Стандартизациz в обеспечении качества таможенных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Таможенная деятельность – это своеобразная государственная услуга участникам внешнеэкономической деятельности. Как и любой другой вид деятельности, таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества. Критерии качества таможенной деятельности в соответствии с ее видом должны определяться заказчиком и потребителем, т.е. Правительством Российской Федерации или от его имени Федеральной таможенной службой и участниками ВЭД, или от их имени объединениями предпринимателей.
Актуальность темы заключается в том, что анализ качества таможенных услуг в России приобретает особую значимость в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года и необходимостью модернизации таможенной службы России по программе Всемирной таможенной организации. В соответствии с нормами, установленными Всемирной торговой организацией для стран–участниц, импортные и экспортные формальности и документация должны быть проанализированы и максимально усовершенствованы. Более того, В условиях развития в России рыночных отношений, влияние на внешнеэкономическую деятельность такого фактора как качество предоставления таможенных услуг приобрело определяющее значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕНЫХ УСЛУГ…………………………………………………………………………...5
1.1 Характеристика таможенных услуг..……………………………....5
1.2Оценка качества услуги.....................................………………….......8
1.3 Сущность процессов обеспечения качества таможенных услуг….13
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕНЫХ УСЛУГ ……………………….……………………….…….17
2.1 Значение стандартизации как метода обеспечения качества таможенных услуг…………………………………………………….………..17
2.2 Основные принципы управления качеством продукции и услуг...18
2.3 Совершенствование процессов обеспечения качества таможенных услуг на основе стандартизации…………………..……………………..…….23
3. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ …...........30
3.1 Роль стандартизации в обеспечении качества таможенных услуг………………………………………………………………………….….30
3.2 Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………...31
3.3 Зарубежный опыт обеспечения и оценки качества таможенных услуг…………………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………...41

Файлы: 1 файл

Андреева А.Г..doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

Самооценка может быть осуществлена двумя методами — с приглашением профессиональных аудиторов и собственными силами.

Самооценка собственными силами предпочтительнее в том смысле, что, по крайней мере, часть руководящего состава уже начнет знакомиться с содержанием требований МС ИСО серии 9000 и задумываться над тем, что нужно делать для соблюдения этих требований.

Для самооценки могут быть использованы вопросники аудиторов систем качества при сертификации систем управления. Они иногда публикуются в печати

 Самооценка системы управления  на соответствие ее требованиям  МС И СО серии 9000 может быть  проведена также по пяти универсальным  вопросам аудитора. В этом случае  по наиболее значимым требованиям  стандарта ИСО 9001 руководство таможенного органа должно дать ответы на следующие вопросы:

1) достаточно ли полно и однозначно  отражают имеющиеся в таможенном  органе документы конкретное  требование стандарта и можно  ли судить, что соблюдение требования  обеспечено;

2) ознакомлен ли персонал с этими документами;

3) имеет ли персонал эти документы  в своем распоряжении;

4) понимает ли персонал содержание  этих документов и требования, изложенные в них;

5) использует ли фактически персонал  эти документы в своей работе. Важным фактором, определяющим начальный этап совершенствования системы управления таможенным органом и ее дальнейшее функционирование, является политика таможенного органа в области качества выполнения таможенных функций, представляемая общественности в виде декларации таможенного органа в отношении своего поведения на рынке таможенных услуг[17].

Декларация должна быть одобрена персоналом таможенного органа. Публикация декларации таможенного органа в области качества таможенных услуг должна вызвать соответствующую реакцию потребителей результатов труда — участников ВЭД, брокеров, перевозчиков и др.

Декларация таможенного органа о политике в области обеспечения качества таможенной деятельности направлена на повышение имиджа таможенной службы и содержит:

– заявление о гарантиях участникам ВЭД квалифицированного и объективного таможенного контроля в соответствии с российским таможенным законодательством;

– заявление об обеспечении участникам ВЭД режима наибольшего благоприятствования, о максимальном упрощении, прозрачности и сокращении времени таможенного контроля[13].

Итак, разработка и опубликование политики в области качества имеют колоссальное мобилизующее значение. Это обязывает руководство непрерывно планировать целевые установки по качеству конечных результатов труда, что рассматривается как механизм достижения все новых рубежей в повышении эффективности работы таможенного органа.

 

 

3. Анализ практического опыта деятельности таможенных органов по обеспечению качества таможенных услуг на основе стандартизации

 

3.1 Роль стандартизации в обеспечении качества таможенных услуг

 

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда[14].

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач[12].

Сущность стандартизации заключается в установлении обязательных норм, требований и правил, имеющих важное значение для общества, государства, отрасли деятельности или организации. Стандарт является документом, утвержденным в соответствии с установленной процедурой и содержащим нормы, требования и правила, обязательные для исполнения с учетом уровня утверждения.

В управлении качеством продукции и услуг стандартизация имеет значение как методическая, нормативная и инструментальная основа для документирования параметров качества и процедур их обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях:

– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечения научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рационального использования ресурсов;

– технической и информационной совместимости;

– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемости продукции[6].

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

– международная стандартизация;

– региональная стандартизация;

– национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;

– административно-территориальная стандартизация[9].

Итак, повышение качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами, непосредственно связано со стандартизацией процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

 

3.2 Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности

 

Структура понятия. Общая структура понятия "таможенная услуга", составляющие его элементы и связи графически отображены на рисунке 9.

 

 

Рисунок 9 – Структура понятия "таможенная услуга"

 

Системный характер таможенных услуг. Таможенная услуга имеет системный характер, поскольку она воздействует на сферу ВЭД непосредственно, целостно, т.е. как на смежную систему. В результате от такого воздействия появляется польза (эффект) системного характера как для государства в целом, так и для сферы ВЭД в частности.

