Таможенное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция

Описание работы

Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Отправитель товаров либо экспедитор вправе воспользоваться услугами таможенного перевозчика по своему выбору. Договор таможенного перевозчика о перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, является публичным договором. Таможенный перевозчик вправе отказаться от заключения договора только при отсутствии возможности осуществить перевозку товаров.

Регион своей деятельности таможенный перевозчик выбирает сам – это может быть регион деятельности как одного, так и нескольких таможенных органов, а также вся территория Российской Федерации.

Деятельность в качестве таможенного перевозчика вправе осуществлять лица, включенные в Реестр таможенных перевозчиков. В соответствии со ст. 93 ТК РФ ими могут быть только российские юридические лица, отвечающие условиям, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 94ТК РФ:

1) на день подачи заявления о включении в Реестр таможенных перевозчиков лицо должно осуществлять деятельность по перевозке грузов не менее двух лет;

2) должна быть обеспечена уплата таможенных платежей в размере 20 млн. руб.;

3) лицо должно иметь лицензию на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензированию подлежит деятельность по осуществлению:

1) международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

2) перевозок морским транспортом грузов;

3) перевозок воздушным транспортом грузов;

4) перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Взаимоотношения таможенного перевозчика с лицами, чьи товары он перевозит (отправители, получатели, экспедиторы), строятся на основе договора. По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату.

 

21. Права и обязанности таможенного перевозчика

 

Таможенный перевозчик вправе самостоятельно выбирать регион, в пределах которого будет осуществлять свою деятельность (п.3 ст.93 ТК РФ).

Деятельность таможенного перевозчика не ограничена только перевозкой товаров под таможенным контролем. Лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков, вправе заниматься любой перевозочной деятельностью в соответствии с имеющимися у него лицензиями и разрешениями, однако в этом случае оно осуществляет перевозку не в качестве таможенного перевозчика, а как обычная транспортная компания.

Таможенный перевозчик осуществляет перевозки товаров, когда на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей. В отдельных случаях (например, при перевозке товаров, запрещенных к ввозу) перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком по требованию таможенного органа. Решение о перевозке товаров таможенным перевозчиком может приниматься таможенным органом отправления в результате выяснения характера и статуса перевозимых товаров и обстоятельств перевозки. Взаимоотношения таможенного перевозчика с лицами, чьи товары он перевозит, строятся на основе договора. По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату. Таможенный перевозчик не вправе отказаться от заключения договора перевозки товаров при наличии у него возможности выполнить эту перевозку.

Таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и требования, установленные в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, а именно:

1) доставлять товары в установленные таможенным органом сроки в места доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены Правительством РФ;

2) обеспечивать сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;

3) не допускать осуществления грузовых операций с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, когда товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенным органом пломб и печатей (п. 1 ст. 89 ТК РФ);

4) при аварии, действии непреодолимой силы принимать все меры для обеспечения сохранности товаров и незамедлительно сообщать в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевозить товары или обеспечивать их перевозку в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом;

5) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров по форме, определенной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (п.2 ст.97 ТК РФ);

6) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (п.3 ст.97 ТК РФ);

7) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора (п.4 ст.97 ТК РФ);

8) соблюдать установленные таможенным органом отправления сроки доставки товаров и документов на них.

Статья 10 ТК РФ запрещает таможенным органам, их должностным лицам, а также иным лицам, получившим доступ к государственной, налоговой, коммерческой и иной конфиденциальной информации в силу закона или договора, разглашать, использовать в личных целях либо передавать эту информацию третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

 

22. Юридическая ответственность таможенного перевозчика

 

ТК РФ не предусматривает иных мер лишения лица, включенного в Реестр таможенных перевозчиков, права осуществлять деятельность в качестве таможенного перевозчика, кроме отзыва свидетельства о включении в Реестр. Свидетельство может быть отозвано таможенным органом в следующих случаях:

1) несоблюдение таможенным перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных перевозчиков;

2) несоблюдение таможенным перевозчиком обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов в случае недоставки товаров в таможенный орган назначения;

3) неоднократное привлечение таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных нарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», 16.3 «Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений», 16.5 «Нарушение режима зоны таможенного контроля», 16.9 «Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них», 16.11 «Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации» и 16.15 «Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета» КоАП РФ (ст.98 ТК РФ).

