Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке понятий таможенной стоимости товаров, ее содержании, изучении основных функций таможенной стоимости, правил и условий применения методов определения таможенной стоимости, и в целом механизма правового регулирования таможенной стоимости, исследовании проблем, возникающих при определении таможенной стоимости.
В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1) изучить правовую природу таможенной стоимости;
2) определить понятия «таможенная стоимость»;
3) определить структуру таможенной стоимости при применении разных методов таможенной оценки;
4) рассмотреть принципы таможенной оценки товаров;
5) исследовать международно-правовые основы и нормативно-правовую базу Российской Федерации по таможенной стоимости;
6) рассмотреть основные таможенные процедуры;
7) проанализировать проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и разработать механизмы их разрешения.
Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
Комиссией ТС могут устанавливаться более продолжительные сроки временного ввоза. Указанным решением КТС установлены более длительные сроки временного ввоза отдельных категорий товаров.
По общему правилу таможенная процедура временного ввоза завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта либо иную таможенную процедуру.
На практике возникают ситуации, когда компания заключает договор аренды на сроки, превышающие предельные сроки временного ввоза. В рамках действующего законодательства единственной возможностью для использования ввезенного товара на территории ТС в течение более длительного срока является помещение временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления либо непосредственно при ввозе, либо в целях завершения таможенной процедуры временного ввоза [23,с.8].
При завершении таможенной процедуры временного ввоза выпуском для внутреннего потребления, уплате будут подлежать не только суммы таможенных пошлин и налогов, от которых компания была освобождена полностью или частично при ввозе оборудования, но и суммы процентов.
В соответствии с действующим законодательством проценты начисляются на сумму подлежащих уплате таможенных платежей исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в установленный период.
10. Свободный склад. Экономический смысл данной процедуры заключается в том, что при ввозе в Россию сырье освобождается от уплаты таможенных платежей (НДС, пошлин), а продукты переработки (в случае ее достаточной переработки) выпускаются в свободное обращение в РФ без уплаты пошлин и НДС.
Основным условием применения процедуры является включение российского юридического лица в реестр владельцев свободных складов. Условием освобождения от уплаты пошлин и налогов в отношении продуктов переработки является наличие заключения о признании данных продуктов товаром ТС.
В отношении товаров, помещаемых на свободный склад, возможно проведение различных операций: хранения, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, маркировки, ремонта.
11. Более привлекательной для бизнеса является возможность осуществления операций по переработке и изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж) [21,с.81].
Соглашение стран ТС, регламентирующее применение данной таможенной процедуры, не ратифицировано Россией, но подлежит временному применению со дня вступления в силу ТК ТС. В настоящее время в России процедура не применяется в связи с отсутствием национальных актов, которые должны быть приняты для ее практической имплементации.
Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам, реальный уровень тарифного обложения предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения.
В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу ТС заинтересованы как сами государства, так и коммерческие круги. Так, в федеральных бюджетах значительная доля доходной части формируется за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет надо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых товаров - реальная эффективность ВЭД, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.
На практике обеспечение нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено схемой подтверждения таможенной стоимости.
Проблема определения таможенной стоимости состоит в доказывании таможенному органу правомерности и обоснованности ее определения. Корректировки таможенной стоимости, производимые таможенными органами в случае несогласия с заявленной в декларации стоимостью товара, часто становятся предметом судебных споров между таможенными органами и участниками ВЭД [27].
Запрашиваемые таможенным органом у декларанта документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости не удовлетворяют требованиям таможенного органа, или не могут быть представлены по объективным причинам. Выпуск товара в этом случае осуществляется только при условии уплаты таможенных платежей, рассчитанных на основе таможенной стоимости, определенной таможенным органом. Это создает значительные трудности для участников ВЭД [27].
Участники ВЭД должны быть заинтересованы в наличии у таможенных органов достоверных источников информации, позволяющих быстро осуществлять контроль таможенной стоимости [2].
На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипуляции с таможенной стоимостью, и трудности в применении установленных в законодательстве методов ее исчисления.
Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, имеют ввиду её занижение. Это справедливо, если подразумевать фискальную функцию таможенной стоимости. Занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет. Но таможенная стоимость является основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения проблемой является умышленное завышение декларируемой таможенной стоимости.
Завышение позволяет незаконно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы РФ большую, чем следует по сделке, денежную сумму.
Российские филиалы иностранных фирм, и расположенные в России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в РФ сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет [24,с. 33].
Практика в РФ показывает, что порядок применения методов определения таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров таможенными органами РФ продолжает нарушаться.
Во многих случаях ввоза товара таможенные органы в нарушение ст. 2 п. 1 Соглашения не принимают таможенную стоимость, определенную декларантом по «методу по цене стоимости сделки с ввозимым товаром». Несмотря на то, что база для налогообложения, определенная по данному методу, является самой достоверной, т.к. подтверждается сведениями из внешнеторгового контракта и имеющимися в распоряжении декларанта документами, таможенные органы предпочитают пользоваться иными, менее точными, методами.
В конечном итоге применяется т.н. резервный метод, т.е. в соответствии со ст. 10 Соглашения таможенная стоимость товара определяется самим таможенным органом на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации [5].
Имеющиеся в распоряжении таможенных органов источники информации не всегда позволяют определить достоверность контрактной цены, а следовательно, и таможенную стоимость товара. Часто ценовая информация на конкретные товары отсутствует (так, сложно определить правильность заявленной стоимости технологического оборудования, возимого в единичных экземплярах).
Не позволяет оценить правомерность принятых при таможенном оформлении решений по таможенной стоимости товаров и отсутствии систематизированной информации о транспортных тарифах, торговых надбавках, величине страховых расходов, обычно применяемых в международной практике.
Еще один способ увеличить таможенную стоимость товара – включить в данную величину лишние слагаемые. В ст. 9 подробно определены все компоненты, которые следует включать в таможенную стоимость товаров.
Нередко таможенные органы относят к таможенной стоимости заведомо лишние затраты, понесенные декларантом при ввозе товара на территорию ТС. В подобных случаях декларанты вынуждены уплачивать завышенные таможенные платежи.
Некорректный выбор таможенными органами ценовой основы при использовании резервного метода вынуждает участников внешнеторговой деятельности обращаться в суд [23,с.9].
Занижение таможенной стоимости представляет также собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции её определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, т.к. часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против РФ, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны [27].
Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.
Таким образом, правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты интересов государств членов ТС на международной арене.
В целях защиты экономических интересов государств –членов ТС необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.
Для правильного определения таможенной стоимости товаров разработаны шесть методов её определения. В настоящее время, как было уже сказано, используются только два из них: первый и шестой.
При наличии сделки купли-продажи и соблюдения условий применения первого метода определения таможенной стоимости, цены на товары в ряде случаев остаются низкими. Такие случаи характерны для участников ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей [25].
Анализ наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на стоимость (цену) сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и проверки финансово-хозяйственной деятельности подтверждают принятую цену сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет.
При существующей системе разных способов взаиморасчетов, такие как, расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов, которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены.
Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товара (отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером). В последнее время существует тенденция к увеличению сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.
Схожие по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными или однородными товарами используются в редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках. Это связано с тем, что к сделкам, которые берутся за основу, предъявляется ряд требований, и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих не всегда возможно [24,с. 35].
Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточности информации. Для определения величины расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в разных регионах госудраств членов ТС.
Для решения этой проблемы, надо создавать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, например, пересекающих таможенную границу РФ. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны [23,с. 9].