Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- обозначить роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД;
- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации;
- выделить особенности таможенного регулирования на примере Дальневосточного таможенного управления;
- предложить пути совершенствования деятельности таможенной системы на Дальнем Востоке.

Содержание работы

Введение
4
1 Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
6
Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
6
11
Методы таможенного регулирования ВЭД
Основные черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД

20
2 Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления
23
2.1 Общая характеристика внешней торговли в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления
23
2.2 Анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей
по Дальневосточному таможенному управлению
29
3 Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
31
3.1 Основные тенденции в развитии взаимной торговли товарами и
услугами
31
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсоваая.docx

— 95.05 Кб (Скачать файл)

Квоты можно разделить  на две категории:

1. Тарифные - ограничения  на количество товаров, в отношении  которых применяется обычная  таможенная пошлина;

2. Нетарифные - ограничения  на количество товаров, при  превышении которых выпуск товаров  не допускается.

Нетарифные квоты могут  быть установлены в отношении  импорта и экспорта. Виды квотируемых  товаров и размер квот устанавливаются  Правительством РФ. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной Министерством экономики  и развития РФ.

Объем квот устанавливается  Правительством РФ ежегодно. Также, существует практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется  получить лицензию, что позволяет  государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и  в случае необходимости оперативно вводить ограничительные меры. Сегодня  импортные квоты установлены  в отношении ввозимых мясопродуктов.

Квоты, с точки зрения государственного регулирования экономики, являются наиболее эффективной мерой  ограничения импорта по следующим  причинам:

- во-первых, квота дает  гарантию, что импорт не будет  превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных  конкурентов возможности расширять  продажи на рынке путем снижения  цен. Таможенный тариф такой  гарантии не даст;

- во-вторых, квотирование  является более гибким и оперативным  инструментом политики, поскольку  изменение тарифов обычно регламентируется  национальным законодательством  и международными соглашениями;

- в-третьих, использование  квот делает внешнеторговую политику  более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку определенным предприятиям.

Вместе с тем, использование  квот на импорт может приводить к  дополнительным очевидным негативным эффектам, а именно:

1. С одной стороны, ограничивая  ценовую конкуренцию и гарантируя  отечественным фирмам определенную  долю национального рынка, квота  может способствовать монополизации  экономики.

2. С другой стороны,  само распределение лицензий  редко происходит на открытых  аукционах в условиях честной  конкуренции импортеров, и поэтому,  в лучшем случае, приводит к  произвольным и потому недостаточно  эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

Контроль за соблюдением скрытых мер, воздействующие на цены товара, финансового характера, такие как процентные ставки кредитов, субсидии и др. находится вне компетенции таможенных органов.

Огромное количество разнонаправленных  мер административного (нетарифного) характера, с одной стороны реализует  достаточно гибкий механизм регулирования внешней торговли, а с другой требует четкой системы управления ими в таможенном деле.

Можно также предложить следующую классификацию методов регулирования ВЭД:

1. Административные методы: лицензирование импорта, контингентирование  импорта, «добровольные» ограничения  экспорта и др.

2.  Экономические методы: импортный таможенный тариф; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины; импортные налоги (НДС, акцизы); сборы за таможенное оформление товаров; внутренние требования по подтверждению и определению заявленной таможенной стоимости и др.

3. К смешанным методам  можно отнести: таможенные пошлины  для товаров, происходящие из  стран-пользователей национальной  системой преференций; товары  специфического назначения, предусматривающие  льготный режим налогообложения  (например, товары медицинского назначения); льготное налогообложение поставок товаров в уставной фонд совместных предприятий; тарифные квоты и др.

Проанализировав все вышеперечисленные методы тарифного и нетарифного регулирования ВЭД можно сделать следующие выводы. Во-первых, действующие методы, используемые таможенной службой в механизме государственного регулирования ВЭД,  позволяют решить задачи, стоящие перед государством в области обеспечения безопасности, оптимизации структуры внешнеторгового оборота, реализации национальных интересов. Во-вторых, такой подход к классификации методов регулирования, наилучшим образом соответствует определенным задачам таможенной системы, а именно позволяет четко распределить круг решаемых проблем при таможенном контроле, а также определить  необходимые и достаточные формы таможенного контроля.

 

 

1.3 Основные черты и функции таможенной системы в механизме   

      государственного регулирования ВЭД

Реализация целей таможенной политики приводит к изменениям в  характере деятельности таможенных структур, повышению их роли в осуществлении  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Осуществление рыночных реформ вызвало изменения в таможенной политике, сущность которой, как составной механизма государственного регулирования ВЭД, выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных мер по развитию внешнеэкономических связей страны..

Осуществление новой таможенной политики страны потребовало создание достаточно сложной, разветвленной, многоуровневой системы исполнительных органов, способных  одновременно разрабатывать стратегию  развития таможенного дела и непосредственно  воплощать в жизнь механизмы  таможенно-правового регулирования внешнеэкономических связей, защищать экономические интересы и безопасность страны.