Между объектом и субъектом услуги имеется обратная связь – вектор потребительской полезности. По своей экономической природе – это регулятор, поскольку именно по этой связи, исходя из потребительской полезности субъекта услуги, объект принимает решение о его возможностях и о целесообразности таможенных услуг. По сути, здесь заложен социально–экономический механизм существования субъекта услуги на рынке государственных услуг.

В организационном плане система таможенных услуг иерархична. Основные уровни иерархии – организационные уровни Федерального министерства и Федеральной таможенной службы, уполномоченных в области таможенного дела. Деятельный аспект позволяет выделять функциональные направления в системе таможенных услуг, например, регулирование, фискальный, правовой и информационный контроль и т.п.

Таможенная система, осуществляющая свою деятельность в условиях новой философии таможенного дела2 и современной рыночной экономики, способна предложить свои услуги как государству, так и отечественному бизнесу. Именно они – основные объекты таможенных услуг, т.е. государство в лице его государственных институтов, структуры бизнеса в лице фирм, компаний, коммерческих банков, брокеров, частные представители в лице участников ВЭД[10].

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: между объектом и субъектом услуги имеется обратная связь – вектор потребительской полезности. По своей экономической природе – это регулятор, поскольку именно по этой связи, исходя из потребительской полезности субъекта услуги, объект принимает решение о его возможностях и о целесообразности таможенных услуг. По сути, здесь заложен социально–экономический механизм существования субъекта услуги на рынке государственных услуг.

ФТС России содействует торговле путем:

– предоставления компаниям возможности использования упрощенных процедур;

– информирования заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур;

– привлечения к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов;

– создания специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов;

– использования мирового опыта в области взаимодействия с бизнесом при разработке и применении таможенных процедур[14].

Современный Таможенный кодекс и ряд подзаконных актов предусматривают возможность внедрения некоторых новых таможенных услуг для участников ВЭД. Среди наиболее перспективных услуг можно назвать следующие.

Применение таможенных банковских кредитных карт. Платежная система "Таможенная карта" – это моментальная оплата любых таможенных платежей. Используется система коммерческими фирмами, таможенными брокерами, физическими лицами[17].

Таможенная карта – это банковская карта, предназначенная для оплаты таможенных платежей в таможенных органах по всей России. Краткие характеристики платежной системы:

– 50 банков–эмитентов и более 300 платежных терминалов по всей России;

– упрощение и ускорение таможенного оформления;

– упрощение и удешевление процедуры получения импортером акцизных марок;

– обеспечение уплаты таможенных платежей при транзите и доставке товаров под таможенным контролем;

– повышение эффективности финансового мониторинга и контроля над таможенными платежами[15].

Использование электронно–цифровой подписи в комплексной услуге электронного декларирования товаров. "Электронное декларирование – это будущее всей системы организации таможенного оформления в России". В таможенных органах ДВФО неоднократно проводились эксперименты внедрения данной услуги.

Таможенный кодекс предоставил право участникам ВЭД самостоятельного выбора места таможенного оформления, что облегчает для него процедуру оформления. Таможенные органы теперь не смогут навязывать маршрут перевозчику

Изменились условия временного хранения товаров. В соответствии с кодексом разрешается хранить товары на собственном складе получателя. Предельный срок временного хранения товаров увеличен до 4 месяцев. Кроме того, таможенные органы применяют в новом правовом пространстве услуги, уже ставшие традиционными:

– информирование и консультирование участников ВЭД;

– выдача таможенными органами лицензий и разрешений для участников ВЭД;

– участие в таможенных аукционах;

– таможенный контроль[16].

Итак, современный Таможенный кодекс и ряд подзаконных актов предусматривают возможность внедрения некоторых новых таможенных услуг для участников ВЭД. Мы рассмотрели наиболее перспективные услуги среди них.

 

 

3.3 Зарубежный опыт обеспечения и оценки качества таможенных услуг

 

Управление качеством во многих развитых странах является заботой не только отдельных организаций, но и рассматривается как общенациональная проблема.

Можно выделить 4 уровня, в соответствии с которыми создаются организации по управлению качеством:

– международный (межнациональный);

– национальный (государственный);

– отраслевой;

– общефирменный[7].

Рассмотрим организации по управлению качеством продукции, действующие на этих уровнях.

На международном уровне действует Европейская организация по качеству (ЕОК), созданная в 1957 году. Она является ведущей международной неправительственной организацией в области качества. Членами ЕОК являются национальные организации по стандартизации и качеству (от России – Госстандарт)[6].

Основными целями создания ЕОК являются разработка, совершенствование и пропаганда практических методов и теоретических принципов управления качеством.

Наряду с ЕОК действуют и другие межнациональные организации по качеству. Так, в рамках военного блока НАТО имеется система документов по качеству военной продукции, в основном базирующихся на НТД США[5].

Другая крупная национальная организация по качеству – Японский союз инженеров и научных работников. Основными видами деятельности этой организации являются: проведение исследований в области управления качеством продукции, обучение и переподготовка кадров, пропагандистская и издательская деятельность.

Кроме общенациональных организаций, которые занимаются всеми направлениями по управлению качеством, в зарубежных странах на государственном уровне действуют организации, занимающиеся отдельными проблемами управления качеством продукции.

На отраслевом уровне в ряде стран в различных сферах деятельности действуют системы обобщения и анализа опыта обеспечения качества. Так, например, в США такая организация есть по морской и авиационной технике.

На общефирменном уровне управление качеством осуществляется специально создаваемыми в фирме службами управления (обеспечения) качества. В крупных корпорациях при системном подходе к качеству продукции эти службы органически вписываются в систему управления фирмой, которая имеет, как правило, достаточно сложную организационную структуру.

Информация о работе Стандартизациz в обеспечении качества таможенных услуг