, наиболее чётко воспроизведённое в статье 7 ГАТТ, что предполагает отсутствие принципиальных расхождений между ними. Однако существенные различия появляются на уровне понятийного аппарата. В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости товара является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Источником нормальной цены является некоторая рыночная константа, и на неё не оказывают влияние никакие коммерческие, финансовые и иные отношения.

В мировой практике принято  считать, что Соглашение 1979 г. отличается большей обстоятельностью и разработкой  данной категории вопроса по сравнению  с брюссельской системой оценки. Поэтому  декларации всемирной таможенной организации  содержат призыв к государствам о  необходимости присоединения к  Соглашению 1979 г [14].

Безусловно, любая расчётная  база требует создания определённого  порядка исчисления таможенного  налогообложения. Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, связанной с общей налоговой  системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального  законодательства, а с другой стороны, она должна соответствовать международным  нормам. Российское законодательство и таможенное законодательство таможенного союза в вопросах определения таможенной стоимости заимствовали методы оценки, выработанные в рамках ГАТТ, что нашло отражение в Таможенном кодексе ТС и других нормативно-правовых актах, составляющих правовую основу применения института таможенной стоимости [12].

В условиях функционирования таможенного союза порядок определения  и контроля таможенной стоимости  претерпел определённые изменения, но в целом глобальных изменений не произошло. Новые нормы в рамках регулирования Таможенного союза, сформированного на основании Договора от 6 октября 2007 года между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и российской Федерацией, корреспондируют с основами Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года:

  1. Установление исчерпывающего перечня методов определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных нормами международного права и общепринятой международной практикой.
  2. Закрепление в качестве правоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки.
  3. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.
  4. Объективность определения таможенной стоимости товара, то есть таможенная стоимость устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта [14].

С 1 января 2011 года в государствах – участниках таможенного союза  начал действовать новый порядок  декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров до их выпуска.

Правовой основой процедуры  определения, декларирования и контроля таможенной стоимости являются соглашения, подписанные на уровне государств –  участников Таможенного союза. К  таким соглашениям относятся:

  • Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года;
  • Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (данное соглашение утратило актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48));
  • Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 12 декабря 2008 года (данное соглашение утратило актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48)).

Глава 8 «Таможенная стоимость  товаров» Таможенного кодекса Таможенного  союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому  решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17), вступившего в силу 1 июля 2010 года, содержит, во-первых, общие положения о таможенной стоимости, и, во-вторых, отсылочные нормы на решения Комиссии Таможенного союза и на национальное законодательство стран Таможенного союза.

По вопросам таможенной стоимости  Комиссией  Таможенного союза принято решение от 20.09.2010 № 376, которым утверждены:

  • Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, вступивший в силу 1 января 2011 года;
  • Порядок корректировки таможенной стоимости товаров, вступивший в силу 1 января 2011 года;
  • Порядок контроля таможенной стоимости товаров, который вступил в силу через месяц со дня размещения (21 сентября 2011 года) на официальном интернет-сайте Комиссии таможенного союза.

В Российской Федерации дополнительно  в развитие отсылочных положений  законодательства Таможенного союза  вопросы таможенной стоимости товаров  регулируются на национальном уровне. В частности, главой 11 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ» (далее – Закон), вступившего  в силу 29 декабря 2010 года, устанавливаются:

  • исключительные случаи принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до выпуска и без проведения дополнительной проверки;
  • возможность проведения таможенными органами консультаций заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров;
  • компетенция Федеральной таможенной службы по вопросам таможенной стоимости [4].

На подзаконный уровень (к компетенции Федеральной таможенной службы) национальное законодательство РФ относит установление:

  • порядка и формы декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ;
  • случаев, когда контроль таможенной стоимости товаров осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости;
  • порядка отмены решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров [20].

В настоящее время принятый Закон, в отличие от ранее действовавшего регулирования, предусматривает исключительные случаи, когда таможенный орган вправе скорректировать таможенную стоимость  товаров до их выпуска и без  назначения дополнительной проверки. К таким случаям относятся:

  • выявление повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и иные) фактическим сведениям, установленным таможенным органом (например, при проверке документов или проведении таможенного досмотра);
  • выявление несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и её компонентов предъявленным в их подтверждение документам;
  • выявление технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и т.д.), повлиявших на величину таможенной стоимости [4].

Иными словами, в соответствии с Законом таможенный орган не вправе до выпуска товаров корректировать их таможенную стоимость при наличии  каких-либо сомнений в её достоверности  и отсутствии вышеперечисленных  оснований. В этом случае таможенный орган должен либо принять заявленную таможенную стоимость, либо начать дополнительную проверку, о чем обязан письменно  уведомить декларанта в сроки  выпуска товара (один день). Вместе с  уведомлением таможенный орган направляет декларанту требование с расчётом обеспечения  уплаты таможенных платежей и выпускает  товары незамедлительно после предоставления декларантом суммы обеспечения. Уже после выпуска товаров таможенный орган проводит дополнительную проверку в отношении таможенной стоимости [20].

