Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа
С распадом Советского Союза возникла необходимость, с одной стороны, в формировании бывшими республиками собственной государственности, обустройстве вновь образовавшихся государственных границ, с другой - в сохранении положительного опыта экономики Союза, налаженных десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших субъектов СССР. Поэтому двадцатилетняя практика Содружества, учрежденного в декабре 1991 года связана с множеством противоречий, таможенные законодательства государств-членов СНГ содержат массу разночтений. Это создает необходимость разработки научной концепции сотрудничества Российской Федерации с другими государствами Содружества.
Как отмечает В.И. Камышевский в своей работе3, органы СНГ действительно лишены реальных властных полномочий, без которых эффективное развитие интеграционных процессов и создание единого экономического пространства невозможны. Подписанные в рамках Содружества соглашения, как правило, не выполняются. Так, расследование исполнительного секретариата СНГ, проведенное в 1997 г., показало, что из 880 решений, принятых Содружеством, реально выполнены только 130. Ряд документов не имеет необходимых условий для выполнения.
Сохранение существенных различий в национальных законодательствах СНГ создает реальные проблемы для дальнейшей интеграции этих стран.
Поэтому для более ясного представления о разногласиях складывающихся между таможенными законодательствами стран СНГ проведем их сравнение на примере Казахстана и России4. Таможенный кодекс Казахстана так же, как и №311-ФЗ в РФ, направлен на приведение национального законодательства в соответствие с международной Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г.
Имеющиеся в Таможенных законодательствах РФ и РК различия обусловлены особенностями национальных законодательств. Уровень унификации законодательства, по оценкам Представительства, составляет 80-85 процентов, понятийный аппарат совпадает на 90 процентов.
Различия между
национальными
1)По вопросам доставки товаров и транспортных средств
В 311-ФЗ в качестве одной из мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ предусматривает определение маршрутов перевозки отдельных товаров, в ТК РК аналогичная мера отсутствует.
В соответствии с пунктом 3 статьи 74 ТК РК меры по обеспечению доставки товаров и транспортных средств не применяются при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенными к категории минимального риска (кроме доставки отдельных подакцизных товаров). В российском кодексе такое правило не предусмотрено.
Ст.66 ТК РК устанавливает возможность приостановления действия лицензии таможенного перевозчика на срок до шести месяцев для устранения допущенных нарушений, в случае не устранения нарушений лицензия отзывается. 311 –ФЗ это не предусмотрено.
2)Декларирование товаров
ТК РК устанавливает срок подачи полной ГТД при периодическом декларировании - не позднее десяти календарных дней после окончания периода поставки. В 311-ФЗ в отношении вывозимых российских товаров установлен иной срок - 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
В ТК РК имеется
норма о приостановлении
3)Таможенные режимы
Наибольшие отличия имеются по всем видам переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории и для свободного обращения), по режиму таможенного склада и временного ввоза.
Переработка товаров по ТК РК допускается при наличии заключения уполномоченного органа. В 311-ФЗ разрешение на переработку таможенный орган выдает самостоятельно.
Согласно 311-ФЗ таможенный орган в случае истечения предельного срока хранения на СВХ и на таможенных складах вправе осуществлять распоряжение товарами на основании акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока. ТК РК данной нормы не предусматривает.
4)Таможенные платежи, обеспечение уплаты таможенных платежей
В ТК РК предусмотрены сборы за принятие предварительного решения, хранение товаров на СВХ и таможенных складах, принадлежащих таможенным органам РК, в российском законодательстве такие сборы отсутствуют.
Помимо иных способов обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, установленных в 311-ФЗ и ТК РК, в РФ дополнительно предусмотрен вид обеспечения - поручительство иного лица.
Сроки возврата таможенных платежей и налогов в 311-ФЗ - 3 года. В ТК РК - 5 лет, что тоже является следствием унификации с национальными налоговыми законодательствами. Для отдельных случаев возврата 311 –ФЗ предусматривает срок возврата в течение года со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм, тогда как ТК РК такие исключения не предусмотрены.
Кроме того 311-ФЗ при определении таможенной стоимости предусматривается возможность согласования применяемого метода определения таможенной стоимости. В ТК РК подобный принцип отсутствует. В РК в соответствии со дня определения таможенной стоимости товаров применяется привлечение компаний-экспертов. Следует также отметить, что особенностью казахстанского законодательства является то, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2003 года 794 установлены информационные справочники, используемые при применении резервного метода определения таможенной стоимости товаров.
