Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:31, дипломная работа
Новая концепция организации таможенного дела предполагает его активное воздействие на хозяйственную жизнь страны, трансформацию в экономический регулятор экспортно-импортного товарообмена, рассматривает как надежного защитника интересов отечественных производителей, как важный канал пополнения государственного бюджета.
Объектом исследования настоящей дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования учреждения, организации и функционирования СВХ.
В практике деятельности
таможенных органов возникал вопрос
об ответственности владельца
Как уже указывалось выше, ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товара и транспортных средств, хранящихся на складе, несет владелец склада. Исключением из данного правила является применение к нему солидарной ответственности, если договором владельца склада с лицом, помещающим товары на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо.
При рассмотрении конкретного дела Арбитражный суд указал в своем постановлении, что Таможенный кодекс России не связывает вопросы применения ответственности, установленной указанной выше статьей, с наличием между владельцем склада временного хранения и лицом, помещающим товары на склад, договорных отношений, предусмотренных ст. 150 Таможенного кодекса. Поэтому владелец склада временного хранения, принявший на хранение товары по указанию таможни, должен нести перед нею ответственность за уплату таможенных платежей и в том случае, когда между владельцем склада и лицом, помещающим товары, не были оформлены договорные отношения. Данный вывод суда основан на том положении Гражданского кодекса Российской Федерации, что в ряде случаев правоотношения по хранению возникают не из договора, а в силу других оснований, указанных в законе. В рассматриваемом случае такие основания содержатся в Таможенном кодексе, в соответствии с которым правоотношения между владельцем склада и лицом, поместившим товары и транспортные средства на склад, возникают из административного решения таможенного органа, обязательного для указанных лиц.
Таможенный кодекс России
предусматривает
Такая ответственность устанавливалась ст. 266 Таможенного кодекса за непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные предельные сроки хранения. Указанная статья применялась во всех случаях нарушения сроков хранения товаров и транспортных средств на складе временного хранения до рассмотрения Конституционным судом Российской Федерации дела о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и А.Б.Пестрякова. Своим постановлением от 11 марта 1998 г. № 8-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующей Конституции Российской Федерации ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.27
В связи с такой позицией Конституционного суда Российской Федерации Государственный таможенный комитет разъяснил, что если в отношении товара по окончании общего (предельного) срока их нахождения на временном хранении не будут выполнены требования таможенного законодательства, относящиеся к декларированию, такого рода бездействие, выразившиеся в недекларировании товаров и транспортных средств, т.е. незаявлении по установленной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса России.
В дальнейшем Государственный
таможенный комитет России по данному
вопросу дал дополнительные разъяснения,
в соответствии с которыми в некоторых
случаях при решении вопроса
о привлечении к
Актуальность рассмотрения
вопросов правоприменительной
Данное нарушение таможенных
правил является длящимся, начинается
с момента истечения предельног
Норма о сроках временного хранения содержится в ТК России. Согласно ТК РФ общий срок нахождения товаров и транспортных средств на СВХ не может превышать двух месяцев, а в случаях, предусмотренных другими статьями ТК РФ, - указанных в них сроков; ГТК РФ вправе устанавливать более короткие предельные сроки хранения товаров отдельных категорий (более подробно вопрос о сроках хранения товаров и транспортных средств был рассмотрен в предыдущих главах настоящей работы).
Как ни парадоксально, ТК России, в основном, не содержит четко определенных указаний на то, какой субъект таможенных правоотношений обязан произвести те или иные действия для обеспечения выпуска и получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, находящихся на временном хранении под таможенным контролем. Напротив, зачастую обязанность выполнения тех или иных действий не корреспондируется правом обязанного субъекта на выполнение необходимых смежных действий.
В соответствии с ТК России обязанность произвести декларирование товаров и транспортных средств лежит на декларанте. Между тем в ТК России и нормативных правовых актах ГТК России говорится о том, кто имеет право быть декларантом, а не о том, кто обязан быть декларантом.
В соответствии с ТК России декларант - это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары, и транспортные средства от собственного имени. Лица, перемещающие товары - это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК России, от собственного имени. О каких конкретно действиях, “предусмотренных ТК России”, идет речь, не уточняется.
По мнению ГТК России, в зависимости от оснований принятия товаров на хранение возможны следующие “варианты реагирования“.
1. Неуплата таможенных платежей.
