Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- обозначить роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД;
- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации;
- выделить особенности таможенного регулирования на примере Дальневосточного таможенного управления;
- предложить пути совершенствования деятельности таможенной системы на Дальнем Востоке.

Содержание работы

Введение
4
1 Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
6
Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
6
11
Методы таможенного регулирования ВЭД
Основные черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД

20
2 Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления
23
2.1 Общая характеристика внешней торговли в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления
23
2.2 Анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей
по Дальневосточному таможенному управлению
29
3 Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
31
3.1 Основные тенденции в развитии взаимной торговли товарами и
услугами
31
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсоваая.docx

— 95.05 Кб (Скачать файл)

Сейчас заключено соглашение между Министерством топлива  и энергетики РФ и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о реализации проектов сотрудничества в области  нефти и газа.

Освоение экспорта дальневосточных  топливных ресурсов - путь к обеспечению  должных позиций России в АТР  и в мире. Уникальный рекреационный  потенциал требует огромных средств для развития туризма, что является благополучным для экономики России. Развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока со странами АТР - будущее России.

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В таможенной системе РФ с 01 января 2004 года разработана и внедрена система управления рисками, которая во многом характеризуется информационной избыточностью.

Основным элементом СУР являются профили рисков, которые дублируют друг друга, многократно перекрывая одну и ту же область риска. Следствиями информационной избыточности СУР являются:

- повышенная информационная  нагрузка на таможенных инспекторов  при выявлении профилей рисков;

- существенно усложнившийся процесс автоматизации системы управления рисками;

- функции контроля над деятельностью должностных лиц, принимающих решение о мерах по минимизации выявленных рисков, осложнены.

Еще одно важное отрицательное свойство внедренной СУР заключается в ее недостаточности для организации таможенного контроля. На практике это означает, что сотрудник таможни вынужден пользоваться не только системой управления рисками, но и дополнительными руководящими документами служб ФТС России.

С одной стороны, это вызывает многочисленные противоречия при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств и усложняет таможенное администрирование ВЭД, с другой - нарушает принципы Киотской конвенции о стандартизации и упрощении процедуры таможенного оформления, максимального использования информационных технологий, выборочного таможенного контроля. Результативность применения досмотровых операций на основе выявленных профилей рисков крайне низкая и составляет по таможням от 0,36% до 7,7%, в среднем по таможням ДВТУ - 1,70 процентов (т.е. на каждые 59 досмотров приходится 1 выявленное правонарушение).

Таким образом, становится очевидным, что действующая СУР не отвечает принципу выборочного, «точечного» контроля Киотской конвенции, согласно которому результативность применяемых досмотровых операций должна быть близка к 100%.

Участник внешнеэкономической деятельности при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым, формируя доходную часть федерального бюджета.

Таким образом, меры экономического регулирования, а также административные меры являются барьерами, препятствия которых связаны с различного рода обременением, через которые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и вывозу товаров и транспортных средств.

Учитывая, что под риском в таможенном деле понимается вероятность  нарушения законодательства РФ в  области регулирования ВЭД, то представляется целесообразным, при разработке системы  управления рисками в области  таможенного дела, отталкиваться  от мер регулирования ВЭД, как  от потенциального источника нарушений  таможенного законодательства. Отсюда следует, что необходимо искать и разрабатывать усовершенствованные пути для реализации такой обширной системы как система управления рисками.

 

3.1 Описание системы управления рисками, применяемой в  

      деятельности ДВТУ

Значительные изменения  во внешней торговле, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий, стабильный рост внешней торговли побуждают  российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы управления рисками (СУР).

В Киотской конвенции закреплено, что управление рисками в таможенной службе - это основной базисный принцип  современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего контроля.

Цель системы управления рисками - создание современной системы  таможенного администрирования, которая обеспечит осуществление эффективного таможенного контроля. При этом, исходя из принципа выборочности, основанном на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации. Наиболее важные и приоритетные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

-   имеют устойчивый характер;

- связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов в значительных размерах;

- подрывают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Система управления рисками  должна поддерживать оптимальный баланс между упрощением таможенных процедур с одной стороны и обеспечением таможенного контроля с другой.

Чем эффективнее таможенный контроль, тем меньше его воздействие  на процедуры таможенного оформления и тем больше возможностей для  их упрощения и ускорения.

Основным документом, содержащим требования к методам и процедурам таможенного контроля, к их применению является Киотская конвенция. В конвенции  сформулированы руководства, которые  настоятельно рекомендуются к применению, так как представляют собой образцовую практику для современной таможенной системы.

В Генеральном приложении к конвенции рекомендуются следующие  принципы, которые таможенные службы должны применить в своих странах:

- стандартизация и упрощение  процедуры таможенного оформления;

- поступательное развитие  и совершенствование технологий  проведения таможенного контроля;

- максимальное использование  информационных технологий;

- партнерский подход в  отношениях между таможенной  организацией и торговым сообществом.

Ключевыми элементами Киотской конвенции, которые следует принять  современным таможенным организациям, являются:

- максимальное использование  автоматизированных систем;

- владение технологиями  управления рисками (включая оценку  рисков и выборочный контроль);

- использование предварительно  полученной информации для применения  программы выборочного контроля;

- использование электронных  средств для передачи информации;

- координация своей работы  с работой других учреждений;

- обеспечение легкого  доступа всех желающих к информации  по таможенным требованиям, законам,  правилам и положениям;

- организация прозрачной  системы рассмотрения заявлений  по таможенным вопросам;

- организация консультаций  с торговым сообществом.

В соответствии с Киотской конвенцией, ниже приведены базовые  термины таможенного контроля, основанного  на системе управления рисками, и  их определения:

Нарушение таможенного законодательства - любое нарушение или предпринятое нарушение таможенного законодательства (справочник таможенных терминов Всемирной  Таможенной Организации).

Документ - любое физическое или электронное средство разработанное как носитель и фактически содержащее входящие данные.

Риск - потенциальное несоблюдение таможенного законодательства.

Анализ риска - систематическое  использование имеющейся информации для определения того, насколько  часто определенные риски могут  возникать и размеры возможных  последствий.

Область риска - те таможенные процедуры и категории международного передвижения, которые представляют источник риска.

Оценка риска - систематическое  определение приоритетов управления риском путем оценки и сравнения  уровня риска с допустимым уровнем  риска, определенными предварительно, уровнем риска объекта и других критериев.

Индикаторы риска - определенные критерии, которые взятые вместе, служат в качестве практического инструмента  для выбора и определения объекта  передвижения для потенциального несоблюдения таможенного законодательства.

Управление риском - систематическое  применение процедур управления и практики, которые предоставляют таможенному  органу необходимую информацию для  изучения передвижений или партии товаров, которые представляют риск.

Идея создания системы  управления рисками и перехода таможенного  администрирования ВЭД на принцип  выборочного, «точечного» контроля не является новой.

Для целей организации  системы управления рисками элементы таможенного контроля при основном таможенном оформлении целесообразно  разделить по трем основным блокам:

1. Определение кода товара  в соответствии с товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности (ТНВЭД).

2. Экономическое регулирование  ВЭД.

3. Административное регулирование ВЭД.

Процедура определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности (ТНВЭД) выделяется в отдельный  блок по нижеследующим причинам:

- классификация (отнесение  товаров к тому или иному  коду ТНВЭД) и кодирование товаров  являются важными составными  элементами таможенного дела  и функциями, возложенными на  таможенные органы Российской  Федерации. Под кодированием товаров  понимается технический прием,  позволяющий представить классифицируемый  объект в виде знака или  группы знаков (цифрового кода);

- код ТНВЭД выполняет  роль ключевого признака товаров,  на основе которого определяются  ставки таможенных пошлин в  соответствии с таможенном тарифом а также большинство мер административного характера;

- правильное определение  кода ТНВЭД имеет большое значение  и для повышения объективности  таможенной статистики внешней  торговли, используемой при выработке  таможенной политики страны и  принятии конкретных мер по  ее реализации;

Взаимосвязь элементов таможенного контроля образует семь областей возможного возникновения риска, семь типов риска:

1. Риски административного  регулирования. Источниками этого  типа рисков является перемещение  товаров, независимо от их классификационного  кода ТНВЭД, но обладающие специфическими  свойствами, которые и являются  объектами нетарифного регулирования.  Примером таких рисков, могут  служить риск нарушения права  интеллектуальной собственности  (импортные и экспортные операции  с контрафактной продукцией), незаконное  перемещение культурных ценностей  (любые товары, со дня производства  которых прошло более 50 лет).

2. Риски экономического  регулирования. Источники рисков  тарифного регулирования связаны  с процедурой начисления и  уплаты таможенных платежей.

3. Риски определения недостоверного  кода ТНВЭД. Источником риска  является ошибочное определение  кода ТНВЭД по причине отсутствия  исчерпывающей информации о товаре или неправильного применения правил интерпретации ТНВЭД.

4. Риски смешанного регулирования.  Данная группа рисков связана  с предоставлением преференций  (частичное или полное освобождение  от уплаты таможенной пошлины,  НДС, акциза, сборов за таможенное  оформление), предусмотренные действующим  законодательством, при наличии  документа, разрешающего или подтверждающего  права пользования льготой. 

5. Риски недостоверной классификации товаров в соответствии с кодами ТНВЭД и недостоверного описания товаров, влияющее на соблюдение мер экономического регулирования.

6. Риски недостоверной классификации товаров в соответствии с кодами ТНВЭД и недостоверного описания товаров, влияющее на соблюдение мер административного регулирования. Источниками риска являются обязательные требования лицензирования, квотирования, сертификации установленные действующим законодательством в области ВЭД, к определенным товарам (позициям ТНВЭД). Кроме того, товары животного и растительного происхождения являются объектами обязательного контроля ветеринарных служб.

7. Риски недостоверной  классификации товаров в соответствии  с кодами ТНВЭД и недостоверного  описания товаров, влияющие как  на соблюдение мер административного  регулирования так и на меры экономического регулирования. Риски, возникающие на пересечении всех трех предметных областей, потенциально наиболее опасны, так как в случае их возникновения происходит уход не только от уплаты таможенных платежей, но и от соблюдения мер нетарифного регулирования, путем заявления недостоверной информации о товаре и/или недостоверного кода ТНВЭД. Источником данных видов рисков являются специальные льготные процедуры либо особые требования к определенным группам товаров. Например:

Информация о работе Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО