Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция
Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
При осуществлении таможенного оформления обязательно соблюдение принципа национального языка. Согласно ст. 65 ТК РФ, весь процесс оформления, в том числе заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке. Использование документов, составленных на иностранных языках (например, сертификатов), допускается, если соответствующими языками владеют сотрудники таможенных органов. При этом иностранные документы должны быть надлежащим образом удостоверены, для чего применяется консульская легализация и проставление апостиля. Консульская легализация имеет целью подтвердить подлинность документа, подписи должностного лица и печати на нем, а проставление апостиля в ряде случаев заменяет легализацию и упрощает признание официальных иностранных документов. В качестве участников стадии таможенного оформления выступают таможенный орган и декларант. Декларантомявляется лицо, которое декларирует товары либо от имени которого они декларируются. В качестве декларанта может выступать и таможенный брокер (ст.126 ТК РФ).
Порядок производства таможенного оформления включает совокупность действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, с момента начала их таможенного оформления и до момента его завершения.
Основным актом законодательства, определяющим порядок производства таможенного оформления, является ТК РФ. Иные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие порядок производства таможенного оформления, принимаются в соответствии с ТК РФ.
Порядок таможенного оформления может быть:
1) общим (обычная процедура оформления);
2) первоочередным или упрощенным (приоритетный порядок оформления или перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий катастроф);
3) специальным (порядок, сопряженный с осуществлением санитарно – карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и др.).
ТК РФ определяет критерии, которым одновременно должны соответствовать требования, предъявляемые таможенными органами при производстве таможенного оформления, которые в свою очередь должны быть:
1) обоснованными;
2) установленными ТК РФ или другими актами таможенного законодательства, принятыми в соответствии с ТК РФ.
Таможенное оформление товаров начинается:
1) при ввозе товаров – в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, – устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
2) при вывозе товаров – в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. При этом перевозчик представляет таможенному органу документы и сведения, в зависимости от вида транспорта (п.1 ст.60 ТК РФ).
Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п.2 ст.60 ТК РФ).
Если на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров (п.2 ст.61 ТК РФ).
По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов (п.2 ст.62 ТК РФ).
По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при производстве таможенного оформления.
Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст.66 ТК РФ).
Согласно ст.69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов.
В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе РФ.
Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.
После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска и предъявить их таможенному органу (п.2 ст.69 ТК РФ). При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов (п.3 ст.69 ТК РФ).
Если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом (п.1 ст.70 ТК РФ).
После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст.78 ТК РФ), помещены на склад временного хранения (гл.12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл.10 ТК РФ).
С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст.103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 ТК РФ (ст.77 ТК РФ).
Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.
В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа.
Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций (ст.78 ТК РФ).
В случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несет лицо, осуществляющее грузовые операции.
Внутренний таможенный транзит – это таможенная процедура, применяемая только в отношении иностранных товаров, т. е. товаров, не находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации (п.1 ст.79 ТК РФ). Процедура внутреннего таможенного транзита применяется к товарам как ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, так и вывозимым с этой территории. В отношении вывозимых товаров процедура внутреннего таможенного транзита может применяться и при реэкспорте иностранных товаров, при завершении таможенного транзита, при завершении таможенного режима переработки и при обратном вывозе после временного ввоза. В отношении товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита, на время применения данной процедуры не подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, а также не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (квотирование, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины, запреты, установленные исходя из интересов защиты внутреннего рынка, и иные меры).
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места нахождения таможенного органа, в котором завершается внутренний таможенный транзит, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами (п.2 ст.79 ТК РФ). Процедура внутреннего таможенного транзита не применяется при перевозке товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также воздушным транспортом, если во время совершения регулярного международного рейса воздушное судно совершает в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товара (п.3 ст.79 ТК РФ).
Разрешение выдается:
1) перевозчику;
2) экспедитору, если он является российским лицом;
3) лицу, осуществляющему хранение товаров или проведение с товарами других операций на складе временного хранения, таможенном складе или в ином месте, определенном как место доставки (например, владельцу магазина беспошлинной торговли, получателю товаров). Исключительно этому же лицу разрешение на внутренний таможенный транзит будет выдаваться в случае перевозки товаров по таможенной процедуре внутреннего таможенного транзита в место доставки, не являющееся местом нахождения таможенного органа (в частности, на склад получателя товаров) (п.2 ст.80 ТК РФ).
Таможенный орган отправления осуществляет идентификацию товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения, следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом (п.1 ст.83 ТК РФ).
Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа (ст.85 ТК РФ).
Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков (п.1 ст.93 ТК РФ).
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ.
Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенного органа.
Виды таможенных перевозчиков:
1) общероссийские;
2) региональные;
3) зональные.
Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается (п.4 ст.93 ТК РФ).
Таможенный перевозчик может перевозить товары по инициативе заинтересованных лиц, а также по решению таможенного органа.
Институт таможенного перевозчика создан в целях предоставления дополнительной возможности участникам ВЭД осуществить перевозку товаров в случае, когда импортер или другие заинтересованные лица не имеют возможности внести необходимое обеспечение исполнения обязательств перед таможенными органами при перевозке товаров под таможенным контролем. Если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком, таможенные органы не требуют обеспечения уплаты таможенных платежей и принятия иных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите, предусмотренных п. 1 ст. 86 ТК РФ.
Уплата таможенных платежей в данном случае гарантируется обеспечением, произведенным таможенным перевозчиком на весь период своей деятельности для включения в Реестр таможенных перевозчиков.