Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке понятий таможенной стоимости товаров, ее содержании, изучении основных функций таможенной стоимости, правил и условий применения методов определения таможенной стоимости, и в целом механизма правового регулирования таможенной стоимости, исследовании проблем, возникающих при определении таможенной стоимости.
В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятия «таможенная стоимость»;
3) определить структуру таможенной стоимости при применении разных методов таможенной оценки;
4) рассмотреть принципы таможенной оценки товаров;
5) исследовать международно-правовые основы и нормативно-правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости;
6) рассмотреть основные таможенные процедуры;
7) проанализировать проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и разработать механизмы их разрешения.
Содержание
Актуальность исследования. Активное развитие общественных отношений в сфере внешнеторговой деятельности, начавшееся с 1990-х годов, обусловило потребность в исследовании и разработке правовых норм, регламентирующих эти отношения.
Одним из институтов таможенного права, остро нуждавшимся в тот период
в разработке и совершенствовании, являлся
институт «таможенного оформления». Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению, неотъемлемой частью которого
является определение таможенной стоимос
В дореволюционной научной литературе понятие «таможенной стоимости» исследовалось в научных работах по налогообложению, государственным доходам.
В советский период понятиям «таможенной стоимости» и «таможенной оценки» товаров в юридической литературе не уделялось должного внимания. На современном этапе российское законодательство подробно регламентирует процесс определения и заявления таможенной стоимости, но понятия «таможенная стоимость» и «таможенная оценка» разработаны недостаточно.
Определение понятия «таможенная стоимость» в российской научной литературе ограничивается воспроизведением положений законодательства РФ по таможенной стоимости и таможенной оценке товаров.
Понятие «таможенная стоимость» имеет глубокое содержание, сложную структуру и двойственную природу: экономическую и правовую. Научный интерес представляют функции таможенной стоимости, ее назначение, цели и принципы определения таможенной стоимости товаров.
Актуальность исследования определения таможенной стоимости вызвана и практической потребностью. Категория споров, связанных с определением и контролем таможенной стоимости, является одной из наиболее распространенных категорией споров, рассматриваемых и в административном, и в судебном порядке.
Таким образом, исследование понятия «таможенная стоимость», ее содержания и структуры, функций и целей таможенной стоимости, основных принципов и правил ее определения, проблем направлено и на решение острых практических задач.
Объектом курсовой работы являются проблемы, возникающих при определении и контроле таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Предметом исследования выступает таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Цель исследования состоит в разработке понятий таможенной стоимости товаров, ее содержании, изучении основных функций таможенной стоимости, правил и условий применения методов определения таможенной стоимости, и в целом механизма правового регулирования таможенной стоимости, исследовании проблем, возникающих при определении таможенной стоимости.
В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятия «таможенная стоимость»;
3) определить структуру
таможенной стоимости при
4) рассмотреть принципы таможенной оценки товаров;
5) исследовать международно-
6) рассмотреть основные таможенные процедуры;
7) проанализировать проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и разработать механизмы их разрешения.
Методологическая база исследования. Исследование осуществлено на базе современных научных методов познания: метода системного анализа, частно-научные методы (историко-правовой, логического анализа), что способствовало целостному анализу рассматриваемых проблем, достижению целей и задач курсовой работы.
Эмпирическую базу исследования составляют правовые нормы, регламентирующие понятие таможенной стоимости, а также гражданско-правовые и административно-правовые отношения, связанные с ее определением.
Теоретической основой работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможенного дела.
В практике внешнеэкономической деятельности процедура определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных платежей является одной из наиболее сложных таможенных процедур.
Стоимость товаров, используемая в таможенных целях, — таможенная стоимость — представляет собой разновидность стоимости товаров, используемой в экономических и внешнеторговых целях, и потому таможенной стоимости свойственны признаки, характеризующие общее экономическое понятие стоимости товаров [26].
Понятие таможенной стоимости по своему содержанию имеет двойственную природу – экономическую и правовую.
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и используемая для целей:
- обложения товара пошлиной;
- внешнеэкономической и таможенной статистики;
- применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров». Тут таможенная стоимость проявляет экономическую природу [14,с.45].
Таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ, ведения таможенной статистики.