Как видно из диспозиций приведенных статей, далеко не все они связаны с осуществлением лицом деятельности в качестве таможенного перевозчика, поскольку эта деятельность ограничена перевозкой товаров по таможенной территории Российской Федерации. В силу этого таможенный перевозчик, выступая в самостоятельном качестве, не может нести ответственность за правонарушения, предусмотренные ст. 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП РФ. Лицо считается привлеченным к ответственности неоднократно, если на момент вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении имеется одно или несколько постановлений, по которым не истек один год со дня окончания его (их) исполнения, т. е. срок, в течение которого лицо считается подвергнутым такому наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Решение об отзыве свидетельства доводится таможенным органом до сведения таможенного перевозчика в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия. В соответствии со ст. 21 ТК РФ решение об отзыве вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения. Законодатель не предусматривает немедленного вступления в силу решения об отзыве, предоставляя перевозчику возможность завершить свои гражданско-правовые обязательства.

При отзыве свидетельства таможенный перевозчик исключается из Реестра. Заявление о включении в Реестр после отзыва свидетельства может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для отзыва свидетельства, а в случае отзыва свидетельства по причине неоднократного привлечения таможенного перевозчика к административной ответственности – по истечении одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Решение об отзыве свидетельства может быть обжаловано таможенным перевозчиком в вышестоящий таможенный орган и (или) в суд.

Также перевозчик может быть привлечен к уголовной ответственности: за контрабанду (ст.188 УК РФ), за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

 

23. Понятие временного хранения в таможенной деятельности

 

Временное хранение товаров – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (ст.99 ТК РФ).

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки.

Преимущества временного храненияследующие:

1) осуществление незамедлительной отгрузки товаров с транспортных средств по прибытии на таможенную территорию;

2) предоставление лицу возможности получения относящейся к товарам информации, необходимой для их таможенного оформления;

3) предоставление коммерчески заинтересованным лицам возможности проверить, соответствуют ли ввезенные товары условиям контракта.

Товары помещаются на склад временного хранения:

1) для их таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом либо иной таможенной процедурой;

2) если ввезенные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (товары, запрещенные к ввозу и не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения);

3) в случаях изъятия товаров таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии, а также у лиц, приобретших незаконно перемещенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Так, товары приобретают статус находящихся на временном хранении без их фактического помещения на склад временного хранения с момента:

1) предъявления товаров в месте их прибытия;

2) получения разрешения на хранение товаров в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях либо на складе получателя товаров, не являющемся складом временного хранения.

Процедура временного хранения всегда предшествует процедуре декларирования товаров, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Так, исходя из положений ст. 285 ТК РФ товары и транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, не подлежат помещению на склад временного хранения, если указанные товары могут быть оформлены в таможенном отношении немедленно. Также ТК РФ предусматривает, что таможенная процедура временного хранения не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

По окончании процедуры временного хранения товары подлежат оформлению в соответствии с определенным таможенным режимом, либо помещению под иную таможенную процедуру. Следует отличать временное хранение товаров на складе временного хранения от хранения товаров на таможенном складе. Временное хранение товаров представляет собой таможенную процедуру, предшествующую помещению товаров под таможенный режим, или иную таможенную процедуру, а хранение товаров на таможенном складе осуществляется в соответствии с таможенным режимом, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем.

 

24. Понятие декларирования товаров и транспортных средств

 

Под таможенной декларацией в ТК РФ понимается документ установленной формы, в котором указываются сведения, необходимые для представления таможенным органам в соответствии с кодексом (подп.27 п.1 ст.11 ТК РФ). Это определение таможенной декларации согласуется с определением понятия «декларация на товары», Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры.

Декларированию подлежит любой товар, перемещаемый через таможенную границу.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ срок подачи таможенной декларации не должен превышать 15 днейс даты предъявления товаров таможенным органам. Законодательству Российской Федерации известны случаи, когда обязанность по декларированию перемещаемого товара не возникает. Так, при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами-резидентами наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

В ряде случаев использование таможенных режимов переработки (применительно к обязанности по декларированию – переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления) и уничтожения влечет образование отходов, получение которых не было целью заявления таможенного режима, однако которые могут быть использованы в иных секторах экономики. Кроме того, при переработке товаров могут остаться товары в количестве, не достаточном для производства одной единицы товарной продукции согласно установленным нормам выхода продуктов переработки (остатки). ТК РФ предусматривает обязательное декларирование таких товаров, при этом для таможенных целей они рассматриваются как товары, изначально ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии.

Информация о работе Таможенное право