Таможенное дело в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, осуществлению контроля над соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности. История становления и развития таможенного дела в России измеряется столетиями. Таможенное дело развивалось в России постепенно, изменяясь под давлением власти и преобразованиями соответствующего этапа временной ленты. На сегодняшний день из «мыто» сформировалась «таможенная пошлина», а из такого чина как «мытник» появилось гордое звание «таможенник РФ».

Файлы: 1 файл

tam_delo_i_tam_politika_n_r.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский  банк реконструкции и развития.

3. Ассоциации делового сотрудничества  с зарубежными странами.

4. Неправительственные и негосударственные  международные организации: Международная  торговая палата; экономические  форумы; институты ООН, регулирующие  ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция  ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация,  а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН. Эти международные структуры формируют механизмы международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы доминирующих субъектов геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними.12

В таможенной политике необходимо различать  идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.

Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью  ее внутренних компонент, а также  взаимодействием и сбалансированностью  ее отношений с внешней средой.

С точки зрения реализационного  подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной  власти в сфере регулирования  ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной  базы и мерами административно-властного  характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих  ныне законов содержат правовые нормы  непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества.

Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования  внешней торговли определяются путем  издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала  стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию.

Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей.

Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется  через госучреждения, институты, в  которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы  по трансграничному перемещению  товаров, транспорта, людей.

Экономическая компонента (составляющая) связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической  политики, через протекционизм, свободу  торговли преференции и другие средства таможенного регулирования.

Психоэтическая компонента (составляющая) - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при  разрешении противоречий.

Технико-технологическая составляющая таможенной политики - установленные  процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

 

 

   2.2 Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года

Переход Российской Федерации на инновационный  принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной  интеграции Российской Федерации в  мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической  деятельности формируют предпосылки  для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии  развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации  сформировала основу для обеспечения  интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам  экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней  торговли. Дальнейшее совершенствование  обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) определяет ключевые условия  и приоритеты совершенствования  таможенной службы на долгосрочную перспективу  во взаимосвязи с долгосрочными  целями и задачами.13

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации  является обеспечение экономической  безопасности в сфере внешнеэкономической  деятельности Российской Федерации  и содействие внешней торговле.

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической  безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения  инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов  в федеральный бюджет, защиты отечественных  производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального  содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:

    • таможенное регулирование;
    • осуществление фискальной функции;
    • правоохранительная деятельность;
    • предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;
    • содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.

Для обеспечения основных направлений  требуется совершенствование следующих  вспомогательных направлений:

    • таможенная инфраструктура;
    • кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность;
    • социальная сфера.

Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определит  необходимость внесения изменений  в подходы к совершенствованию  организационно-управленческой деятельности.

Положения Стратегии соотносятся  со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, с  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основными  направлениями внешнеэкономической  политики Российской Федерации до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией государственной  антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

В ходе реализации запланированных  мероприятий Стратегии Федеральная  таможенная служба взаимодействует  с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Деятельность таможенной службы Российской Федерации происходит под воздействием факторов, оказывающих не только положительное  влияние на ее развитие, но и создающих  предпосылки к появлению угроз, что может негативно отразиться на реализации некоторых мероприятий  Стратегии.

Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы Российской Федерации обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой  экономике. С одной стороны, происходит процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности  отдельных стран и регионов.

Переход российской экономики на путь инновационного развития и модернизации предполагает расширение внешнеэкономических  связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, доступ к международным финансовым ресурсам, наполнение внутреннего рынка  качественными потребительскими товарами, а также способствует выходу российских компаний на мировой рынок.

Негативное влияние основных мировых  экономических факторов обусловлено  возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики  и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иными негативными  явлениями.

Рост экономики в результате расширения и модернизации предприятий, расположенных в Российской Федерации, будет сопровождаться увеличением  доли товаров российского производства на внутреннем рынке, что повлечет за собой сокращение объемов импорта  при возрастающем объеме экспорта.

Воздействие интеграционного фактора  в значительной мере связано со вступлением  Российской Федерации во Всемирную  торговую организацию, что может  изменить ситуацию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также  динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков.

Прогнозируется, что в среднесрочной  перспективе этот важнейший фактор будет влиять на деятельность всех российских участников внешнеэкономической  деятельности, определит не только направления совершенствования  всей внешнеэкономической сферы, но и в целом приведет к изменениям в структуре бюджета страны.

Очевидно, что идеология формирования доходной части федерального бюджета  должна быть не только оптимизирована в соответствии с новыми реалиями, но и направлена на обеспечение экономической  безопасности страны, усиление борьбы с преступлениями и административными  правонарушениями, отнесенными законодательством  Российской Федерации к компетенции  таможенных органов, на борьбу с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного  союза и (или) через государственную  границу Российской Федерации.

Вместе с тем вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию послужит стимулом к  дальнейшему упрощению таможенных процедур в рамках происходящих интеграционных процессов на основе дальнейшего  развития информационных технологий.

Потребуется дальнейшее совершенствование  всей таможенной и транспортной инфраструктуры, а также логистических процессов.

Важнейшим фактором укрепления единого  рынка, упрощения движения капиталов, рабочей силы и услуг, а также  развития кооперации стало создание Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.

Учитывая сложившиеся условия  интеграции Российской Федерации в  мировое сообщество, таможенная служба Российской Федерации будет концентрировать  свою деятельность на развитие системы  таможенного администрирования, которая  должна стать инструментом влияния  на отечественный рынок в рамках законодательной базы.

Вместе с тем в развитии интеграционного  фактора нельзя не учитывать негативное влияние политической нестабильности в ряде регионов, сопредельных с  Российской Федерацией, на развитие внешнеэкономических  связей и транспортного сообщения  России с другими странами. Влияние  таких факторов может проявиться в создании альтернативных транспортных маршрутов, введении дискриминационных мер против российских участников внешнеэкономической деятельности и совершении иных действий.

Воздействие технологического фактора  на деятельность таможенных органов  характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений  деятельности. Следствием этого процесса является возникновение потенциальных  угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого  процесс внедрения достижений науки  и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных  таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности.

Активизация внешнеэкономических  связей Российской Федерации, вызывающая внимание к деятельности таможенных органов в виде оценки вклада в  формирование условий ведения бизнеса  в Российской Федерации, а также  наличие возможностей и угроз  со стороны внешней среды обусловливает  необходимость целенаправленного  совершенствования таможенной службы Российской Федерации по направлениям ее деятельности.

Развитие таможенной службы Российской Федерации необходимо рассматривать  через призму ее основных задач и  приоритетов.

Основное содержание таможенной политики Российской Федерации составляет таможенное администрирование - организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемые в нормативно-правовых рамках в процессе реализации возложенных  на них задач в сфере таможенного  дела.

Информация о работе Таможенное дело в Российской Федерации