Принципы перемещения транспортных средств через границу Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть действие на практике принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, выявить особенности и существующие проблемы.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть понятие принципов перемещения транспортных средств через таможенную границу, охарактеризовав каждое из содержащихся в нем значений;

- выявить особенности правового регулирования перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- проанализировать направления, по которым раскрываются основополагающие нормы (принципы);

- рассмотреть проблемы теории и практики реализации принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- сформулировать выводы по теме исследования.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Сравнительный анализ импорта, экспорта транспортных средств

 

     За 2008 года в Российскую Федерацию ввезено 2278253 транспортных средств[24] (приложение 1) на общую сумму более 47,6 миллиардов долларов США, в том числе 2001299 легковых автомобилей[25] (приложение 2) на сумму около 38 миллиардов долларов США. Кроме того, импортировано более 915 тысяч тонн запасных частей и принадлежностей к транспортным средствам на общую сумму 6,6 миллиардов долларов США. Темпы прироста объема импорта 2008 года к объемам 2007 года составили почти 10%. Темпы прироста объемов импорта по каждой марке автомобилей составляют в среднем от 15% до 60% в год.

     Так, в 2006 году в Российскую Федерацию ввезено 1 197 579 импортных транспортных средств, в том числе 1 031 060 легковых автомобилей, в 2007 году - 1 814 593 транспортных средств, в том числе 1 577 249 легковых автомобилей. Темпы прироста объема импорта в 2007 году по отношению к объемам 2006 года составили 52%.  

  

Импорт транспортных средств в Российскую Федерацию

Всего транспортных средств

2006

2007

9 мес. 2008

10 мес. 2008

Центральная акцизная таможня (ЦФО и СЗФО)

180 396

1122840

1288 949

1 409 073

Центральный федеральный округ

411 819

31 806

25 764

30 775

Северо-Западный федеральный округ

353 076

312 128

131 732

137 059

Южный федеральный округ

6 181

9 773

28 642

39 249

Приволжский федеральный округ

5 674

10 023

15 934

19 383

Уральский федеральный округ

2 459

2 492

10 409

12 582

Сибирский федеральный округ

3 552

7 373

6 401

7 152

Дальневосточный федеральный округ

234 267

317 963

296 799

330 981

Итого транспортных средств

1197424

1814398

1804 630

1 986 254

Темпы прироста, %

 

51,53

-0,54

9,47

                                                                                                                    Таблица 1

 

     Автомобили, их комплектующие и запасные части являются одними из самых налогоемких в спектре импортируемых в Россию товаров. По оценке Министерства финансов РФ, доходная часть Федерального бюджета за 10 месяцев (январь-октябрь) 2008 года, составила 8 093,28 миллиардов рублей (в том числе 4000,10 миллиарда рублей (49,42%), перечисленных Федеральной таможенной службой).

Поступления в доходную часть федерального бюджета от импорта автомобилей и их запасных частей за 10 месяцев 2008 г

 

Перечислено (миллионов рублей)

Доля от ДЧ бюджета РФ (%)

Доля от перечислений ФТС (%)

Доходная часть Федерального бюджета РФ

8 093 280

100,00

 

Перечислено Федеральной таможенной службой

4 000 100

49,42

100,00

Автомобили, включая автобусы, прицепы*

424 006

5,24

10,60

87 группа ТН ВЭД России, включая автозапчасти

456 605

5,64

11,41

                                                                                                                    Таблица 2

* - данные без учета автомобилей, ввозимых физическими лицами.

  

     Таким образом, около 6% доходной части Федерального бюджета Российской Федерации и более 11% перечислений в Федеральный бюджет Федеральной таможенной службы дает импорт автомобилей.

     Примерно 80% объема импорта автомобилей приходится на новые транспортные средства, следующие в адрес Генеральных импортеров (полномочных представителей производителей в Российской Федерации), таможенное оформление осуществляется исключительно таможенными брокерами, чья деятельность регламентирована и обеспечена в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в 2008 году произошли некоторые изменения в структуре импорта автомобилей по видам транспорта доставки. Так, доля автомобилей, доставляемых в Российской Федерации железнодорожным и морским видами транспорта, увеличились. Доля автомобилей, доставляемых автомобильным транспортом, уменьшилась до минимума 2008 года - 50%.[26](приложение 3)

     Происходят значительные изменения в структуре импорта по регионам. В течение последних лет, 2006-2007 года на долю Центрального и Северо-Западного федеральных округов приходилось более 80% всех импортируемых в Российской Федерации транспортных средств. Усилиями Федеральной таможенной службы доли транспортных средств, оформляемых таможнями Центрального и Северо-Западного Федеральных округов неуклонно сокращались в пользу Центральной акцизной таможни, регион деятельности которой с сентября 2006 года распространился на эти федеральные округа.[27] (приложение 4-5)

     Однако в течение 2008 года обозначилась тенденция увеличения объемов импорта в регионах, отличных от Центрального и Северо-Западного, особенно эта  тенденция проявилась в Южном и Дальневосточном федеральных округах.[28](приложение 6)

     В конце 2006 года наращивание производства продукции транспортного машиностроения обусловлено ростом спроса РЖД и независимых перевозчиков на подвижной состав для сети железных дорог, вследствие увеличения емкости внутреннего рынка пассажирских и грузовых перевозок, а также ростом закупок для обновления оборудования вследствие критического износа отечественного парка железнодорожной техники.