Правовая природа таможенной стоимости характеризует ее как таможенно-правовую категорию. Она является одной из таможенно-правовых характеристик товара, стоимостным показателем. Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, и в специальном функциональном назначении таможенной стоимости.
Таможенная стоимость - это некая условная характеристика товаров, которая имеет место только после выполнения публично-правового процесса согласно принятым правилам таможенной оценки, и используется в публично-правовых целях. Таможенная стоимость характеризует товар как предмет публично-правовых, а не частноправовых отношений [13,с.35].
Таможенная стоимость - это стоимостная величина, используемая для целей обложения таможенным и платежами, в этом заключается ее основное функциональное назначение, посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Одновременно с этим таможенная стоимость выполняет также важную регулирующую функцию [23,с.5].
Таможенная стоимость используется в рамках тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, и в «прикладных» целях, в частности, как критерий определения налогонеоблагаемого минимума, для таможенной статистики, при определении размеровадминистративных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.
Структуру таможенной стоимости можно определить как совокупность компонентов, составляющих ее величину, и представить в виде формулы:
Таможенная стоимость = Основа + Дополнительные начисления — Вычеты
Содержание каждого
из компонентов, образующих структуру
таможенной стоимости, зависит от направления
перемещения оцениваемых
На величину таможенной стоимости прямое влияние оказывают мировые и государственные тенденции социально-экономической конъюнктуры, ставки таможенных пошлин, рисковое поведение участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов, содержание и качество процедур определения и контроля таможенной стоимости, механизм управления процессом формирования ставки таможенной пошлины, процедуры определения и контроля таможенной стоимости.
В международно-правовых актах понятие «таможенная стоимость» разработано более детально и, как следствие, процесс определения таможенной стоимости вызывает меньше затруднений.
Российское таможенное законодательство в целом следует международным стандартам таможенного регулирования. Российская Федерация – член Всемирной таможенной организации, Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе в 1983 году), Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле, 1990).
В 2010 году Россия присоединилась к Киотской Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, требования которой учтены при разработке национального таможенного законодательства. В 2012 году после ратификации необходимых соглашений, Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации [25].
Российская Федерация –
На национальном уровне таможенные вопросы регулируются Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3], указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами Федеральной таможенной службы.
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), вступивший в силу 1 июля 2010 г, полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) [2].
В условиях функционирования ТС порядок определения и контроля таможенной стоимости претерпел существенные изменения.
Вопросам таможенной стоимости товаров посвящена гл. 8 Таможенного кодекса ТС (ст. 64 - 69). На основании указанных статей изданы следующие документы, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза по вопросам определения, декларирования и контроля таможенной стоимости:
Вступивший в силу 29 декабря 2010 года Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» повлек за собой ряд нововведений, коснувшихся порядка определения таможенной стоимости товаров как основы для начисления таможенных платежей [3].
При ввозе товаров на территорию ТС таможенная стоимость товаров определяется согласно Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» (далее – Соглашение) [5], и с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
В соответствии со ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС от 25 января 2008 года таможенною стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ТС.
При вывозе товаров страны – члены таможенного союза руководствуются национальным законодательством.
Нормы Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-I «О таможенном тарифе» в части определения таможенной стоимости с 1.06.2010 года не применяются, эти вопросы регулируются указанным выше Соглашением об определении таможенной стоимости товаров [4].
Статья 323 Таможенного кодекса РФ в настоящее время действует в части, не противоречащей действующему законодательству ТС - за исключением п. 1 и первого предложения п. 5 323 ст.
Информация о применении статьи 323 Таможенного кодекса РФ дана письме ФТС России от 29.07.2010 N 01-11/31847.
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате (следовательно, и таможенной стоимости), осуществляется в валюте государства – члена ТС, таможенному органу которого подана таможенная декларация, кроме случаев, предусмотренных международными договорами государств – членов ТС.
Согласно ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем (ранее – таможенным брокером), действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, предусмотренных ТК ТС - таможенным органом [2].
Существенные изменения
в НПБ коснулись контроля таможенной
стоимости таможенными
Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товара [11,с.78].
Данный вопрос является
одним из самых спорных, корректировка
таможенной стоимости постоянно
является предметом судебных разбирательств
между участниками внешнеторгов