Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, осуществлению контроля над соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности. История становления и развития таможенного дела в России измеряется столетиями. Таможенное дело развивалось в России постепенно, изменяясь под давлением власти и преобразованиями соответствующего этапа временной ленты. На сегодняшний день из «мыто» сформировалась «таможенная пошлина», а из такого чина как «мытник» появилось гордое звание «таможенник РФ».
5 этап. Началом создания
таможенной службы России
Указом Президента РСФСР
от 25.10.91 г. был создан центральный
таможенный орган - Государственный
таможенный комитет (ГТК), правовой статус
которого определил Указ Президента
РСФСР от 28.11.91 г. № 242 «О реорганизации
центральных органов
Правительство РСФСР приняло
Постановление №65 от 26.12.91 г. «Вопросы
Государственного таможенного комитета
РСФСР», которое регламентировало комплекс
вопросов по организации таможенного
дела и таможенной службы, утверждало
Положение ГТК России, определило
структуру и штатную
В связи с распадом СССР осталось 20% действующих таможен, тогда как доля товарооборота превышала 50%.
Конкретный план организации
и развертывания таможенных органов
и таможенной инфраструктуры был
определен в Постановлении
К 1993 г. в РФ развернули работу 12 региональных таможенных управлений. В 1992-1993 гг. для организации таможенных органов на Государственной границе РФ были открыты 57 таможен и 112 таможенных постов, 103 автомобильных и 49 железнодорожных пунктов пропуска.
Становление и дееспособность системы таможенных органов были обеспечены принятие 18.06.93 Таможенного Кодекса РФ (ТК РФ) и Закона РФ от 01.07.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе».
Указом Президента РФ от 25.10.94 г. №2014 было введено Положение о ГТК РФ, которое закрепило статус ГТК России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в РФ.
Федеральный закон от 21.01.97 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» определил службу как особый вид государственной службы граждан России и новые условия ее прохождения на контрактной основе.
Введенный в действие с 01.01.2004
г. ТК РФ изменил практику работы таможенных
органов всех уровней. В Кодексе
детально описывались и
В соответствии с Указом
Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе
и структуре федеральных
В декабре 2005 г. Правительством РФ была одобрена «Концепция развития таможенных органов РФ».
Указом Президента РФ от
11.05.2006 г. №473 «Вопросы ФТС» руководство
ФТС вновь передано непосредственно
Правительству РФ, а ФТС были переданы
функции Министерства экономического
развития и торговли РФ по выработке
государственной политике и нормативно-правовому
регулированию в области
27 ноября 2009 г. на заседании
Межгосударственного совета
В рамках договора о создании
единой таможенной территории и формирования
Таможенного союза был
Основой регулирования таможенным
делом и управлением в
1.2 Понятие и функции таможенного дела в РФ
Таможенное дело обеспечивает экономическую безопасность государства. В условиях сложной криминогенной обстановке в сфере ВЭД, в первую очередь в приграничных регионах, такое явление, как контрабанда, не только представляет значительную угрозу экономической безопасности, но и создает предпосылки для активной деятельности международной преступности, зачастую связанную с терроризмом.
Тактическими задачами таможенного дела РФ в этом случае являются:
Таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, (распоряжениями) ФТС и Минфина России. Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.
В современном понимании
В связи с этим данная область включает сложный комплекс отношений государственных таможенных органов с участниками международного товарообмена, обеспечивая реализацию принципов внутренней и внешнеэкономической политики, функций по защите национальных интересов, экономического суверенитета и безопасности государства.
Таможенное дело имеет многоцелевой характер и представляет собой организационную систему административно - технологических процессов по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также совершения таможенных операций. Действия таможенных органов в этих направлениях опираются на законодательные нормы в части государственного таможенного и внешнеторгового регулирования, а также международного таможенного права.
На данном этапе таможенное дело в России служит влиятельным рычагом в формировании благоприятного торгово-экономического режима на внутреннем рынке и фактором усиления интернациональных процессов.
Сфера таможенного дела является монополией
государства и это означает его
право на выработку и реализацию
таможенной политики, обеспечение функции
централизованного федерального управления
таможенными органами и государственного
регулирования совокупного
Одновременно в условиях государственной
монополии в сфере таможенного
дела обеспечивается решением двух важнейших
задач. Первая заключается в наиболее
полном использовании ВЭД в целях
достижения устойчивого роста
Кроме того, отнесение сферы таможенного дела к федеральной компетенции несет в себе гарантии сохранения единства таможенной территории и общего экономического пространства.
Это означает недопустимость установления региональными органами власти каких-либо препятствий для свободного перемещения товара, транспортных и валютно-финансовых средств на таможенной территории России, и тем более дополнительных таможенных границ, таможенных пошлин и сборов.
Несмотря на то, что таможенное дело складывается из нескольких технологических компонентов или блоков (таможенный контроль, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенное декларирование и т.д.), которые отличаются по характеру осуществления, в совокупности все они ориентированы на достижение нескольких важных целевых функции.
Наиболее значимая из них фискальная функция, которую часто именуют экономической функцией. Она реализуется посредством взимания таможенных пошлин и сборов, налогов на импорт в процессе декларирования экспортно - импортных товаров, а так же за счет начисления специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении ввозимой иностранной продукции в ряде конкретных случает.
Таможенные платежи выступают важнейшей составляющей доходной части федерального бюджета России, а доля их совокупного размера сейчас достигает более 50% его объема, или 8% от ВВП.
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:
Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела
достигаются посредством
Регулятивные цели таможенного
дела достигаются посредством
Правоохранительные цели таможенного дела заключается в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу таможенного союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
Таможенное дело в широком понимании
- это теория и практика регулирования
перемещения товаров через
Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.
ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит следующее определение таможенного дела:
«Таможенное дело в Российской
Федерации представляет собой совокупность
средств и методов обеспечения
соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования, а также запретов
и ограничений при ввозе
Таможенным делом также
Традиционно к такому инструментарию относятся:
Кроме того, ТК ТС обозначены такие
инструменты таможенного
Таможенное регулирование, как и таможенное дело - определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил - это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению соблюдения данных правил - таможенное дело.