Проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

С распадом Советского Союза возникла необходимость, с одной стороны, в формировании бывшими республиками собственной государственности, обустройстве вновь образовавшихся государственных границ, с другой - в сохранении положительного опыта экономики Союза, налаженных десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших субъектов СССР. Поэтому двадцатилетняя практика Содружества, учрежденного в декабре 1991 года связана с множеством противоречий, таможенные законодательства государств-членов СНГ содержат массу разночтений. Это создает необходимость разработки научной концепции сотрудничества Российской Федерации с другими государствами Содружества.

Файлы: 1 файл

Курсач по ТП.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал


 

Кафедра административного и таможенного права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

           по дисциплине ____Таможенное право_____________________

           студента ____Пипко Артёма Сергеевича___________________

           группа ___331______ отделение _____очное_________________

           факультет  _____юридический_____________________________

           на тему ___Проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ____________________________________________________

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к. политич. н., доцент кафедры

гражданско-правовых дисциплин

Васина Анна Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2011

Оглавление

 

 

 

 

Введение

С распадом Советского Союза возникла необходимость, с одной стороны, в формировании бывшими республиками собственной государственности, обустройстве вновь образовавшихся государственных  границ, с другой - в сохранении положительного опыта экономики Союза, налаженных десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших субъектов СССР. Поэтому двадцатилетняя практика Содружества, учрежденного в декабре 1991 года связана с множеством противоречий, таможенные законодательства государств-членов СНГ содержат массу разночтений. Это создает необходимость разработки научной концепции сотрудничества Российской Федерации с другими государствами Содружества.

Актуальность исследования.

Актуальность данного исследования заключается в нескольких моментах.

Во-первых, правовая сторона таможенного  сотрудничества в рамках СНГ в  настоящее время подвергается наибольшей критике как со стороны научных  кругов, так и со стороны практических работников. Несмотря на объективную  необходимость таможенной интеграции стран СНГ, многие правовые вопросы в этой области были недостаточно проработаны, что повлекло за собой их неадекватное толкование.

Во-вторых, сам по себе вопрос развития таможенного сотрудничества, создания Зоны свободной торговли с бывшими  советскими республиками-членами СНГ занимает значительный удельный вес во внешней политике Российской Федерации. Правовое обеспечение таможенного сотрудничества является своеобразным фундаментом экономического сообщества СНГ.

Однако при этом рассматриваемый  вопрос в настоящее время имеет невысокую степень научной разработки именно с позиции теории права. Между тем, такое исследование могло бы решить множество проблем, возникающих на пути унификации таможенных законодательств стран Содружества. В связи с этим следует отметить то, что рассматриваемая проблема нуждается в детальном изучении.

В-третьих, данная тема представляет интерес для изучения вопросов таможенного  сотрудничества вообще, включая перспективу  вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, развития таможенного сотрудничества со странами, не являющимися членами Содружества. Способность решать правовые проблемы в рамках СНГ может свидетельствовать о готовности России и каждого из иных государств-членов Содружества участвовать в деятельности международных организаций по вопросам торговли и таможенного сотрудничества.

Научная разработанность  темы.

Следует отметить, что в российской науке данной теме отводится относительно мало внимания, несмотря на ее актуальность, рассматриваемая проблема практически не исследовалась. Однако ряд попыток изучения проблем таможенного сотрудничества в рамках СНГ были предприняты в научных публикациях и монографиях В.Г. Драганова, Н.Н. Шумским, В.Н. Ионичева и ряда других российских и зарубежных ученых. Особенно хочется отметить труды О.Ю. Бакаевой по проблемам унификации таможенного законодательства. Перечисленные научные труды включены в теоретическую базу исследования. Таким образом, одной из решаемых настоящей курсовой задач является также дальнейшее углубление изучения рассматриваемых проблем с научно-практической точки зрения.

Цель и задачи работы.

Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи: описать  нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов  РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ.

Целью настоящего исследования является изучение одного из наиболее актуальных вопросов теории и практики таможенного  дела - проблем унификации таможенных законодательств стран СНГ, а также выработка предложений по практическому решению данных проблем. В соответствии с поставленной целью автором предпринимается попытка решения следующих задач:

1) сформулировать и классифицировать  проблемы унификации таможенных  законодательств стран СНГ, таможенной интеграции на постсоветском пространстве, определить их причины, а также обосновать необходимость скорейшего решения данных проблем;

2) провести анализ таможенных  законодательств стран СНГ на  предмет выявления принципиальных  различий их основных положений, сформулировать выводы об их готовности к унификации;

3) изучить практику таможенного  сотрудничества в рамках СНГ,  зарубежной и мировой практики таможенной интеграции;

4) обозначить влияние мировых  интеграционно-правовых процессов  на решение проблем унификации таможенных законодательств стран СНГ;

5) определить основные недостатки  в процессе унификации таможенных  законодательств стран СНГ, выявленные практикой таможенного дела;

6) выработать предложения по  решению проблем унификации таможенных законодательств стран СНГ.

Объект и предмет  исследования.

Объектом исследования являются правовые отношения в области таможенного  дела, складывающиеся между государствами-членами  СНГ по формированию общей нормативной  базы таможенного сотрудничества, унификации собственных таможенных законодательств. Также исследуются правоотношения, возникающие между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации с государствами-членами Содружества с учетом особенности таможенного оформления и таможенного контроля, применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в рамках СНГ.

Предметом исследования являются межгосударственные соглашения о таможенном сотрудничестве в рамках Содружества Независимых Государств, их законы о таможенном деле, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти и таможенных ведомств стран СНГ, относящиеся к рассматриваемым в работе проблемам.

  Практическая значимость  исследования.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что по его результатам автор вскрывает недостатки в процессе унификации таможенных законодательств стран СНГ и формулирует практические предложения по решению ее проблем.

Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена общей характеристике таможенных законодательств стран СНГ. Во второй главе выводится понятие унификации таможенных законодательств, указываются тенденции к интеграции стран СНГ, а также выявляются основные проблемы, связанные с унификацией законодательств. В третьей главе представлены варианты решений к существующим проблемам. В заключении подводится общий итог исследования.

 

Глава 1 Характеристика таможенных законодательств стран СНГ

 

С распадом в 1991 г. СССР и формированием на его  основе СНГ, перед бывшими союзными республиками остро встал вопрос о восстановлении на новой базе производственных и торговых связей, создания партнерских отношений на принципах взаимной выгоды.

На сегодняшний  день СНГ объединяет: Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Украину.

Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.

Возглавляет и  направляет работу по осуществлению  взаимодействия таможенных служб стран  СНГ специально для этого созданный  орган — Совет руководителей  таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

В процессе осуществления  своей деятельности в целях практического  взаимодействия в сфере таможенного  дела Советом были подготовлены и  утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ1. Данный документ определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ.

В.Г. Драганов, сравнивая таможенные законодательства стран СНГ делает следующие выводы по степени  их соответствия "Основам"2:

— наиболее не соответствуют "Основам" (понятийный аппарат, структура, содержание основных институтов) таможенные кодексы Республики Молдова и Украины;

— полностью  соответствуют "Основам" таможенные кодексы Республик Беларусь, Таджикистан;

— имеют отдельные  не принципиальные расхождения по ряду институтов (главным образом, сроки: оформления, проверки декларации, действия режима, отсрочки платежа и др.) таможенные кодексы Республики Азербайджан, Республики Казахстан, Кыргызской Республики.

 Отдельные  положения о валютном контроле, таможенной статистике и классификации  товаров для таможенных целей,  предварительные решения и консультирование  по таможенным вопросам, за исключением  таможенных кодексов Украины и Республики Молдова, полностью соответствуют "Основам".

 Таможенная  стоимость товаров и страна  происхождения товаров как самостоятельные  институты включены в Таможенный  кодекс Кыргызской Республики  и Указ Президента Республики  Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Остальные исследуемые документы, включая 311-ФЗ «о таможенном регулировании в РФ», данных институтов не содержат (они вынесены в отдельные законодательные акты, такие, например, как: Закон Украины "О Едином таможенном тарифе", Закон Республики Беларусь "О Таможенном тарифе").

Помимо Основ, являющихся базовым документов в  сфере унификации таможенного регулирования  стран-участников СНГ, существует еще  целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере:

1) Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Москва, 15 апреля 1994)

2) Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (Москва, 15 апреля 1994)

3) Решение о Положении о порядке возврата вывозимых и ввозимых культурных ценностей (Бишкек, 9 октября 1997)

4) Соглашение о порядке транзита через территории государств-участников СНГ (Минск, 4 июня 1999)

5) Протокол о порядке взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения (Ялта, 8 октября 1999)

6) Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли (Ялта, 8 октября 1999)

7) Решение о правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (Москва, 28 сентября 2001)

8) Решение о Положении о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ в новой редакции (Москва, 30 мая 2002)

9) Решение о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников СНГ в новой редакции (Москва, 25 ноября 2005)

Формирование государствами "пятерки" Таможенного союза и Единого экономического простанства началось в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Все члены Евроазиатского экономического сообщества являются участниками Содружества независимых государств и существуют тесные связи между этими двумя организациями.

Необходимо  сказать, что ЕврАзЭС было создано  во многом для достижения целей, которые  не были достигнуты в рамках соглашений стран СНГ.

В отличие от СНГ, в ЕврАзЭС исполнение решений, принимаемых институтами Сообщества,  достигается путем принятия необходимых  национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками.

Информация о работе Проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