     Вместе с тем в январе-марте 2007 года снизилось производство: генераторов к паровым, газовым и гидравлическим турбинам (на 34,4%); турбин паровых (на 30%), аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных (на 18%), счетчиков электрических однофазных (на 1,8%).

     Экспорт российских легковых автомобилей за первые семь месяцев 2007 года составил 68,6 тыс. шт. ($429,4 млн.). В страны дальнего зарубежья было поставлено 6,6 тыс. автомобилей ($40,4 млн.). Российские грузовики в январе-июле 2007 года были экспортированы в количестве 27,3 тыс. шт. ($436,6 млн.). В страны дальнего зарубежья было экспортировано 3,2 тыс. грузовиков на общую сумму $82,4 млн. Экспорт легковых автомобилей из России в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года вырос в 12,2 раза и составил 9,9 тыс. штук, грузовых - в 2,6 раза, до 3,6 тыс. штук. В денежном выражении экспорт легковых автомобилей составил $66,5 млн., грузовых - $56,5 млн. Из них в станы СНГ было поставлено легковых автомобилей на $63,1 млн., грузовых - на $43,2 млн.[29]

     В течение февраля 2009 года в Российскую Федерацию импортировано 58 882 транспортных средств, темпы прироста составили 69% (в январе ввезено 34 834 единицы). В том числе в феврале ввезено 54 320 легковых автомобилей (в январе ввезено 30 347 легковых автомобилей).

     Несмотря на ощутимый рост импорта в феврале, темп прироста по отношению к февралю 2008 года отрицательный -66% (в феврале 2008 года ввезено 171 267 единиц).[30] (приложение 1) Несмотря на общее увеличение импорта в Российской Федерации транспортных средств, объемы импорта грузовых, специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов продолжают снижаться.[31](приложение 9-10)

     Происходящие процессы изменений объемов импорта сказались и на структуре  импорта по регионам. Так, если в 2008 году доля оформленных в таможенном отношении автомобилей Центральной акцизной таможней (ЦАТ), охватывающей ЦФО и СЗФО, составляла 70,4%, то в феврале 2009 доля ЦАТ составила 87,3%[32](приложение 6-7) для автомобилей, ввозимых через Дальневосточный федеральный округ, традиционно удерживающаяся на уровне 15-20% (за 2008 год – 17,1%). На втором месте после ЦАТ, в феврале 2009 года составила, лишь 2,6%. Вместе с тем, доля ЮФО увеличилась с 2,3% в 2008 году до 6,5% в феврале 2009 года.

     По видам транспорта доставки доля транспортных средств, доставляемых на территорию РФ автомобильным транспортом, выросла с 50% в 2008 году до 70% в феврале 2009 года, доля доставляемых железнодорожным транспортом снизилась с 10% до 3%.[33](приложение 8)

 

2.3.Международный таможенный транзит (МТТ) и  внутренний таможенный транзит (ВТТ)

 

    Международный таможенный транзит - следование (проход, проезд, пролет) через находящуюся под суверенитетом какого-либо государства сухопутную или водную территории, либо воздушное пространство над ними лиц, грузов и транспортных средств (морских, наземных, воздушных) другого государства при условии, что пункты отправления и назначения находятся за пределами данного государства.

     Международный транзит является составной частью пути, начинающегося и оканчивающегося вне пределов государства транзита. Он осуществляется на основании многосторонних и двусторонних соглашений между заинтересованными государствами. В соглашениях регулируются порядок и условия транзита, и в частности предусматриваются маршруты, условия, гарантирующие безопасность лиц и сохранность транспортных средств и грузов. Транзитное движение освобождается от обложения таможенными пошлинами, налогами и сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. Для удобства могут быть созданы беспошлинные зоны и предусмотрены иные таможенные льготы. Государства должны принимать надлежащие меры с целью не допускать задержек и других трудностей технического характера при транзитном движении. Вместе с тем государство может не разрешать транзит неугодных ему лиц, а также грузов и товаров, импорт которых им запрещен в целях обеспечения безопасности, предотвращения распространения заболеваний либо по другим причинам. МТТ предоставляется по соглашениям, как правило, на основе взаимности. Примерами многостороннего регулирования транзита могут служить: Барселонские конвенция,[34] Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных стран.[35] Если товары перевозят, не размещая на таможенный склад, имеет место прямой международный транзит, а при задействовании таможенного склада - косвенный.                                                                                                                  

     Внутренний таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, предназначенную для перевозки иностранных транспортных средств (товаров) между несколькими таможенными органами Российской Федерации без уплаты таможен пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.[36] Общее назначение внутреннего таможенного транзита заключается в предоставлении заинтересованным лицам возможности пере­возки иностранных  транспортных средств, товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории Российской Федерации. Конкретные варианты возможного применения внутреннего таможенного транзита перечислены в пункте 2 статьи 79 ТК Российской Федерации и предусматривают (схема 2):

- перевозку (доставку) товаров и транспортных средств от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования;

- перевозку (доставку) товаров и транспортных средств от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место вывоза (убытия) товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

Информация о работе Принципы перемещения транспортных средств через границу Российской Федерации