2. Наличие запретов
или ограничений на
Опыт правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по привлечения лиц к административной ответственности за противоправные бездействия в сфере таможенного дела показывает, что законодательство Российской Федерации нуждается в следующих изменениях и дополнениях:
1. Необходимо вновь предусмотреть в законе, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела, статью “ Нарушение режима склада временного хранения “ изложив ее в редакции, учитывающей требования, изложенные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Требуют совершенствования и нормы регулятивного характера, содержащиеся в Таможенном кодексе Российской Федерации и нормативных правовых актах ГТК России, следует внести изменения и дополнения, направленные на увеличение предельных сроков временного хранения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации морским и речным видами транспорта (увеличение данных сроков объективно необходимо в силу особенностей организации и осуществления международных морских и речных перевозок грузов).
- следует внести изменения, предусматривающие, что ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения.
- необходимо внести изменения и дополнения, направленные на уточнение субъекта таможенных правоотношений, обязанного (а не просто имеющего право) произвести декларирование товаров и транспортных средств. При этом у иных лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и у таможенного брокера остается право выступать в качестве декларантов.
При условии внесения предложенных изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации впервые законодательно будет четко определено, что ответственным за обеспечение производства таможенного оформления и уплату таможенных платежей, является лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения. Соответственно, снимаются существующие в практике таможенных органов вопросы с определением надлежащего субъекта нарушений таможенных правил, объективные стороны составов которых выражаются в том или ином бездействии в сфере таможенного оформления и уплаты таможенных платежей.29
Таким образом, анализ правоприменительной деятельности таможенных органов по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение режима временного хранения и модернизация на его основе с учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации правового инструментария, находящегося в распоряжении таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, крайне актуальны для целей четкой регламентации таможенных отношений, повышения уровня защиты прав лиц, перемещающих через таможенную границу России товары и транспортные средства, обеспечения законности и усиления эффективности деятельности государственной таможенной администрации.
3.2. Перспективы развития склада временного хранения, как таможенно-правового института
Вступивший в 2004 году в силу Таможенный кодекс Российской Федерации серьезно изменил правила игры в околотаможенной сфере. Например, одним из основных условий включения в Реестр владельцев СВХ стало требование о внесении 2,5 миллионов рублей в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. В прессе не раз высказывались опасения, что такого финансового давления этот сегмент рынка не выдержит, и сложившаяся инфраструктура рухнет.
Практика работы в новых условиях показала, что испытание выдержано, но и потери ощутимы. В настоящее время в реестр включено в два раза меньше владельцев СВХ, чем до вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ.
В настоящее время институты таможенных складов сформировались полностью. В данном контексте, необходимо остановиться на проверках. Были случаи, когда деятельность склада приостанавливали на месяцы. В результате клиенты уходили, и СВХ практически прекращал свое существование.30
Раньше такие методы были оправданы, на рынок приходили случайные люди, с нулевым капиталом и сразу начинали воровать. Теперь другое время. Чтобы открыть терминал нужно вложить миллионные средства, привлечь клиентов. Если терминал прекратил свое существование, в проигрыше не только его владелец, но и люди, которые там работали, и компании, которые поместили там свои товары.
В качестве обязательного
условия для включения в
Дальнейшее реформирование СВХ и института временного хранения в России связанно с государственной политикой ужесточения административных мер в данной области.
Руководитель Федеральной
таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов
намерен усилить
По его замыслам, необходимо существенно сократить число внутренних таможенных постов и максимально приблизить их к государственным границам. Предлагается акционировать СВХ и довести долю государства в них до 25% плюс одна акция. По мнению экспертов, государству будет сложно войти в уставный капитал СВХ, а эффективность их управления при этом может существенно снизиться.
Андрей Бельянинов, руководитель ФТС Российской Федерации неоднократно выступал с программными заявлениями о предстоящем реформировании таможенной структуры. Приоритетом деятельности в данной области является процесс возвращения в сферу государства разрозненной таможенной инфраструктуры.
ФТС России категорически не согласен с тем, что крупные компании диктуют таможенникам, где и как оборудовать таможенные посты.
Решить эту проблему ФТС России намерена путем перехода таможенных пунктов пропуска в ведение государства.
К сокращению необходимо готовиться и внутренним таможенным постам, которых, излишне много.
Аналогичные меры будут принять и в отношении СВХ. Во-первых, СВХ должны быть максимально приближены к российским государственным границам, так как некоторые СВХ находятся в тысяче километров от таможенных постов.
По данным ФТС, в России действует 850 СВХ. СВХ занимают центральное место в таможенном процессе: товар направляется туда, чтобы не задерживать поток на пропускном пункте. Прибыль СВХ складывается за счет предоставления услуг по хранению товара и оформлению документов, пояснил депутат.
Государственных СВХ, бесплатно осуществляющих хранение товаров, около 10%. На коммерческих СВХ стоимость суточной аренды квадратного метра склада равна $1,5. С учетом брокерских услуг оформление одной фуры в Московском регионе обходится участнику ВЭД в $1000.31