Различия в действующих таможенных тарифах России и Казахстана
По ставкам вывозных пошлин процент унификации составляет 93,86 (10 601 позиций из 11 295 позиций товаров согласно ТН ВЭД России, по 10 709 позициям в РФ и РК установлена ставка 0), а по ставкам ввозных пошлин -51,71 процента (5 728 позиция из 11295).
5)Ввоз валюты
При ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, перечисленные предметы подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму.
В РК действует иное правило: ввоз в Республику Казахстан физическими лицами наличной иностранной и (или) национальной валюты в размере, превышающем эквивалент 3 000 долларов США, подлежат обязательному декларированию таможенному органу Республики Казахстан путем подачи таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной и (или) национальной валюты.
Имеются отличия по взиманию НДС при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан и Российской Федерации.
Различаются перечни подакцизных товаров. В отличие от Российской Федерации, где применяются единые ставки акцизов на производимые и импортируемые товары, в Республике Казахстан ставки акцизов, установленные на ввозимые товары, как правило, превышают размеры акцизов, взимаемых с производимых товаров.
В последнее время таможенные отношения претерпевают существенные изменения, связанные с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и введением с 1 июля 2010 г. в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. При формировании новой системы таможенного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, в частности Международной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.
Единообразие таможенного регулирования не означает отсутствия национального таможенного законодательства. Так был принят Федерального закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». С 1 июля 2010 года он заменил Таможенный кодекс РФ. Аналогичные изменения произошли в Белоруссии и Казахстане. С помощью национальных законодательных норм можно будет восполнить пробелы – отношения, не регламентированные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Следует
учитывать, что ускоренный
Отметим,
что законодательство Казахстан
Следует отметить, что, несмотря на свое название, статус Таможенного кодекса ТС равнозначен статусу международного договора, что означает необходимость его ратификации, равно как и для всех актов такого рода.
Правовая база Таможенного союза состоит из трех частей:
1. ТК ТС.
2. Международные соглашения по вопросам, не урегулированным ТК ТС.
3. Решения Комиссии Таможенного союза.
Приоритет
в таможенном регулировании
Таким образом, необходимо отметить, что на сегодняшний день правовая база стран-участников СНГ весьма обширна и продолжает дополняться. Однако вместе с этим существуют существенные различия и противоречия между таможенными законодательствами стран СНГ. Поэтому необходимо снизить число отсылочных норм, а также согласовать и унифицировать национальные таможенные законодательства стран-участниц СНГ.
Необходимость углубленного таможенного сотрудничества стран-участниц СНГ имеет объективные причины. Данная проблема связана, прежде всего, с экономическими и правовыми факторами и трудностями, существующими в постсоветском пространстве. Это существенно отличает экономическую и таможенную интеграцию от мировых аналогов: страны СНГ, будучи субъектами СССР длительное время не имели полномочий на осуществление таможенного дела, внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование данных общественных отношений составляло исключительную компетенцию Союза. Таким образом, в настоящее время правовое поле ВЭД и таможенного дела в рамках СНГ воссоздается, но уже на межгосударственном уровне.
В современной теории права различают следующие формы правовой интеграции: сближение, гармонизация и унификация национальных законодательств.
Высшей формой правовой интеграции
стран СНГ в области
Здесь необходимо вывести собственно понятие унификации таможенных законодательств. Это является основополагающим фактором в изучении сущности рассматриваемого правового явления, необычайно сложного по своей структуре.
Видные отечественные
«Таким образом, - делает вывод указанный автор, - унификация возможна только на межгосударственном уровне»6.
Как видим, в настоящее время в отечественной юридической науке четкое и однозначное определение понятия «унификация» отсутствует. Унификацию можно определить как процесс, в результате которого происходит создание единообразных норм права, применяемых впоследствии на межгосударственном уровне. В таком случае определяющими признаками унификации будут являться: 1) единообразие вводимых унифицированных правовых норм; 2) обязательное введение в действие и применение этих норм в нескольких государствах.
Все же едва ли нужно доказывать, что унификация - важнейшее средство совершенствования законодательства. Этот процесс имеет ряд положительных сторон.
Во-первых, унификация ведет к сокращению числа действующих нормативных актов, что существенно упрощает законодательство.
Во-вторых, унификация способствует правильному применению законодательства, поскольку гораздо проще применить единообразную норму, нежели ряд правил, принятых ранее.
В-третьих, унификация законодательства содействует еще более тесному экономическому и иному общению между сторонами Союзного государства.
Под интеграцией следует понимать
разновидность
Информация о работе Проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