Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа
С распадом Советского Союза возникла необходимость, с одной стороны, в формировании бывшими республиками собственной государственности, обустройстве вновь образовавшихся государственных границ, с другой - в сохранении положительного опыта экономики Союза, налаженных десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших субъектов СССР. Поэтому двадцатилетняя практика Содружества, учрежденного в декабре 1991 года связана с множеством противоречий, таможенные законодательства государств-членов СНГ содержат массу разночтений. Это создает необходимость разработки научной концепции сотрудничества Российской Федерации с другими государствами Содружества.
Однако развитие Таможенного союза сталкивается с рядом проблем: сохраняются существенные различия в таможенном и налоговом администрировании сторон, не выработан компенсационный механизм при введении Единого таможенного тарифа, не унифицированы торговые режимы с третьими государствами.
Поэтому правительствам сторон предстоит провести большую работу по согласованию таможенно-тарифной и торговой политики в рамках Таможенного союза.
Особо актуальное значение имеет реализация следующих направлений.
1) Унификация национальных
Во-первых, целесообразно белорусской и российской сторонам ратифицировать полный пакет Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), что позволит в полном объеме реализовать международные нормы таможенного администрирования и контроля. Актуальное значение имеет введение странами Таможенного союза единого механизма страхования таможенных рисков.
Во-вторых, государствам Таможенного союза следует принять меры по унификации принципов налогообложения и ставок НДС. Необходимо, чтобы НДС взимался не с оборота, а с добавленной стоимости, что существенно облегчит налоговое администрирование по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса и будет способствовать промышленному росту стран Таможенного союза.
2) Формирование государствами
Необходимо, во-первых, проанализировать существующие торговые режимы и согласовать между участниками Таможенного союза параметры будущего единого торгового режима. Во-вторых, обеспечить установление согласованного режима путем заключения необходимых договоров с внешними партнерами.
3) Разработка компенсационного механизма при введении Единого таможенного тарифа.
Целесообразно на начальном этапе
формирования Таможенного союза
реализовать соответствующий
4) Введение единой формы
Необходимо разработать единую
форму сертификата
5) Разработка финансового
Необходимо финансовым ведомствам и институтам сторон создать совместный фонд для укрепления внешних границ Таможенного союза. Средства данного фонда должны быть направлены на приобретение современного оборудования, ремонт и реконструкцию таможенных постов, обучение и переподготовку кадров таможенной службы и т. д.
6) Развитие инвестиционного
Устойчивое экономическое
Реализация указанных выше направлений
будет способствовать активизации
процесса формирования Таможенного
союза, свободному движению товаров, увеличению
взаимного товарооборота и
К сожалению, в ТК ТС не нашло отражения
положение, установленное в
О.Ю. Бакаева считает, что обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность14. Учитывая, что исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму. Представляется, что введение такого положения в Таможенный кодекс Таможенного союза позволила бы добиться ряда преимуществ:
– уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической деятельности;
– избежать ошибок при определении объема таможенных платежей;
– своевременно определить таможенную стоимость товаров и снизить уровень ее корректировок;
– повысить эффективность контроля за уплатой таможенных платежей.
Кроме того, законодатель исключил из сферы правового регулирования кодекса традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», заменив его на более широкую категорию «таможенная процедура», что можно признать недостаточно обоснованным. Такая трансформация потребует в первую очередь внесения целого ряда изменений в нормативные акты различного уровня, оперирующие термином «таможенный режим». Например, в главе 16 КоАП РФ поправки коснутся статей 16.9 и 16.10 (поскольку в них упоминается о таможенном режиме международного таможенного транзита), статьи 16.19 «Несоблюдение таможенного режима».
Что касается проблем российского таможенного законодательства в рамках темы работы, то на территории Российской Федерации законодательная база претерпевает существенные изменения. Таможенный кодекс РФ заменен Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В целом закон восполняет пробелы – отношения, не урегулированные ТК ТС. Например, в законопроекте реализовано положение ТК ТС о возможности установления законодательством государств – членов Таможенного союза иных мест временного хранения помимо складов временного хранения товаров и об установлении требований по их расположению, обустройству и оборудованию. Вместе с тем в нем содержится множество норм, дублирующих ТК ТС, что приводит к громоздкости таможенного законодательства.
Проведенный анализ процесса формирования
Таможенного союза между
Во-первых, сформирована соответствующая нормативно-правовая база.
Во-вторых, согласован Единый таможенный тариф.
В-третьих, на 46-м заседании
Необходимо отметить важность принятого законодательства правительства РФ по данному вопросу.
Совсем недавно Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «об унификации законодательства РФ и законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества», который несомненно должен разрешить многие проблемы связанные с унификацией таможенного законодательства.
Законопроект был принят Государственной Думой 18 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года. Закон вносит изменения в 24 законодательных акта РФ.
Согласно пояснительной
Законодатели отмечают что изменения направлены на однозначное толкование правовых норм в связи с созданием Таможенного союза. Федеральный закон приводит законодательство Российской Федерации в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В частности, унифицированы понятия "таможенная граница РФ", "таможенная территория РФ", "таможенные режимы" и ряд других 15.
Таким образом, наглядно видно, что
правительства стран-участниц СНГ
ведет активную работу над преодолением
проблем связанных с унификацие
Предложения по решению проблем
унификации таможенных законодательств
стран СНГ при осуществлении
межгосударственного
1) установленная соглашениями о
таможенном сотрудничестве
2) единый порядок принятия
3) возложение на Российскую
4) безусловное признание в
5) главным образом, посредством
заключения международных догов
В заключение следует отметить: очень важно при формировании нормативной базы Таможенного союза не допустить усиления конфликта частных и публичных интересов, не ужесточить таможенные правила, не возвести дополнительные административные и финансовые барьеры. При этом не следует умалять роль основных доноров бюджета – субъектов внешнеторговой деятельности. Непредсказуемость диктуемых публичной властью правил игры в таможенной сфере неминуемо приведет к росту числа правонарушений, расширению «теневого» оборота товаров, укреплению проблемного имиджа таможенной службы.
В настоящей работе рассмотрен один из наиболее актуальных на текущий период вопросов теории и практики таможенного дела - о проблемах унификации таможенных законодательств стран СНГ. В результате исследований проведенных при составлении курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Понятие унификации, приведенное в работе, предусматривает наличие адекватного национально-правового регулирования в рамках основных институтов законодательства о таможенном деле различных стран. Положения, требующие унификации, в целом совпадают с содержанием названных институтов. Итоговым результатом унификации таможенных законодательств стран СНГ должно стать беспрепятственное в таможенном отношении движение товаров и транспортных средств в рамках общего правового пространства без учета страны их происхождения.
2. Классификация проблем
3. Положения национальных
4. Недостатки процесса
5. Степень влияния
6. Предложения по решению проблем унификации таможенных законодательств стран СНГ, изложенные в настоящем исследовании, сведены к нормативному разъяснению, регулированию ФТС России порядка совершения юридических действий по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств, перемещаемых в рамках Содружества; особенностей единообразного применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли в пределах СНГ. В конечном итоге, это окажет решающее воздействие на фактическое воплощение в практику российского таможенного дела экономической интеграции стран Содружества.
Общим итогом проведенного в работе исследования можно считать следующее. Наиболее приемлемой и полезной формой таможенного сотрудничества в рамках СНГ является Таможенный союз. Доказательством тому служит стремление многих государств - бывших республик СССР образовать единое экономическое пространство. Однако политика государств в этой области характеризуется противоречивостью и непоследовательностью. Поэтому ведущую роль в данной области должна быть отведена правовому регулированию. Экономические факторы, при всей их огромной значимости, не могут служить оправданием одностороннего нарушения каким-либо союзным государством соглашения о таможенном сотрудничестве. Процесс таможенной интеграции в СНГ должен происходить в строгом соответствии с принципами права и при использовании всех его возможностей. К сожалению, в настоящее время правовые системы стран-участниц не готовы к вступлению в Таможенный союз даже с учетом завершения его формирования в ближайшей перспективе. Это стало возможным, в том числе, благодаря ошибкам исключительно правового характера, допущенным при создании СНГ, зоны свободной торговли и при заключении первых соглашений о Таможенном союзе. Исправление данных упущений во вновь заключаемых в рамках Содружества договорах и соглашениях, при национальном и совместном нормотворчестве по направлениям, предложенным выше, станет правовой основой выхода из кризиса таможенной интеграции, наблюдающегося в настоящее время.
Информация о работе Проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