Таким образом, положения  Закона ориентированы на то, чтобы  не задерживать выпуск товаров в  случае наличия у таможенного  органа сомнений в правильности определения  или достоверности заявленной таможенной стоимости товаров и осуществлять дополнительную проверку уже в отношении  выпущенных в свободное обращение  товаров.

Следует отметить, что в  таможенной практике представители  таможни крайне неохотно идут на реализацию данных положений. Равно как и  таможенные представители компании-импортера. Связано это с двойной работой как таможни, так и таможенного представителя, то есть сначала товар выпускается под обеспечение, а потом должен быть проведен окончательный выпуск товара. Чтобы не обременять себя, таможня придерживается практики обращения с компанией и (или) таможенным представителем, в соответствии с которой по-прежнему настаивает на самостоятельной корректировке таможенной стоимости декларантом. Причем эти требования никоим образом не формализованы и заявляются устно, поскольку у таможни нет правомерных оснований для пересмотра таможенной стоимости. Как правило, таможенный представитель выполняет подобные требования таможни и настаивает в отношениях с клиентом (компанией-импортером) на якобы целесообразности этих требований. Таможня же в выстраивании отношений с компаниями - таможенными представителями в первую очередь и с компаниями-импортерами во вторую в случае неудовлетворения подобных требований принимает повышенные меры контроля (например, проведение досмотров), причем не только относительно данной поставки - таможня извещает о применении повышенных мер контроля ко всем будущим поставкам, в том числе в отношении иных клиентов таможенного представителя. При намерении провести досмотр товара срок его нахождения на складе временного хранения может увеличиться не только до десяти дней, как предусмотрено по закону, но и до нескольких недель, при том что формально это выглядит как хранение товара на складе временного хранения декларантом по собственному усмотрению. Хотя фактически именно таможней не соблюдаются сроки на проведение операций по таможенному оформлению и контролю. Расходы у импортера возрастают в несколько раз. Очевидно, что эти действия вынуждают таможенного представителя и импортера идти на поводу у незаконных требований таможни: незаконных с точки зрения процедур контроля и таможенного оформления. При этом согласие декларанта с таможней понятно: интерес к сокращению убытков отвечает целям деятельности любой коммерческой организации. Но основное - что в ряде случаев никакой формально проведенной таможней или декларантом корректировки таможенной стоимости нет, поскольку таможня просто не принимает грузовую таможенную декларацию с неприемлемой с точки зрения таможни таможенной стоимостью (иногда приняв, настаивает на ее самостоятельном отзыве, хотя должна была бы сама вынести решение об отказе в приеме грузовой таможенной декларации, которое, вероятно, нечем обосновывать), и декларант, можно сказать, "перезаявляет" таможенную стоимость. Данные действия свидетельствуют об отсутствии формализованного окончательного решения по таможенной стоимости, принятого таможенным органом, а не декларантом, как это происходит фактически. Нет решения таможенного органа, которое можно было бы оспорить. Поэтому так велико количество дел о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, где по существу рассматривается правильность определения таможенной стоимости [20].

Ранее уже указывалось, что  главой 11 Закона устанавливается право  таможенных органов консультировать  заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости (статья 113) [4]. Следует отметить, что при проведении подобных консультаций таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости. В связи с этим можно сказать, что консультация по вопросу таможенной стоимости носит, скорее, теоретический характер.

Рассмотрим далее этапы  контроля, декларирования и корректировки  таможенной стоимости товаров и  правовые аспекты выполнения процедур указанных этапов.

Процедура контроля таможенной стоимости товаров: до выпуска товаров и в сроки, установленные статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган проводит контроль таможенной стоимости и принимает одно из нижеперечисленных решений:

1) принять заявленную  таможенную стоимость;

2) корректировать заявленную  таможенную стоимость;

3) провести дополнительную  проверку.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости до выпуска товаров и без назначения дополнительной проверки принимается лишь в исключительных случаях. В остальных случаях при выявлении признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости проводится дополнительная проверка [3].

Таможенный орган выявляет признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости  в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации  декларации на товары. К признакам  недостоверности таможенной стоимости  относятся:

- выявленные с использованием  системы управления рисками (СУР)  риски недостоверного декларирования  таможенной стоимости;

- несоответствие сведений  в представленных документах;

- более низкие цены  по сравнению с ценой на  идентичные/однородные товары (при  сопоставимых условиях их ввоза)  по информации иностранных производителей, аукционов, биржевых торгов, ценовых  каталогов;

- более низкие цены  по сравнению с ценой их  компонентов (в том числе сырьевых);

- наличие взаимосвязи  продавца и покупателя в сочетании  с низкими ценами;

- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура  таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не  в полном объеме лицензионные  или подобные платежи, транспортные  расходы и т.д.).

Наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с  низкими ценами, а также выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости  являются наиболее распространенными в таможенной практике выявляемыми признаками недостоверности таможенной стоимости.

Информация о работе Правовые основы применения института таможенной стоимости