Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- обозначить роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД;
- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации;
- выделить особенности таможенного регулирования на примере Дальневосточного таможенного управления;
- предложить пути совершенствования деятельности таможенной системы на Дальнем Востоке.
Введение
4
1 Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
6
Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
6
11
Методы таможенного регулирования ВЭД
Основные черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
20
2 Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления
23
2.1 Общая характеристика внешней торговли в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления
23
2.2 Анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей
по Дальневосточному таможенному управлению
29
3 Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
31
3.1 Основные тенденции в развитии взаимной торговли товарами и
услугами
31
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
Заключение
Библиографический список
Сейчас заключено соглашение между Министерством топлива и энергетики РФ и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о реализации проектов сотрудничества в области нефти и газа.
Освоение экспорта дальневосточных топливных ресурсов - путь к обеспечению должных позиций России в АТР и в мире. Уникальный рекреационный потенциал требует огромных средств для развития туризма, что является благополучным для экономики России. Развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока со странами АТР - будущее России.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО
В таможенной системе РФ с 01 января 2004 года разработана и внедрена система управления рисками, которая во многом характеризуется информационной избыточностью.
Основным элементом СУР являются профили рисков, которые дублируют друг друга, многократно перекрывая одну и ту же область риска. Следствиями информационной избыточности СУР являются:
- повышенная информационная
нагрузка на таможенных
- существенно усложнившийся процесс автоматизации системы управления рисками;
- функции контроля над деятельностью должностных лиц, принимающих решение о мерах по минимизации выявленных рисков, осложнены.
Еще одно важное отрицательное свойство внедренной СУР заключается в ее недостаточности для организации таможенного контроля. На практике это означает, что сотрудник таможни вынужден пользоваться не только системой управления рисками, но и дополнительными руководящими документами служб ФТС России.
С одной стороны, это вызывает многочисленные противоречия при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств и усложняет таможенное администрирование ВЭД, с другой - нарушает принципы Киотской конвенции о стандартизации и упрощении процедуры таможенного оформления, максимального использования информационных технологий, выборочного таможенного контроля. Результативность применения досмотровых операций на основе выявленных профилей рисков крайне низкая и составляет по таможням от 0,36% до 7,7%, в среднем по таможням ДВТУ - 1,70 процентов (т.е. на каждые 59 досмотров приходится 1 выявленное правонарушение).
Таким образом, становится очевидным, что действующая СУР не отвечает принципу выборочного, «точечного» контроля Киотской конвенции, согласно которому результативность применяемых досмотровых операций должна быть близка к 100%.
Участник внешнеэкономической деятельности при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым, формируя доходную часть федерального бюджета.
Таким образом, меры экономического регулирования, а также административные меры являются барьерами, препятствия которых связаны с различного рода обременением, через которые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и вывозу товаров и транспортных средств.
Учитывая, что под риском в таможенном деле понимается вероятность нарушения законодательства РФ в области регулирования ВЭД, то представляется целесообразным, при разработке системы управления рисками в области таможенного дела, отталкиваться от мер регулирования ВЭД, как от потенциального источника нарушений таможенного законодательства. Отсюда следует, что необходимо искать и разрабатывать усовершенствованные пути для реализации такой обширной системы как система управления рисками.
3.1 Описание системы управления рисками, применяемой в
деятельности ДВТУ
Значительные изменения во внешней торговле, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий, стабильный рост внешней торговли побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы управления рисками (СУР).
В Киотской конвенции закреплено,
что управление рисками в таможенной
службе - это основной базисный принцип
современных методов
Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, которая обеспечит осуществление эффективного таможенного контроля. При этом, исходя из принципа выборочности, основанном на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации. Наиболее важные и приоритетные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеют устойчивый характер;
- связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов в значительных размерах;
- подрывают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Система управления рисками должна поддерживать оптимальный баланс между упрощением таможенных процедур с одной стороны и обеспечением таможенного контроля с другой.
Чем эффективнее таможенный
контроль, тем меньше его воздействие
на процедуры таможенного
Основным документом, содержащим требования к методам и процедурам таможенного контроля, к их применению является Киотская конвенция. В конвенции сформулированы руководства, которые настоятельно рекомендуются к применению, так как представляют собой образцовую практику для современной таможенной системы.
В Генеральном приложении
к конвенции рекомендуются
- стандартизация и упрощение
процедуры таможенного
- поступательное развитие
и совершенствование
- максимальное использование информационных технологий;
- партнерский подход в
отношениях между таможенной
организацией и торговым
Ключевыми элементами Киотской конвенции, которые следует принять современным таможенным организациям, являются:
- максимальное использование автоматизированных систем;
- владение технологиями
управления рисками (включая
- использование предварительно
полученной информации для
- использование электронных средств для передачи информации;
- координация своей работы с работой других учреждений;
- обеспечение легкого
доступа всех желающих к
- организация прозрачной
системы рассмотрения
- организация консультаций с торговым сообществом.
В соответствии с Киотской конвенцией, ниже приведены базовые термины таможенного контроля, основанного на системе управления рисками, и их определения:
Нарушение таможенного законодательства
- любое нарушение или
Документ - любое физическое или электронное средство разработанное как носитель и фактически содержащее входящие данные.
Риск - потенциальное несоблюдение таможенного законодательства.
Анализ риска - систематическое
использование имеющейся
Область риска - те таможенные
процедуры и категории
Оценка риска - систематическое
определение приоритетов
Индикаторы риска - определенные критерии, которые взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора и определения объекта передвижения для потенциального несоблюдения таможенного законодательства.
Управление риском - систематическое
применение процедур управления и практики,
которые предоставляют
Идея создания системы управления рисками и перехода таможенного администрирования ВЭД на принцип выборочного, «точечного» контроля не является новой.
Для целей организации системы управления рисками элементы таможенного контроля при основном таможенном оформлении целесообразно разделить по трем основным блокам:
1. Определение кода товара
в соответствии с товарной
номенклатурой
2. Экономическое регулирование ВЭД.
3. Административное регулирование ВЭД.
Процедура определения кода
товара в соответствии с товарной
номенклатурой
- классификация (отнесение
товаров к тому или иному
коду ТНВЭД) и кодирование
- код ТНВЭД выполняет
роль ключевого признака
- правильное определение
кода ТНВЭД имеет большое
Взаимосвязь элементов таможенного контроля образует семь областей возможного возникновения риска, семь типов риска:
1. Риски административного
регулирования. Источниками
2. Риски экономического
регулирования. Источники
3. Риски определения
4. Риски смешанного
5. Риски недостоверной классификации товаров в соответствии с кодами ТНВЭД и недостоверного описания товаров, влияющее на соблюдение мер экономического регулирования.
6. Риски недостоверной классификации товаров в соответствии с кодами ТНВЭД и недостоверного описания товаров, влияющее на соблюдение мер административного регулирования. Источниками риска являются обязательные требования лицензирования, квотирования, сертификации установленные действующим законодательством в области ВЭД, к определенным товарам (позициям ТНВЭД). Кроме того, товары животного и растительного происхождения являются объектами обязательного контроля ветеринарных служб.
7. Риски недостоверной
классификации товаров в