Система таможенных органов  призвана обеспечить высокий уровень  управляемости таможенными органами, соответствовать структуре и  характеру внешнеэкономической  деятельности и иметь механизмы  адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Важнейшей задачей организации  таможенного дела является выбор  оптимальной системы таможенных органов, а также определение  эффективных и рациональных форм и методов их деятельности и взаимодействия с другими государственными органами

 Системе таможенных  органов, будучи системным образованием, присущи следующие признаки:

  1. Функциональная общность таможенных органов. Функциональная общность таможенных органов состоит в том, что все они - от ФТС России до таможенного поста осуществляют таможенное дело, выполняя единые по содержанию функции, проводят в жизнь единую таможенную политику.

В данном случае наблюдаются существенные различия между таможенными органами различных уровней, что естественно и закономерно, учитывая характер и место, занимаемые соответствующим таможенным органом в единой системе таможенных органов. Конечно, с точки зрения объема и характера выполнения функций в сфере таможенного дела между ФТС России и таможенным постом, таможней и даже региональным таможенным управлением имеются существенные различия. Однако, в целом функциональная общность всех таможенных органов - один из наиболее характерных признаков системы таможенных органов.

2. Организационные взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов. Этот признак означает, что каждый таможенный орган из совокупности таможенных органов взаимосвязан с другими выше и нижестоящими таможенными органами и звеньями. Ни один из них не функционирует сам по себе, изолированно от других, а только в тесном взаимодействии с другими звеньями оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия.

3. Единство системы таможенных органов. Единство системы таможенных органов обусловлено единством цели и задач таможенных органов Таможенного союза, единством таможенной территории (п. 1 ст. 2 ТК ТС), а также единством выполняемых задач (ст. 6 ТК ТС).

Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными  принципами, на которых основывается организация и осуществление  таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования  и сочетания его с мерами экономической  политики. 

4. Целостность.  Каждый из таможенных органов - это не автономная единица, а часть единой и целостной системы таможенных органов.

5. Наличие уровней и иерархии уровней. Системе таможенных органов, являющейся строго централизованной, свойственна иерархичность, характеризующаяся отношениями субординации по вертикали: федеральный орган исполнительной власти - региональные таможенные управления - таможни - таможенные посты. А также отношениями координации и взаимодействия по горизонтали.

Совокупность таможенных органов в силу перечисленных выше признаков совершенно определенно может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.

Таможенная система выполняет  следующие функции:

- участвует в разработке  таможенной политики и реализует  ее;

- обеспечивает соблюдение  законодательства, а также принимает  меры по защите прав и интересов  граждан и предприятий при  осуществлении таможенного дела;

- защищает экономические интересы государства;

- применяет средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;

- ведет борьбу с контрабандой, нарушением таможенных правил  и налогового законодательства, относящимся к товарам, перемещаемым  через таможенную границу таможенного  союза;

- ведет таможенную статистику  внешней торговли и ЕТН ВЭД  ТС;

- содействует развитию  внешнеэкономической связи;

- осуществляет валютный  контроль в пределах своей  компетенции;

- участвует в разработке  международных договоров в области  таможенного дела, осуществляет  сотрудничество с таможенными  и иными компетентными органами  иностранных государств в области  таможенного дела;

- обеспечивает в установленном  порядке Верховный Совет РФ, Президента  и Правительство, а также иные  государственные органы информацией  по таможенным вопросам;

- реализует единую финансово-хозяйственную  политику, создает необходимые условия  труда для работников таможенных  органов.

 В условиях существенного расширения масштабов внешнеторговой деятельности ФТС РФ вносит существенный вклад в формирование федерального бюджета государства, так как она непосредственно обслуживает многочисленные товаропотоки, ежеминутно пересекающие границы государства.

ФТС России сообщает, что  за сентябрь 2012 года сумма доходов  федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 501,77 млрд. рублей. Таким образом, за девять месяцев 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4726,36 млрд. рублей.3

 Современная мировая торговля ускоренными темпами развивается в направлении глобализации и интеграции в области международного обмена. Это неизбежно ведет к модернизации и реорганизации таможенного дела, и как следствие к развитию новых подходов к методологии и практики управления, информационного обеспечения таможенных процессов на качественно ином уровне.

Характер настоящего этапа  глобализации и региональной интеграции сложился под воздействием целого ряда факторов:

- развитие новых информационных  технологий и их быстрое распространение  по глобальным электронным сетям,  значительное снижение стоимости  транспорта, телекоммуникаций и  компьютеризации, обеспечивающее  интегрирование рынка в глобальных  масштабах;

- финансовая глобализация, обеспечивающая быстрое перемещение  капиталов и проведение различного  типа таможенно-банковских, экспортно-импортных  операций во всем мире в  течении суток, а также динамичное развитие прямых иностранных инвестиций;

- перемены в экономической  политике многих стран (приватизация, либерализация, сокращение государственного  регулирования), открытость экономики и ликвидация барьеров для свободного перемещения факторов производства;

- создание таможенных  союзов, свободных экономических  и таможенных зон, а также  унификация, упрощение и упорядочивание  таможенных пространств и границ  ведет к росту международной торговли;

- изменения в деятельности  транснациональных корпораций и  повышение степени дифференциации  хозяйственной деятельности и  возможностей координирования производства  в различных районах мира;

- действия международных  институтов, направленные на снижение  ограничений в свободном перемещении  товаров, услуг и капитала (ВТО/ГАТТ, WCO, ЮНКТАД, ОЭСР), и поддержка во  многих странах реформ, направленных  на создание открытой рыночной  системы экономики (МВФ, Мировой банк, МБРР).4       

Информация о работе Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО