Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- обозначить роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД;
- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации;
- выделить особенности таможенного регулирования на примере Дальневосточного таможенного управления;
- предложить пути совершенствования деятельности таможенной системы на Дальнем Востоке.

Содержание работы

Введение
4
1 Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
6
Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
6
11
Методы таможенного регулирования ВЭД
Основные черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД

20
2 Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления
23
2.1 Общая характеристика внешней торговли в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления
23
2.2 Анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей
по Дальневосточному таможенному управлению
29
3 Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
31
3.1 Основные тенденции в развитии взаимной торговли товарами и
услугами
31
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсоваая.docx

— 95.05 Кб (Скачать файл)

Таможня участвует в любой  международной сделке. В вопросах содействия торговле деятельность таможни  определяет до 60-70% успеха в решении  этой проблемы.

Наибольший интерес проявляют  к проблеме совершенствования таможенного  регулирования крупнейшие транснациональные  корпорации. Именно крупные корпорации организуют и контролируют работу международных  воспроизводственных циклов, в рамках которых таможня стала одним  из тормозящих общий воспроизводственный  процесс звеньев.

Во всем мире национальные воспроизводственные циклы уже  давно вышли за государственные  границы, и экономика функционирует  в рамках не политических, а экономических  границ. Сформировались подвижные трансграничные воспроизводственные системы. В  рамках этих систем формируется мировой доход.

         Таким образом, рассмотрев основные  этапы и направления в деятельности  государства по становлению и  совершенствованию таможенной системы  в РФ, можно сделать определенные выводы. В результате роста видов производимых товаров, увеличения влияния сферы услуг и распространения новых технологий организационно-правовые основы управления в таможенном деле России стали постепенно приобретать черты цивилизованности и интегрированности в общие международные процессы. Кроме того, можно определить что, роль таможенной системы в механизме государственно регулирования имеет очень большое значение. В первую очередь это связано с защитой экономических интересов государства, а также с нормальным обеспечением регулируемости границ.

 

 

 

1.2 Методы таможенного  регулирования внешнеэкономической        

      деятельности

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности.  Все меры государственного воздействия могут быть разделены на протекционистские и либерализационные, в зависимости от направленности действия на экономические процессы. Протекционизм — защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Он характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. Свободная торговля (либерализация) — это свободный беспошлинный или облагаемый незначительными пошлинами ввоз товаров. Меры либерализации направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний

Действующие методы, используемые таможенной службой в механизме государственного регулирования ВЭД, позволяют решить

задачи, стоящие перед  государством в области обеспечения безопасности, оптимизации структуры внешнеторгового оборота, реализации национальных интересов и интересов участников ВЭД и т. д. Эти методы представляют собой сложную систему взаимосвязанных мер, имеющих по своей природе различную основу: от жестких административных запретительных мер, до мер тарифного регулирования, которые носят сугубо экономический характер.

Целесообразно провести классификацию  этих методов, отталкиваясь от функций, выполняемых таможенными органами, и объединить по следующим группам:

1) методы регулирования  ВЭД, связанные с формированием  таможенных платежей - экономические  методы;

2) методы регулирования  ВЭД, требующие от таможенных  органов проведения дополнительного  документального контроля на  предмет соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу - административные методы.

Тарифные  методы являются основой экономического регулирования ВЭД. На таможенные органы возложена функция сборов таможенных пошлин, НДС и акцизов в полном размере, тем самым осуществляя экономические методы регулирования ВЭД.2

Уровень обложения импортными налогами определенных товарных партий регулируется не только таможенным тарифом. А также многочисленными сопутствующими нормативными актами, которые предусматривают льготные режимы и процедуры, дополнительные пошлины в зависимости от страны происхождения или сферы применения ввозимого товара, различные формы и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, процедуру возврата таможенных или других платежей.

В целях получения более  полного представления об уровне импортного налогообложения, необходимо проводить анализ действующих процедур в области тарифного регулирования ВЭД, а также начисления импортных налогов, влияющие на уровень налогообложения.

При принятии решения о  начислении таможенных платежей, перед  таможенным инспектором, осуществляющим контроль полноты уплаты таможенных платежей, ставится пять задач:

1. Определение ставки  таможенной пошлины. 2. Определение ставки акциза.

