Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, осуществлению контроля над соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности. История становления и развития таможенного дела в России измеряется столетиями. Таможенное дело развивалось в России постепенно, изменяясь под давлением власти и преобразованиями соответствующего этапа временной ленты. На сегодняшний день из «мыто» сформировалась «таможенная пошлина», а из такого чина как «мытник» появилось гордое звание «таможенник РФ».
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.10
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Административные инструменты
регулирования внешней торговли
просто необходимы на современном этапе.
С их помощью государство в
условиях самостоятельного осуществления
большим числом компаний коммерческих
операций может остановить рост внешнеторгового
дифицита и выровнять торговый и
платежный балансы, более рационально
распорядиться иностранной
Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах Росси.
Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности.
Цель таможенной политики в среднесрочной
перспективе - повышение глобальной
конкурентноспособности российской экономики
за счет эффективного применения инструментов
таможенно-тарифного и
Задачи таможенной политики:
1) Содействие технологической
2) Стимулирование развития
3) Повышение конкурентности
4) Унификация таможенной
Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими направлениями таможенной политики РФ:
1) Стимулирование переноса
Дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в РФ по сравнению с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ.
Вместе с тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных количествах. Выполнение международных обязательств РФ по беспошлинному перевозу отдельных видов товаров.
Необходимость защиты наиболее конкурентно способных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела. Временное открытие внутреннего рынка для увеличения предложения и предотвращения роста цен.
2) Усиление регулирующей функции
таможенного тарифа, обеспечение
сбалансированности и
Угроза вытеснения товаров отдельных
секторов экономики с внутреннего
рынка импортом, требует создание
определенных барьеров для доступа
импорта. В тоже время, искусственное
и не оправданное ограждение от импорта
снижает стимулы для повышения
конкурентоспособности
Сбалансировать регулирование
импорта с учетом потребности
производителей и потребителей будет
обеспечиваться: применением специфических
тарифных инструментов в аграрном спектре
(сезонные пошлинные, квоты), гибких реагированием
на потребности производителей и
потребителей, ценовую ситуацию на
рынках путем временного снижения или
повышения ставок ввозных таможенных
пошлин, применением специальных
защитных, антидемпинговых и
3) Отказ от необоснованных
Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений(запретов) на экспорт ряда товаров, а так же фискальную функцию.
В среднесрочной перспективе
4) Адаптация инструментов
Двухстороннее соглашение РФ о свободной
торговле с государствами - участниками
СНГ предусматривает
Открытый доступ товаров на российский
рынок и свободный экспорт
сырья без увязки с едиными
правилами регулирования
Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готов изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.
В соответствии с Планом действия по формированию ТС в рамках Евразийского экономического сообщества(утвержден 6 октября 2007 года Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав государств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведении таможенной политики наднациональным органам ТС.11
В среднесрочной перспективе
А) Подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ.
Б) Двухсторонние соглашения о свободной
торговле будут дополнены
В) Россия должна обеспечить достижения договоренностями со Странами - партнерами по формированию ТС, о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в ТС, отвечающей социально-экономической политики РФ.
5) Оптимизация национальной
В РФ установлена система тарифных преференций, пользователями которой развивающиеся и наименее развитые страны.
К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего 53 страны), пошлина не взимается.
В среднесрочной перспективе
6. Последовательное сокращение
тарифных льгот, искажающих
В виду значительных изменений в
таможенном тарифе в части снижения
(вплоть до 0) ставок ввозных таможенных
пошлин на технологическое и иное
оборудование, аналоги которых не
производятся в РФ, будут отменены
тарифные льготы в отношении товаров,
возимых в качестве вклада иностранного
инвестора в уставный (складочный)
капитал организаций с
Будет предложен мониторинг режима
свободной таможенной зоны в Калининградской
области с целью его
7. Обеспечение стабильности и
транспарентности применения
Частые изменения ставок таможенных
пошлин создают неопределенности и
риски для предпринимателей. В
период до 2011 года будет создан механизм
принятия решений, обеспечивающий стабильность
условий в сфере таможенно-
Исключения будут касаться ограничения перечня случаев, когда оперативность принятия решений трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.
К субъектам таможенной политики относятся
законодательные и
К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся:
А) Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).
Б) Специальные государственные органы:
1. Министерство торговли РФ и
институт уполномоченных
- государственное регулирование
ВЭД (формирование нормативно-
- координация действий
- оценка состояния и прогноз ВЭД;
- создание благоприятного
2. Министерство экономики РФ
3. Министерство финансов РФ
4. Министерство науки и
5. Министерство транспорта РФ
6. МПС РФ
7. Государственный таможенный
8. Федеральная служба по
В) Содействующие организации:
1. Торгово-промышленная палата
с входящими в нее