Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- обозначить роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД;
- определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации;
- выделить особенности таможенного регулирования на примере Дальневосточного таможенного управления;
- предложить пути совершенствования деятельности таможенной системы на Дальнем Востоке.
Введение
4
1 Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
6
Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
6
11
Методы таможенного регулирования ВЭД
Основные черты и функции таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД
20
2 Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления
23
2.1 Общая характеристика внешней торговли в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления
23
2.2 Анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей
по Дальневосточному таможенному управлению
29
3 Пути совершенствования системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
31
3.1 Основные тенденции в развитии взаимной торговли товарами и
услугами
31
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ДВФО
Заключение
Библиографический список
Квоты можно разделить на две категории:
1. Тарифные - ограничения
на количество товаров, в
2. Нетарифные - ограничения
на количество товаров, при
превышении которых выпуск
Нетарифные квоты могут
быть установлены в отношении
импорта и экспорта. Виды квотируемых
товаров и размер квот устанавливаются
Правительством РФ. Таможенное оформление
квотируемых товаров
Объем квот устанавливается
Правительством РФ ежегодно. Также, существует
практика автоматического
Квоты, с точки зрения государственного регулирования экономики, являются наиболее эффективной мерой ограничения импорта по следующим причинам:
- во-первых, квота дает
гарантию, что импорт не будет
превышать определенную
- во-вторых, квотирование
является более гибким и
- в-третьих, использование
квот делает внешнеторговую
Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным очевидным негативным эффектам, а именно:
1. С одной стороны, ограничивая
ценовую конкуренцию и
2. С другой стороны,
само распределение лицензий
редко происходит на открытых
аукционах в условиях честной
конкуренции импортеров, и поэтому,
в лучшем случае, приводит к
произвольным и потому
Контроль за соблюдением скрытых мер, воздействующие на цены товара, финансового характера, такие как процентные ставки кредитов, субсидии и др. находится вне компетенции таможенных органов.
Огромное количество разнонаправленных мер административного (нетарифного) характера, с одной стороны реализует достаточно гибкий механизм регулирования внешней торговли, а с другой требует четкой системы управления ими в таможенном деле.
Можно также предложить следующую классификацию методов регулирования ВЭД:
1. Административные методы:
лицензирование импорта,
2. Экономические методы: импортный таможенный тариф; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины; импортные налоги (НДС, акцизы); сборы за таможенное оформление товаров; внутренние требования по подтверждению и определению заявленной таможенной стоимости и др.
3. К смешанным методам
можно отнести: таможенные
Проанализировав все вышеперечисленные методы тарифного и нетарифного регулирования ВЭД можно сделать следующие выводы. Во-первых, действующие методы, используемые таможенной службой в механизме государственного регулирования ВЭД, позволяют решить задачи, стоящие перед государством в области обеспечения безопасности, оптимизации структуры внешнеторгового оборота, реализации национальных интересов. Во-вторых, такой подход к классификации методов регулирования, наилучшим образом соответствует определенным задачам таможенной системы, а именно позволяет четко распределить круг решаемых проблем при таможенном контроле, а также определить необходимые и достаточные формы таможенного контроля.
1.3 Основные черты и функции таможенной системы в механизме
государственного регулирования ВЭД
Реализация целей таможенной
политики приводит к изменениям в
характере деятельности таможенных
структур, повышению их роли в осуществлении
государственного регулирования
Осуществление новой таможенной
политики страны потребовало создание
достаточно сложной, разветвленной, многоуровневой
системы исполнительных органов, способных
одновременно разрабатывать стратегию
развития таможенного дела и непосредственно
воплощать в жизнь механизмы
таможенно-правового
Система таможенных органов
призвана обеспечить высокий уровень
управляемости таможенными
Важнейшей задачей организации таможенного дела является выбор оптимальной системы таможенных органов, а также определение эффективных и рациональных форм и методов их деятельности и взаимодействия с другими государственными органами
Системе таможенных
органов, будучи системным
В данном случае наблюдаются существенные различия между таможенными органами различных уровней, что естественно и закономерно, учитывая характер и место, занимаемые соответствующим таможенным органом в единой системе таможенных органов. Конечно, с точки зрения объема и характера выполнения функций в сфере таможенного дела между ФТС России и таможенным постом, таможней и даже региональным таможенным управлением имеются существенные различия. Однако, в целом функциональная общность всех таможенных органов - один из наиболее характерных признаков системы таможенных органов.
2. Организационные взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов. Этот признак означает, что каждый таможенный орган из совокупности таможенных органов взаимосвязан с другими выше и нижестоящими таможенными органами и звеньями. Ни один из них не функционирует сам по себе, изолированно от других, а только в тесном взаимодействии с другими звеньями оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия.
3. Единство системы таможенных органов. Единство системы таможенных органов обусловлено единством цели и задач таможенных органов Таможенного союза, единством таможенной территории (п. 1 ст. 2 ТК ТС), а также единством выполняемых задач (ст. 6 ТК ТС).
Принцип единой системы таможенных
органов неразрывно связан с однородными
принципами, на которых основывается
организация и осуществление
таможенного дела: единой таможенной
политики, единой таможенной территории,
единого таможенного
4. Целостность. Каждый из таможенных органов - это не автономная единица, а часть единой и целостной системы таможенных органов.
5. Наличие уровней и иерархии уровней. Системе таможенных органов, являющейся строго централизованной, свойственна иерархичность, характеризующаяся отношениями субординации по вертикали: федеральный орган исполнительной власти - региональные таможенные управления - таможни - таможенные посты. А также отношениями координации и взаимодействия по горизонтали.
Совокупность таможенных органов в силу перечисленных выше признаков совершенно определенно может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.
Таможенная система выполняет следующие функции:
- участвует в разработке
таможенной политики и
- обеспечивает соблюдение
законодательства, а также принимает
меры по защите прав и
- защищает экономические интересы государства;
- применяет средства
- ведет борьбу с контрабандой,
нарушением таможенных правил
и налогового законодательства,
относящимся к товарам,
- ведет таможенную статистику внешней торговли и ЕТН ВЭД ТС;
- содействует развитию внешнеэкономической связи;
- осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции;
- участвует в разработке
международных договоров в
- обеспечивает в установленном
порядке Верховный Совет РФ, Президента
и Правительство, а также иные
государственные органы
- реализует единую финансово-
В условиях существенного расширения масштабов внешнеторговой деятельности ФТС РФ вносит существенный вклад в формирование федерального бюджета государства, так как она непосредственно обслуживает многочисленные товаропотоки, ежеминутно пересекающие границы государства.
ФТС России сообщает, что за сентябрь 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 501,77 млрд. рублей. Таким образом, за девять месяцев 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4726,36 млрд. рублей.3
Современная мировая торговля ускоренными темпами развивается в направлении глобализации и интеграции в области международного обмена. Это неизбежно ведет к модернизации и реорганизации таможенного дела, и как следствие к развитию новых подходов к методологии и практики управления, информационного обеспечения таможенных процессов на качественно ином уровне.
Характер настоящего этапа глобализации и региональной интеграции сложился под воздействием целого ряда факторов:
- развитие новых информационных
технологий и их быстрое
- финансовая глобализация,
обеспечивающая быстрое
- перемены в экономической
политике многих стран (
- создание таможенных
союзов, свободных экономических
и таможенных зон, а также
унификация, упрощение и упорядочивание
таможенных пространств и
- изменения в деятельности
транснациональных корпораций
- действия международных
институтов, направленные на снижение
ограничений в свободном