3. Определение ставки  НДС. 4. Определение таможенной стоимости ввозимых товаров. 5. Определение способа и формы уплаты начисленных таможенных платежей.

Определение ставки таможенной пошлины осуществляется на основе действующего таможенного тарифа. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).

Содержанием таможенного  тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Процедура расчета таможенной пошлины зависит от вида ставки, а именно:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается  в процентах к таможенной стоимости  облагаемого товара. Поэтому необходимая  сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости  и соответствующей ставки пошлины  в процентах. Здесь ключевую роль играет стоимостная оценка товаров.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу  облагаемых товаров. В качестве денежного  эквивалента выступает евро. Так  как основой начисления являются количественные характеристики, то ключевую роль здесь играет физический объем  товаров.

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

Виды и размеры ставок, равно как и категории товаров  облагаемых пошлиной, в настоящее  время определены в Таможенном тарифе Российской Федерации. Наименование и  обозначение товаров в таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с кодами ТНВЭД России.

В настоящее время в  связи с образованием Таможенного  союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ и в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №18.

В соответствии с этим соглашением для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:

-    базовый перечень  единого таможенного тарифа –  свод ставок ввозных таможенных  пошлин, в отношении которых государствами-членами  Таможенного союза достигнуто  согласие об их размерах в  едином таможенном тарифе;

-    ввозная таможенная  пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами  при ввозе товаров на единую  таможенную территорию государств-членов  Таможенного союза;

-    внеквотная ставка  ввозной таможенной пошлины –  ставка ввозной таможенной пошлины,  устанавливаемая на товары, ввозимые  сверх установленной тарифной  квоты;

-    внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;

-    ставка ввозной  таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;

-    тарифная квота  – мера регулирования ввоза  на единую таможенную территорию  государств-членов Таможенного союза  отдельных видов товаров, предусматривающая  применение в течение определенного  периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

Также в указанном выше соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе  товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной  таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.

В настоящее время допускается  предоставление тарифных льгот в  отношении следующих категорий  товаров:

-  ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

-    ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя

в уставный (складочный) капитал  в пределах сроков, установленных  учредительными документами для  формирования этого капитала;

-    ввозимых в  рамках международного сотрудничества  государств-членов Таможенного союза  в области исследования и использования  космического пространства, а также  соглашений об услугах по запуску  космических аппаратов, по перечню,  утверждаемому Комиссией Таможенного союза.

По классификации нетарифных мер, принятой Организацией Объединенных Наций, инструменты нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности делятся на три категории.

К первой категории относятся  внешнеторговые меры, применение которых  направлено на прямое ограничение импорта  с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование импорта; контингентирование импорта; антидемпинговые пошлины; компенсационные  пошлины; компенсационные сборы; «добровольные» ограничения экспорта; система минимальных  импортных цен.

Вторая категория включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых ограничивает торговлю: таможенные формальности; технические стандарты и нормы; санитарные и ветеринарные нормы; требования к упаковке, маркировке и розливу.

К третьей категории относятся  меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение  импорта или стимулирование экспорта, но действие которых ведет именно к этому результату: импортные депозиты; экспортные премии; страхование политических рисков; государственное кредитование экспорта; режим наибольшего благоприятствования; экспортная субсидия.

В России, несмотря на попытки  изменить и наполнить новым содержанием меры административного регулирования ВЭД, по-прежнему основными остаются лицензирование, сертификация, квотирование, экспортные субсидии, карантинный, фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический контроль и ветеринарный надзор.

Лицензирование представляет собой процесс регулирования  компетентными государственными органами ввоза или вывоза товаров путем  выдачи специальных разрешений (лицензий). Лицензирование является формой государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.

Согласно ст.24 Федерального Закона Российской Федерации «Об  основах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности», лицензирование в сфере внешней  торговли устанавливается в следующих  случаях:

1) введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных видов  товаров;

2) реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь и здоровье  граждан, имущество физических  или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных или растений;

3) предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров  определенным участникам ВЭД;

4) выполнение Российской  Федерацией условий международных  обязательств.

Наиболее яркой формой жесткого нетарифного воздействия  на внешнюю торговлю является квота, или контингент.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение  в количественном или стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной  к ввозу в страну (импортная  квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период времени. Вводится межгосударственными или  национальными государственными органами с целью регулирования внешней торговли.

Информация о работе Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО