Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:28, дипломная работа
Цель работы - рассмотреть действие на практике принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, выявить особенности и существующие проблемы.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие принципов перемещения транспортных средств через таможенную границу, охарактеризовав каждое из содержащихся в нем значений;
- выявить особенности правового регулирования перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- проанализировать направления, по которым раскрываются основополагающие нормы (принципы);
- рассмотреть проблемы теории и практики реализации принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- сформулировать выводы по теме исследования.
- перевозку товаров и транспортных средств между складами временного хранения, таможенными складами (например, в случае исключения владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения);
- перевозку товаров и транспортных средств в иных случаях, когда на товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Варианты возможного применения процедуры «внутренний таможенный транзит».
Рис. 1
Таким образом, внутренний таможенный транзит используется не только как таможенная процедура, предшествующая таможенному декларированию товаров.
Процедура внутреннего таможенного транзита не применяется при вынужденной (технической) или промежуточной посадке воздушного судна в месте прибытия во время совершения регулярного международного рейса, без частичной выгрузки транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 ТК Российской Федерации субъектом перевозки товаров и транспортных средств по процедуре внутреннего таможенного транзита может выступать любой перевозчик, в том числе таможенный перевозчик. Из множества возможных перевозчиков товаров и транспортных средств по процедуре внутреннего таможенного транзита можно выделить несколько групп субъектов:[37]
1) Обычные перевозчики, например, сами участники внешнеэкономической деятельности.
2) Транспортные организации, имеющие статус международных перевозчиков и осуществляющие свою деятельность на основании международных конвенций. В отличие от таможенного перевозчика, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу Российской Федерации. Для примера можно обратиться к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.[38]
В настоящее время в российской практике процедура МДП применяется редко, так как большинство транспортных организаций располагают транспортными средствами, не отвечающими требованиям, применяемым к перевозкам, посредством применения книжки МДП.
3) Таможенные перевозчики. Таможенный перевозчик-это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории Российской Федерации.
Претендовать на получение права осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика может только российская транспортная организация (российское юридическое лицо). Получение права на занятие деятельностью в качестве таможенного перевозчика не ограничивает российскую организацию в возможности выступать в роли иных участников таможенных правоотношений. Поэтому транспортные услуги могут выходить за рамки статуса таможенного перевозчика. Например, помимо перевозок товаров и транспортных средств по таможенной территории Российской Федерации транспортная организация может заниматься и международными перевозками грузов, в том числе на основании Конвенции МДП 1975 года. С другой стороны, иностранная транспортная компания, перемещающая транспортные средства через таможенные границы различных государств, не вправе претендовать на статус таможенного перевозчика.
Порядок получения статуса таможенного перевозчика, в форме свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков, носит разрешительный характер.[39] Причин тому несколько. Таможенный орган, рассматривающий заявление организации - претендента о включении в Реестр таможенных перевозчиков, должен убедиться, что приняты все предусмотренные ТК Российской Федерации меры:
- по снижению рисков и ликвидации возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства (утрата транспортного средства, неуплата таможенных платежей). Например, надлежащее оборудование транспортных средств, для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 20 миллионов рублей;
- по обеспечению возмещения вреда, который может быть причинён товару, вверенному таможенному перевозчику по договору перевозки (заключен договор страхования риска гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей).
Кроме ответственности за уплату таможенных платежей[40] и гражданско-правовой ответственности за несоблюдение соответствующих договорных обязательств, таможенный перевозчик может быть привлечен к административной ответственности за совершение нарушений таможенных правил.[41] Например, статья 16.9 КоАП Российской Федерации «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата транспортных средств или документов на них», статья 16.6 КоАП Российской Федерации «Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы» и др. А также возможен отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков. Примечательно, что данные виды ответственности являются относительно самостоятельными, то есть привлечение к одному виду ответственности не освобождает от других. Например, факт недоставки транспортных средств является основанием для привлечения к административной ответственности, взыскания таможенных платежей, а также возмещения стоимости утраченных транспортных средств. В случае повторения подобного возможен и отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.
Соответственно за получением свидетельства о Включении в Реестр таможенных перевозчиков необходимо обращаться в ФТС России либо региональное таможенное управление.[42]
Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на ста дни обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.
Согласно статье 80 ТК Российской Федерации оформление внутреннего таможенного транзита носит разрешительный характер. Разрешение на перевозку товаров и транспортных средств выдает в письменном виде таможенный орган отправления, то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого начинается перевозка транспортного средства.
За получением разрешения на внутренний таможенный транзит вправе обратиться:
- перевозчик (таможенный или иной перевозчик);
- экспедитор, являющийся российским лицом;
- лицо, осуществляющее хранение транспортных средств или проведение с товарами других операции в месте доставки, не являющемся местом нахождения таможенного органа.
Надо заметить, что данное лицо в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 11 ТК Российской Федерации также может рассматриваться в качестве перевозчика, если будет самостоятельно осуществлять такую перевозку транспортного средства.
Так как реализация права перевозки транспортных средств любым перевозчиком обусловлена соблюдением требований таможенного законодательства, то зачастую проще обратиться к услугам специализированной организации (таможенному перевозчику) нежели нести затраты по времени, финансовые расходы по надлежащему оборудованию транспортных средств, а также ответственность за риск недоставки транспорта.
Продолжительность перевозки товаров и транспортных средств по процедуре внутреннего таможенного транзита определяется таможенным органом отправления в каждом конкретном случае. На установление срока перевозки влияют такие факторы, как заявление перевозчика, вид транспорта, протяженность маршрута. Однако все перечисленное должно приниматься во внимание только в пределах сроков обозначенных в ТК Российской Федерации, а именно, 2000 километров за один месяц автомобильного, железнодорожного, морского (речного) транспорта и три дня для воздушного транспорта. Продление предельных сроков внутреннего таможенного транзита допускается только в случае невозможности своевременной доставки товаров и транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В процессе внутреннего таможенного транзита возможны перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с транспортом. Перечисленные операции допускаются с разрешения таможенного органа отравления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция (например, таможенный пост). Если в результате грузовых операций лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит транспортных средств, не меняется, переоформление транзитной декларации не требуется. При этом должностное лицо таможенного органа проставляет отметку в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах о вновь наложенных таможенных пломбах и печатях, а также вносит в них сведения о транспортных средствах, и заверяет их подписью, и личной номерной печатью. Документы возвращаются перевозчику (экспедитору) для продолжения перевозки. Если в результате грузовых операций изменяется лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит транспортных средств, должностное лицо таможенного органа оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров/транспортных средств, после чего выдается новое разрешение на внутренний таможенный транзит товаров в установленном порядке.[43]
Место доставки транспортных средств, при внутреннем таможенном транзите, определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.
Местом доставки транспортных средств является место нахождения таможенного органа, имеющее одновременно статус зоны таможенного контроля. В большинстве случаев территории склада временного хранения, на которых располагаются таможенные посты либо структурные подразделения таможен, осуществляющие таможенное оформление товаров и транспортных средств. Исключения могут составлять случаи доставки транспорта в места нахождения склада получателя товаров.
После прибытия товаров и транспортных средств в место назначения перевозчик обязан предъявить таможенному органу транспортные средства, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на транспортные средства в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров и транспорта. В случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров и транспортных средств железнодорожным транспортом - в течение 12 часов.[44]
Таможенный орган:
а) в течение двух часов с момента представления перевозчиком транзитной декларации и иных документов регистрирует факт прибытия транспортного средства в место доставки транспорта и незамедлительно после регистрации оформляет подтверждение о прибытии транспортного средства;
б) в течение 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства оформляет завершение внутреннего таможенного транзита путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Необходимо отметить, что таможенный кодекс Российской Федерации определяет особый порядок перемещения через таможенную границу России транспортных средств. Причем для осуществления таможенного контроля важны цели такого перемещения, которые можно разделить на две группы:
1) Перемещение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и товаров.
2) Перемещение транспортных средств в качестве товара.
Например, перемещение автомобиля как средства международных перевозок осуществляется в соответствии с таможенными режимами, как правило, временного ввоза (вывоза) или транзита. Их таможенное оформление проводится в общем порядке за исключением одной особенности: лицо, перемещающее транспортное средство, берет на себя обязательство об обратном вывозе (ввозе) транспортного средства в установленные таможенным органом сроки.
Не вызывает затруднений таможенный контроль транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами, поскольку их таможенное оформление осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применяемыми как к транспортным средствам, так и к любым другим товарам.[45] Положениями о применении таможенных режимов порядок перемещения этого товара достаточно полно урегулирован.
Особые проблемы в трактовке требований нормативных документов возникают при осуществлении таможенного оформления транспортных средств физическими лицами, что послужило поводом для более полного анализа его особенностей.
Формализуется отнесение ввозимого транспортного средства в качестве товара либо к торговому, либо к неторговому обороту, то есть определение условий таможенного оформления в зависимости от цели перемещения и предназначения транспортного средства.
Физическое лицо может заявить к таможенному оформлению в торговом обороте любое транспортное средство только после подтверждения статуса индивидуального предпринимателя. Вследствие этого на физическое лицо возлагаются те же обязанности, что и на юридических лиц:
- декларировать товар с использованием грузовой таможенной декларации;
- выполнять общий порядок и условия тарифного (то есть выплачивать совокупный таможенный платеж) и нетарифного регулирования (например, представлять сертификат соответствия на партию товара). Вместе с этим предприниматель получает права;
- поместить транспортное средство под любой таможенный режим, если выполняются условия такого помещения (например, заявить режим реимпорта можно только для товаров, экспортировавшихся из России, чем за десять лет до ввоза);
- воспользоваться таможенными льготами, если таковые предоставляются в отношении заявленного таможенного режима;
- после завершения таможенного оформления в режимах "Экспорт", "Выпуск для свободного обращения" использовать транспортное средство в производственных или иных коммерческих целях.
Информация о работе Принципы перемещения транспортных средств через границу Российской Федерации